ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Мелочи жизни
Корабль дураков в вечном поиске
пристанища
В наше прекрасное, запутанное и конечно
же обреченное на смуты время люди продолжают
молчать о главном и спорить о мелочах. Ведь
каждому историку известно, какую роль в судьбе
империи может сыграть ненароком забытый дамский
платок или же расхрабрившийся от хмеля
придворный гусляр, и каждому прохожему ясно, что
повороты судьбы вершатся случайностями и
глупостями. И все-таки, хотя люди и спешат по
дороге от рождения к смерти, позволяя себе на
минуту задуматься о вечности, они как мотыльки на
свет слетаются на раздоры, прекрасную
праздность, вульгарную дележку денег,
обыденность, веселье и тишайшую скуку.
Так, кажется, за прошлый век на фоне страстей по
техническому прогрессу человечество перемерило
такой богатый гардероб всевозможных идеологий –
тоталитарных и анархичных, жестоких и
рафинированных, правдивых и утопичных, –
разыграв при этом две мировые войны, сумасшедшее
число революций, бунтов и государственных
переворотов, что на двадцать первое столетие
астрологи и оптимисты планировали политический
штиль, долгий мир и повсеместный духовный
рассвет. Якобы люди устали быть жадными,
безрассудными, жестокими, отчаянными и
малодушными.
Однако, отказавшись от искушений тоталитаризма,
соблазна перестроек и революций, люди продолжают
оставаться людьми – их раздирают противоречия. С
одной стороны, голоса предков зовут людей на
подвиги и странствия, глупые проделки и великие
поступки, дурости и несуразицы, с другой –
человечеству прямо-таки требуется комфорт,
тишина, ежедневная работа, банковские карточки,
зубной врач и уважаемая старость.
Если верить в цикличность истории и событий, в
этом нет ничего удивительного. После столетней
войны, разумеется, во Франции начался
национальный подъем, и пророчество о «девушке,
которая спасет Францию», стало живой и вечной
легендой об Орлеанской деве; окончание
викторианской пуританской эпохи молодое
поколение отпраздновало взрывом светских
скандалов, скабрезных слухов и разоблачений
неприкрытого ханжества. Или же вспомним, как
тщеславная и великолепная роскошь Высокого
Возрождения обернулась суровостью и
сдержанностью Реформации. До XVI века бродяги,
робины гуды, музыканты и трубадуры были в центре
всеобщего обожания. И хотя по королевскому
закону подозрительных лиц и сумасшедших гнали из
городов Франции, Англии вниз по рекам на позорных
«кораблях дураков», над всеми этими оборванными
глупцами, кликушами, поэтами да трубадурами
витали скорее прекрасные и таинственные легенды.
Они слыли королями лирами, с невидимой короной на
свалянных волосах, божественными глупцами с
блуждающим взглядом Эразма Роттердамского,
дурацкими клоунами с кровоточащими деснами.
В XVII же столетии общественная нравственность
жестоко порицала праздность и тунеядство.
Протестантский уклад жизни отказывал
бездельнику, пьянице и в праве на соседство.
Европа, отдавшаяся в щупальца реформаторов,
легко отучивалась от суеверий, раздачи милостыни
и сострадания. Верующие придерживались мнения,
что богатый и добропорядочный – от Бога, слабый и
нищий – от дьявола.
Помимо сумасшедших домов, тюрем и так называемых
трудовых цехов для изгоев была введена система
клеймения. Пойманные дважды неприкаянные и
безработные носили на своих телах страшные
клейма отщепенцев, и каждый феодал имел право
принудить клейменного бродягу к наемному труду.
Интересно, что именно клейменные и проклятые
высоконравственным обществом бродяги стали
первым и самым щедрым источником наемной рабочей
силы в Европе.
Но, если верить на слово Мишелю Фуко, история
совершила-таки новый неожиданный поворот – по
чистой случайности и из-за сущего пустяка: с
приходом Просвещения нравы стали свободнее, и
многие сумасшедшие дома, и некоторые тюрьмы были
перестроены в детские приюты, частные
мануфактуры и в популярные лечебницы сильно
распространившихся «любовных болезней».
Цикличность времени люди понимали по-разному.
Китайцы, скажем, объясняли все естественным
теплообменом противоположных начал – инь и ян,
другие восточные мистики указывали на вечную
борьбу света и тьмы, хаоса и жизни, философы
называли разногласия во взглядах двигателем
прогресса.
Интересно, что в интеллектуальных салонах Москвы
и Петербурга ровно столетие назад, в первые годы
ХХ века, в ходу была идея о «зверином в человеке»
(Мережковский, Розанов, Философов, Брюсов...):
якобы дьявол и Бог спорят в человеке ежесекундно,
а человеческая свободная воля откладывает
победу добра в недосягаемое будущее. Разумеется,
под гром революций трудно было думать иначе.
Много раньше Леонардо да Винчи, прекрасный
художник и ученый, флорентийскими ночами
размышлял о незыблемом принципе
целесообразности и соразмерности в человеке как
о подобии маленькой вселенной – universumе,
вмещающем в себя мир безгранично щедрого Творца,
распыляющего свое мастерство и искусство на все
стороны света. Но уже тогда этот принцип
показался мастеру недосягаемым таинством.
Тысячи набросков лиц, вырванных из толпы гуляк,
понадобилось сделать художнику – обрюзгшие
губы, кривые зубы, глупые перепуганные глаза,
блеклые волосы, – столько труда, чтобы вновь
отчаяться разгадать головоломку.
Так или иначе, в середине ХХ века о принципе
целесообразности вдруг заговорили во весь голос
не только биологи и философы, но и перепуганные
политики, физики-ядерщики и экономисты.
Возникло несколько проблем. Во-первых, это
мировые войны, которые по своим размахам грозили
уничтожить все живое на земле. Во-вторых, это
мировые экономические кризисы, возникавшие
традиционно из-за переизбытка денег в одном
городе и острого недостатка средств в другом. И
в-третьих, растущая социальная напряженность:
уже в конце 1950-х во Франкфуртской школе
системного анализа простейшими математическими
вычислениями можно было подтвердить: в мире
неупорядоченном, в обществе, где все по-прежнему
занимаются охотой за фортуной и заколачиванием
капиталов, в мире острой классовой борьбы
победят бедные, злые, сумасшедшие, голодные и
неприкаянные.
И только в царстве системы, когда каждый человек
учтен и сосчитан, есть шанс на спасение.
Непредсказуемый поворот событий можно
предусмотреть – так решили ученые.
Сторонники именно этой философской школы в
дальнейшем сформулируют общеизвестную ныне
теорию «золотого миллиарда», теорию, где
доказывается, что ресурсов, денег и удовольствий
хватит только ограниченному числу
цивилизованных, культурных, работоспособных и
образованных. Хватит при одном условии:
избранники должны быть расчетливыми,
дальновидными, рассудительными, хитрыми и
экономными.
Итак, в 1970-х годах Тимоти Лири – яркий
исследователь в области социальной психологии,
один из идеологов психоделической революции
сознания – сформулировал идеальный образ
грядущего поколения. По его мнению, это должны
были быть солдаты целесообразности, именуемые
«яппи». Лири считал, что необузданные сильные
страсти поколений начала ХХ, тщеславные желания
жителей военных лет и дурашливая инфантильность
рок-н-ролльщиков 1960-х, очевидно, мешают
существованию нормального человека. Нормальный
человек, по Тимоти Лири, оказался полной
противоположностью «универсума» да Винчи – это
должен был быть здоровый, психологически
уравновешенный, в меру образованный узкий
специалист, берегущий свое место под солнцем,
гордый за свою нишу, знающий себе цену и идущий в
ногу со временем. Не забывая ошибок прошлого,
поколение яппи должно строить социальную среду
без всяческих эксцессов, скандалов, мирно и
панибратски. Новый человек – дитя системы, он
должен управлять ее механизмами так же
непринужденно и столь же нежно, как держать мать
за руку.
При этом Тимоти Лири подчеркивал, что гуманизм –
романтические мечтания энциклопедистов.
Поколение яппи – это победа рассудительности.
Так, целесообразно строить больницы, чтобы
здоровье у потенциальных наемных работников
было на высоте, удобно уважать
неприкосновенность жилья и личного пространства
пассажира в авиалайнере. Перспективно оказывать
помощь отстающим странам и поддерживать хорошие
отношения с вождями диких племен, журить задавак
и наказывать неверных. И только в таком мире,
устроенном и благополучном, понятном и удобном,
как карманный еженедельник, в человеке рождаются
ясные мысли, незамутненные чувства, честные
помыслы и любовь к ближнему...
Интересно, что от протестантского пафоса, где
заглавным все-таки были взаимоотношения
человека с Богом, виток истории оставил только
представление о добропорядочности и
нравственности. Разумеется, поколение яппи
обязано презирать бездельников и бродяг, людей
нецелесообразных, бессистемных. Кто бы мог
подумать, что содержание шуточного,
полуфантазийного эссе Тимоти Лири, которое
скорее всего было забыто сразу после первой
публикации, спустя несколько лет станет в
известной мере явью.
Сегодня, в начале нового века, как и прежде,
цивилизованное общество желает мира,
спокойствия и уюта. Чтобы дети росли здоровыми,
учились в хороших вузах и устраивались на хорошо
оплачиваемые работы. Люди по-прежнему спорят о
мелочах и изредка проговариваются о главном. Мир
по-прежнему вертится по заколдованному кругу
совпадений, случайностей и закономерностей.
Летом прошлого года на Москве-реке дрейфовал
«Корабль дураков», который закрывал парад
пестрых карнавалов в столице. Деревянное
суденышко, наспех сбитое европейскими
авангардистами, вниз по реке провожали толпы
зевак, которые то и дело спорили, будут ли
бутафорский корабль поджигать, или он просто
уплывет восвояси. Еще какой-то любопытный
недоумевал, почему у корабля такое глупое
название. Кто-то ему ответил, что, мол, время у нас
дурацкое, вот и корабль тоже. А кто-то возразил,
что время у нас просто замечательное, а люди, как
обычно, глупы. Вот и спорили, как водится, о
мелочах, пока в жарком воздухе свистели
фейерверки.
Была такая средневековая народная песенка во
Франции: молодая хозяйка харчевни говорит с
пройдохой:
– В карманах твоих ты прячешь чертей
Или слышу я звон монет?
Как боюсь я бесовских твоих когтей,
Или совести твоей нет?
– Только дырки в карманах моих, мадам,
Даже мелочи в них не найду.
Я за ужин с вином свою песню отдам,
За любовь на край неба взойду.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|