ТОЧКА ОПОРЫ
Жизнь среди синего. Старьевщик
Он собирает старое барахло и вечные
ценности
Мы продолжаем серию (см. «ПС» от 10
ноября, 8 декабря 2001 г.) публикаций о Тамани, ее
уникальных богатствах и людях, над которыми
нависла угроза «летального исхода» (заключение
Госкомэкологии). Такова цена чудовищной стройки
на Таманском полуострове, среди оползней и
вулканов, гигантского склада-терминала
сжиженного аммиака. Ну не безумие ли? Начни один
из этих вулканов действовать, малейшая авария,
мина со спичечную головку – и произойдет
крупнейшая катастрофа века. Вместо
предлагаемого общественностью проекта
национального курорта «Тамань–Новый Крым» –
проект конца света. «Приезжайте к нам в
“скверный городишко”, – приглашает глава
Тамани Геннадий Григорьевич Майков, – пока не
построили здесь это чудище. Здесь хорошо летом,
весной, осенью, только не сейчас… Ветра, смерчи,
дожди, низкое мрачное небо, а там, глядишь, и
морозы в паре с ветрами, ух, холодно до ожога…»
А другой таманский житель, герой публикуемого
ниже очерка, считает, что тут в любое время года –
прекрасная погода. Он же говорит: «А ночь придет
– выспишься», имея в виду, что, пока день, –
двигайся, делай что-то полезное, не ленись. Не
опускай руки, житель всемирно известной
лермонтовской Тамани и других, пока еще
населенных пунктов. Владелец корпорации
«Тольятти-азот» господин Махлай, видно, очень
хочет, чтобы пункты стали ненаселенными. А кто
этому противостоит? Глава местной администрации
и его заместитель, лозоходец – искатель
подземных вод, руководитель юношеского
яхт-клуба. Еще один уникальный человек,
собиратель народной жизни… Научит она хоть
чему-то? Хватит ли у людей сил остановить безумие?
Это и от нас зависит…
«Для нас гости – это праздник!»,
«Приходите ко мне в любое время года, здесь стоит
прекрасная погода!» – написано на табличке.
Во дворе беленого, вроде мазанки, домика, под
сенью винограда – всякие чудные вещи: амфора,
колесо от телеги, игрушечная лошадка, якоря и
рыбачьи сети…
«Откуда это?» – спрашиваю я хозяина, Юрия
Федоровича Лиманского.
«Да так, – говорит, – море выкидывает, а я
собираю».
Он – собиратель.
«Собираю все. Вот экскаватор котлован копал, а в
нем старинные пузырьки – я подобрал».
Мальчишки пришли. «Купите, – говорят, – у нас
старые фотографии?» «Куплю, вот вам на
мороженое», – говорит им Лиманский (а мне шепотом
на ухо: «Надо только, чтобы жинка не знала»).
Вот грамота, выбросили из сельсовета. Номер от
старого дома…
Дом Лиманского полон никому не нужных вещей. Он
их зачем-то собирает.
«Это я, – показывает мне какой-то закопченный
котелок, – на Кавказе путешествовал, у армянки
купил. Сурку в нем варил – курдючий овечий жир
кладется, лапша, картошка – один такой отдал в
музей Лермонтова, а лучший себе оставил…
Вот женщину встретил на базаре. Говорю: «У тебя
ничего старого нет?» «Есть, утюг. Видите, с
петушком…» Вот вымпел переходящий, с Лениным, –
не выкинешь, это же наша история. «Артель Примус»
называется. А Примус – это француз? Вот так
захожу сюда, – показывает Лиманский свой
закуток, – и у меня сердце проходит. Легчает.
Радуешься».
Счастливый человек мой собеседник, всему
радуется. Какой-нибудь бутылке суворовских
времен. Горбачевскому купону 1991 года: по нему в
Тамани выдавали мыло. А потом, вспоминает Юрий
Федорович, мыла не стало, решил сохранить купон.
«Программа и Устав КПСС – вот, больше же не
напечатают! Смотри, подписано нашему главврачу. А
я ж не читал. Думаю, дождь пойдет, почитаю…»
Дать Пушкину салют!
«…Я такой суетной, у меня дед шустрый был, я,
наверное, в него. 800 стихов написал, все
примитивные. Каждый день пишу. Сегодня написал
про лампаду. Завтра детей веду в поход,
километров восемь, на Черное море, потом берегом
на Бугас – разведем костер, пожарим картошку и
назад. Это у меня кружок при казачьем музее, ну, мы
только начинаем», – говорит дед Лиманский,
которому пошел семьдесят шестой год.
А человек – в самом расцвете творчества.
В местный Дом-музей Лермонтова написал
пресс-релиз: «На обрыве стоит хата./Камышова
крыша./И назад лет полтораста/Жил поэт здесь
Миша…»
«А это кто, – спрашиваю, – на фотографии?» –
«Иван Максимович Поддубный, знаменитый борец,
родился в 1871 году, а умер в 1949-м. Я о нем тоже стих
написал…» – «А вы его знали?» – «А як же. Раз иду
за керосином – стоит. Я у него банку взял, говорю
продавщице: «Дайте Поддубному вне очереди». –
«Сколько?» – «Да без разницы».
Она отпустила, я ему банку отдал. А отец меня еще
ругал, что не отнес Поддубному до двора. Он уже
старик был, на костылях».
«А усы у него были?» – «Усы были. Но сам – худой
такой, грязный. Раз захожу к родным, он там сидит.
Моей тетки муж починил ему обувь, говорит: «Иван
Максимович, я принес вам чувяки». Тот: «Сколько я
вам обязан?» – «Ничего». – «Ну, я вам
благо-да-рен» – так вот, по слогам, скрипя,
говорил, как старик. Хотел встать, его за стол
посадили. Он был голодный. «Я бы, – говорит, –
килограмм за раз съел, а эти сукины дети дают
полкило. Хочу Ворошилову пожаловаться, неужели
не могут записать меня в военную часть, чтобы я
там ел…»
«И вот я записал, – сообщает собиратель
Лиманский, – его слова. Как он кушал, кушал, а
потом поворачивается и говорит: “На артистке не
женись”».
Не запиши все это Лиманский, думаю теперь я, и
великий русский борец остался бы для потомков
одной легендой. Я сам был уверен, что он умер до
революции. А оказывается, Иван Максимович
Поддубный жил в советское время в городе Ейске, в
двухэтажном доме. Во время Второй мировой, когда
в город пришли немцы, открыл в доме бильярдную.
Мальчишка Лиманский забегал туда погреться, у
буржуйки. А Поддубный сидел в подтяжках, с
черными усами. Ему было уже за семьдесят,
рассказывает Лиманский, а тут такое пятно на всю
жизнь – открыть при оккупантах бильярдную. Когда
наши пришли, ее закрыли. И в этом же доме,
матросском клубе, Поддубного хоронили. На нем,
говорит очевидец Лиманский, даже костюма не было,
пришлось покупать на похороны. Поставили простую
ограду, суриком написали: «Иван Поддубный».
И все травой поросло…
А потом вдруг Би-би-си передает: «В городе Ейске
похоронен И.М.Поддубный, которого никто не
положил на лопатки».
«Ну, тут сразу нашлись средства, – рассказывает
Лиманский продолжение истории про несчастного
Ивана Максимовича. – На могильной плите по
указанию из ЦК выбили заказные стихи про
русского богатыря».
А Юрий Федорович написал свои: «Отчизну-матушку
прославил./Народ тебя в пример поставил./ Но
только смерть не победил ты…»
И отослал в областной музей в 1972 году. А оттуда
пришел ответ: «Не народ, а партия». Мы, говорит
Лиманский, долго смеялись в пожарной части. Он
тогда в пожарной части служил.
Вот еще послушайте, что про Лермонтова написал:
«Поэт в девушку влюбился./Повесть про нее
составил./ Жизни чуть он не лишился./ Через день
Тамань оставил…/И читаем мы рассказ/Про Тамань и
про Кавказ».
«Вчера был посетитель, приехал с сыном Тамань
посмотреть, – сообщил Лиманский, поправляя
картуз, на котором ручкой написано: “Тамань”». А
что за Тамань? Большинство не знает. Другой вон
отпуск получил и сидит на пороге. А у него ни
одного отпуска не прошло, чтобы так сидел.
Говорил дочке и ее подружке: «Давай, девчата,
посмотрим свет». И поехали на теплоходе
«Грузия»… «Вот так, – говорил он дочке, – будешь
учиться – посмотришь свет. А не будешь – ничего
не увидишь. И мужик у тебя такой же будет, какая
ты, такой и мужик…»
Потом в Крым повез – Мариуполь, Керчь, Ялта,
Севастополь. Будешь учиться – больше посмотришь.
Алупка, Алушта, «Ласточкино гнездо», имение графа
Воронцова. В пожарных частях везде ночевали. «Ну,
хорошо?» – «Хорошо». «Вот, смотри, – говорил он, –
я – никто, в пожарной служу, а имею право тебя
свозить куда-то. А выпивал бы – ничего не
увидела».
«Биография такая, – сообщает мне про себя
Лиманский, – если по-простому – какие сами, такие
и сани».
Они у него катятся и катятся.
Все поумирали, а я, говорит, бегаю как пацан.
Наблюдаю за родственниками. Один сидит: то ему
кабана кормить, то пристраивать комнату седьмую,
девятую, а она ему нужна? А я, говорит Лиманский,
утром встал, берег обежал, в музей пошел, поехал
куда-то, у меня много друзей хороших, пускают
переночевать. И я тоже, разговорюсь с кем-нибудь
на море и приглашаю, а жена – ни слова, потому что
она добрый человек… Не знаю, мне как-то хочется
уйти со двора, зарядиться. Повидать чего-то. Вот
вчера шел, я не под ноги смотрел, а смотрел – у
того хата, у того – огород. “Огород у ней
зеленый./ В доме есть и хлеб печеный./В доме даже и
вино./Жить прекрасно суждено”, – смеется он. –
Ну, мы все разные. Нас тысячи людей, и у каждого,
наверное, свой характер».
Вчера, сообщает, на базаре книгу видел,
«Афоризмы», сто пять рублей. Пять рублей есть, еще
бы сто… «Вот смотрите, какой я про нынешнюю жизнь
стих написал, – говорит Лиманский. – Меня за это
не расстреляют?»
…Вдохновение больше приходит ночью. Часа в два
или в три. Он электричество не зажигает, садится,
только ни слова, говорит, жинке, скажешь слово –
все кончится.
Зашла внучка Сашенька четырнадцати лет.
Лиманский ей говорит: «Давай-ка Пушкину сделаем
праздник». Нарядили во дворе яблоню, как дуб.
Цепь, кот ходит по цепи, русалка, избушка на
курьих ножках – все сделали из картона,
разукрасили. Отметили двухсотлетие Пушкина.
Дать Пушкину салют –
Пушки по всей России бахнут!
Здесь Пушкин жил,
Здесь Русью пахнет…
«А народ приходит смотреть музей ваш?» –
«Да у меня всегда народ».
На журнальном столике, то есть на куске фанеры в
одном из закутков дома, написано: «Не трать
деньги сегодня. Они будут нужны завтра».
Это, объясняет, мне отец сказал. Он богатый был,
шубы шил. В 51-м году приходит: «Как дела?» – «Да
грошей, папа, нема». «Да когда же, – спрашивает, –
у тебя гроши будут? Хочешь, научу, чтобы были?» –
«Хочу». «Вот, – говорит, – запомни: не трать
деньги сегодня. Они будут нужны завтра».
Теперь Юрий Федорович сам ребят учит. «Я все это
написал для смеха, не всерьез», – говорит он про
свои произведения.
«Такой я, – говорит, – поэт дешевый. Ну что ж, если
из меня Пушкин не вышел, так вышел стихотворец.
“Но я ж не Пушкин. И не Есенин. Стих мой осенний.
Житель Таманский. Писал Лиманский”».
Широкий путь приводит на кладбище...
«У меня такой круг есть, – разворачивает передо
мной Лиманский рулон ватмана, – кто ночует, сюда
пишет».
Читаем: «Негры тоже любят мороженое».
«Женщина – это величайшая загадка».
«Мальчишка – царь, мальчишка – бог. А все равно у
наших ног».
Словом, мудрые мысли, которые обыкновенно
вырезают ножичком на заборе, у Лиманского
записывают на рулоне. А он разворачивает, с
интересом читает.
Например: «Я – Овен, родился в апреле. И должен
делать людям добро…»
И сам в этот рулон что-то вписывает.
«Прихожу, – рассказывает, – как-то на базар.
Мужики стоят, из пустого в порожнее переливают. Я
говорю: «Все мы пишем, все мы слышим./ Все кричим и
говорим./А слова идут на ветер,/Словно пар и
словно дым».
А мне один отвечает: «Ну, скажи мне еще что-нибудь
такое». Я ему говорю: «Замотал он мои деньги./Я их
долго собирал./ Наплевать ему на это,/До копеечки
забрал».
«Это про то, что на сберкнижке было у народа», –
поясняет Лиманский.
«Счастье не в деньгах, а в их количестве», –
разворачивает передо мной народный рулон.
«Когда я вру, мне больше верят»…
«Жизнь – это сложная комбинация»…
«Это мне двоюродный брат сказал. Как-то о жизни
разговорились, он говорит: “Да, жизнь – сложная
комбинация…” Он летчик был. Да спился и умер. Я
его направлял, говорил, живи моим путем. Видишь,
какой я музейный человек. Почему ты не такой? А он
мне: я как выпью, улица шире и людей кажется
много… Да их и так много, говорю ему, выйди на
базар»…
…«”Лучше быть дураком, чем подлецом…” – это
кто же сказал? – интересуется Лиманский,
разворачивая рулон с рисунками, стихами, словами
встречных. – А, это я из книжки списал: “Божий дух
выше всякого ума…”»
А это что? «Юноши и девушки, овладевайте друг
другом…» Это у меня турист один жил…
«Чего только не намалевали. Уже повыцвело. Нет,
надо почитать, что тут у меня намалевано», –
говорит дед Лиманский, устраиваясь поудобнее.
«Широкий путь приводит на кладбище и в тюрьму.
Узкий ведет к добру».
«Это как понимать?» – спрашиваю я Юрия
Федоровича. «Ну, – объясняет он, – широкий путь –
это собрались, выпили, морду набил кому-то или
тебе кто-то, занял где-то и забыл, что занял.
Безалаберщина. А узкий путь, это – вот вы живете
узким путем, я...»
В народном рулоне есть и о смысле жизни:
«Бери ношу по себе,/ Чтоб не падать при
ходьбе./Жизнь висит на нитке,/А думаешь о
прибытке».
А вот на тему мудрых советов:
«Не могу дать тебе совета,/ Потому что твоя песня
спета».
На тему долголетия.
«Я встал утром, взял мешок и пошел по берегу. Хожу
каждый день семь километров…
Раз пришел к знакомому в Краснодар, у него – вот
такой живот, до колен, пироги ест. Внук сидит,
бледный, компьютер мигает. Ему дед квартиру
купил, с баней. А мне на что та баня? – размышляет
о жизни Лиманский. – Я себе простую,
по-фронтовому… Ну вот, значит, прихожу к
знакомому через месяц, а его жена говорит:
“Опоздал… умер”».
«Так что надо двигаться?» – выясняю у Лиманского
секрет его долголетия. «Двигаться… Бегать все
время. Жена говорит: ты как юла…»
Посмотрел на меня. «Вроде неудобно, я вас не знаю.
Я тут ложусь, – наглядно показывает мне, – и
начинаю вот так ногами крутить, быстро-быстро».
«И чувствуете себя в порядке?» – «Чувствую, что я
молодой, быстрый…»
«Много вы написали». – «А жизнь течет, как речка,
– говорит мне в ответ, – пишу стихи я каждый день.
Болит мое сердечко…»
Получается, в общем, все как у больших поэтов:
вдохновение является по ночам, сердечко болит. По
заказу народа пишет.
«Вот девка живет у нас рядом. Говорит: сочини мне
что-нибудь. Я ей: “На базар хожу я редко./ Все в
саду растет./И хорошая соседка рядом здесь
живет”, – смеется дед Лиманский и поет что-то про
любовь.
«Другой раз сижу-сижу, вдруг – напишется. Прихожу
– жинке даю». – «А она как?» – «Смеется. Говорит,
напиши мне стих, как я с тобой познакомилась».
Пока разговаривали, пришла жена, Лидия
Михайловна, села с нами на лавочку.
«Я как-то шел мимо тебя, а ты окошко красила…» –
завел дед свою поэтическую гармонику.
«Он шел мимо нашего дома, – прокомментировала
жена, – а я забор красила…»
«Я сказал: заберу тебя к себе, чтоб ты собой мой
дом украсила».
Она была вдовой, он тоже один, так они нашли друг
друга двадцать пять лет назад.
«Уже полвторого», – говорит жена.
«Я, вас, наверное, от дел отвлекаю», – извиняюсь.
«Нет, – говорит он, – это она так время сообщает.
Подходит, говорит: три часа, четыре. Чтоб я знал…»
На стене сарая написано: «Жизнь – это сказка о
рыбаке и рыбке».
Я попросил их сесть рядом и сфотографировал.
Порядочные люди своего времени
Рассматриваем семейные фотографии.
«Это я на могилке Анны Петровны Керн, километров
семь от Торжка, на лыжах ходил. Это я до войны. А
это мать». – «Красивая». – «Молодые все красивые.
Это брат матери в 1918 году. Он был и белый, и
красный. Ты чего, спрашиваю, бегал? А жить-то,
говорит, охота. Как “Хождение по мукам”...»
«Эх, – смеется Юрий Федорович, – когда помру,
наверное, все в печку выкинут».
Лет шестьдесят назад, во время другой войны, мама
ему сон рассказывала: будто явился ей дед
Лиманский и звал зимовать на кладбище. “Я ему, –
говорит мать, – берите Федора”, а он: “Нет, Федор
не нужен, ты иди”».
А через десять дней маму с сестренкой убьют. Они
выйдут из дома, а он чуть задержится у калитки –
знакомый паренек угостит семечками – и пойдет
следом. Бомба разорвется от него в тридцати
шагах, а от мамы с сестрой – в семи…
Еще в том мамином сне был сундук с деньгами.
Как-то утром проснулась и показывает ему сверток,
запрятанный в пшеницу, смотри, говорит, сынок,
если что – пригодится на похороны.
Все это он тоже, как умел, выразил в стихах,
проставил число и отметил в конце: «Написал за
два часа и заплакал».
Записывал, зарисовывал в тетрадку что помнил.
Как во время войны ел кисель с «жердем», от
которого «пекла изжога». Как мерз в «опорках».
«Нам всем выдали брезентовые кули на ноги, и вот я
рисую, как выглядели наши ноги».
Ему тогда было шестнадцать лет, послали работать
на лесоповал. Голова кружилась, изо рта тек
желудочный сок, скользкий, горький. Когда мать и
сестру убили, комендант написал за него своей
рукой: «Здравствуй, дорогой папочка. Сообщаю, что
я жив и здоров…
«Вот, – показывает фотографию, – отец и
двоюродный брат не виделись всю войну, а
встретились в парикмахерской в Чехословакии».
Про те времена Лиманский написал поэму
«Теркин-2», 98 куплетов. Иногда ветеранам, приезжим
читает в День Победы, «после третьей рюмки». «Да,
пройдет лет сто, скажут, вон, дед какой-то написал,
интересно… Как нам интересен 1812 год», – замечает
Лиманский, показывая мне находки двухсотлетней
давности: кивер, курительную трубку, медный таз…
Раз, рассказывает, идет по улице, гуси купаются в
тазу. Он мужику: что за таз? Продай. Тот говорит:
жена в огород уйдет, за десятку дам.
Оказался такой вот таз, 1812 года.
Лампу австрийскую у мясника купил. Кружку
бабушка подарила, сделана из артиллерийской
гильзы начала прошлого века. Коромысло, смотрите,
какое интересное, раньше их в доме по пять штук
висело. Отнес три в казачий музей.
Весы 1881 года.
Ручка с перьями, пресс-папье.
Ну как же детям не показать?
Один местный пацан говорит: что это такое –
печать? Пришел хлопчик в казачий музей и
показывает на хомут: это в туалет?
…Бутылка суворовского времени, трубка турецкая,
разбитая, напоминает мусульманина, ступка с
Днепра. Я это собирал, говорит Лиманский, чтобы
меньше драки было, люди рассматривали. А кому не
интересно, пожалуйста, иди, пиво попей.
И он мог бы пропить. Но тогда ничего этого бы не
было.
Трех великолепных музеев, которые он собрал.
Они и сегодня существуют: в Тамани, Ейске и в
городе Чимкенте – в Казахстане.
Сотни вещей, которые сохранил от тлена.
Памяти, которую свернул в рулон, чтобы было
сподручнее передать другим.
«Сохранить до 2041 года и дальше, хотя бы на 200 лет
вперед» – озаглавлена тетрадка его
воспоминаний, переданная внуку…
Фамилия Лиманские, гласит семейное предание,
пошла от польского предка. Мальчиком тот в церкви
ходил с блюдом, собирал пожертвования. Раз во
время службы собралось много народу – пол
провалился, под ним был подвал с «пушенкой», все
люди погибли. Мальчик случайно спасся – от него
пошла фамилия.
Предков Лиманского звали Михаил, Егор, Степан,
Сократ, они были в основном кустари. Их жизнь Юрий
Федорович тоже описал, как вы, наверное, уже
догадались, в стихотворной форме, посвятив
историческую поэму прадедушке Степанушке.
Прадедушка в свое время получил «вольную», но от
хозяина уходить боялся, думал, что солнце светит
только над их селом. Потом все же купил серую
кобылу, забрал семью и поехал на юг. Там боролся
за существование, как на Диком Западе.
И сын был такой же, про него говорили, «завидовал,
что собаки спят».
Лиманские были первоклассными шубниками,
шапниками, портными, мыловарами, и жили неплохо.
Богато жили.
Жена брата отца, Якова, вспоминал Лиманский, была
из богатой семьи, отец – сыпщик, имел амбар с
зерном, после революции на чердаке нашли гроб,
полный денег. «Больше о них ничего не знаю», –
записал потомок.
Двор, где мы сидим, полон звуков. «Как кукушка», –
говорю я ему. «Ага, голубь тут у нас наверху
живет».
В общем, заключает Юрий Федорович, предки были
верующие, трудолюбивые, хлебосольные, старались
угодить ближнему, и в городе Ейске их уважали как
порядочных людей того времени.
Это вот сохранить бы.
На фоне исторической кружки из Цюриха и привета
из Туруханского края фотографии Гагарина с
Хрущевым и Брежневым и картины неизвестного
мужика с плавающим в тазу гусем.
Для любого времени года, какая бы ни была на улице
погода…
«Не знаю, – говорит он, – может быть, я чудной,
дурной, но я хочу сохранить».
Окончание следует
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|