ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Единый экзамен: между итогами и
перспективами
Давайте еще раз попробуем
сформулировать, в чем реальный смысл и реальная
польза от этого эксперимента. Но не для тех, кто
его проводит, а для тех, кому предстоит получать
дипломы и поступать в вузы
Главным событием образовательной
политики в 2001 году стал, с нашей точки зрения,
эксперимент по единому государственному
экзамену, который был проведен в шести регионах
прошлым летом. Сейчас идет подготовка к
проведению следующего этапа эксперимента, и в
связи с этим мы решили проанализировать основную
проблематику этого нововведения.
Нам кажется, что, несмотря на отчаянное
сопротивление консервативной части
образовательно-политического спектра, прорыв в
направлении единого экзамена состоялся, и это
следует считать основным достижением прошлого
года.
Чем эффективнее ЕГЭ будет продвигаться, тем
сильнее российское образование будет
становиться школой демократии и основой
благополучной жизни, основой гражданского
общества. Обратное – верно.
К сожалению, сегодня вольно или невольно
дискуссия относительно единого экзамена
приобрела уже не содержательный, а скорее
манипулятивный характер.
Так, если вы выступаете с критическими
замечаниями по методологии проведения ЕГЭ, или
анализируете недостатки предложенных
контрольно-измерительных материалов (КИМ), или
высказываете предложения относительно
организационной схемы проведения, то тут же
противники единого экзамена как такового
используют эти замечания как аргумент «против».
– Вот видите, видите, насколько не проработан
этот вопрос, как много критики он вызывает в
обществе …
А сторонники ЕГЭ, наоборот, обижаются:
– Ну что же вы не понимаете значения этого
эксперимента, зачем же вы усиливаете позиции его
противников?
Таков характер этой дискуссии: поскольку время
для детальной и содержательной дискуссии
упущено, то выясняются отношения.
Кроме того, повторим, есть очень важная
финансовая составляющая.
С одной стороны – теневой бизнес разветвленной и
хорошо отлаженной корпорации под условным
названием «Поступление». Общая сумма оборота
колеблется от 1 до 5 миллиардов долларов.
С другой стороны – средства, которые необходимо
взять из бюджета и потратить на организацию и
проведение дорогостоящих мероприятий.
То есть с одной стороны – прибыльное и
эффективное предприятие с гарантированным
результатом.
С другой – предприятие затратное и плохо
организованное, невыгодное наиболее влиятельным
участникам.
Да и школьные учителя не в восторге:
обнаруживается реальное качество подготовки их
учеников.
И только родители еще ничего не понимают: что это
такое «ЕГЭ», зачем это? Кому выгодно?
Наша позиция
С нашей точки зрения, единый экзамен – ключевой
механизм модернизации системы образования.
Потому что это нововведение прямо, а не косвенно
повлияет на усиление доступности и повышение
качества нашего образования.
При этом позиция газеты «Первое сентября»
укладывается в три ясных, с нашей точки зрения,
принципа.
Первый: результаты принадлежат выпускникам.
Поскольку потребителями образования являются
граждане, а не вуз, то и ЕГЭ должен проводиться в
интересах граждан. Результаты выдаются
гражданам, причем эти результаты не подлежат
никакому разглашению и тем более
централизованному использованию. У государства
нет права использовать результаты моей
образовательной деятельности. А если оно,
государство, желает выяснить эффективность
затраченных им наших налоговых средств, для
этого и нужны независимая система оценки
качества обучения и, кстати говоря,
государственный стандарт. И если правительство в
лице Министерства образования использует или
хочет использовать результаты единого
государственного экзамена для анализа
эффективности системы образования – мы
категорически против такого ЕГЭ.
Второй: экзамен проводит не министерство.
Проводить единый экзамен должна независимая
гражданская, а не ведомственная корпорация.
Ведомство организует конкурс, принимает работу:
тесты, методики оценивания, контролирует этапы
выполнения контракта, но не проводит экзамен, не
разрабатывает контрольно-измерительные
материалы и не анализирует полученные материалы.
Ведомство выступает в качестве заказчика и
приемщика.
Третий: вступительные экзамены в вуз отменяются
полностью.
Никаких исключений или особых условий, никакого
протекционизма в пользу главных вузов. Что
называется, принцип равноудаленности. И если вас
будут развлекать сказками о том, что вот, мол, в
творческие вузы необходим экзамен по актерскому
мастерству или рисунку, а математические
факультеты должны иметь право искать
талантливых математиков по всей стране…
Главное – в другом. В том, что образовательная
политика, ориентированная на моделирование
гражданского общества, а не на тотальное
удовлетворение интересов государства, дает
возможность получать математическое, или
театральное, или музыкальное, или гуманитарное
образование тем, у кого есть такая потребность. И
если при соблюдении общих для всех правил, то
есть сдачи единого экзамена, у вас есть
потребность учиться музыке, живописи,
театральному искусству, литературе или
математике – ваше право.
Если вуз хочет регулировать поток поступающих –
он может установить нижнюю границу результатов
единого экзамена. Если он хочет выискивать себе
талантливых студентов – пожалуйста, через
стипендии, через снижение платы за учебу.
Пять причин, по которым ЕГЭ выгоден гражданам
Самая слабая позиция российской реформы
образования заключается, с нашей точки зрения, в
том, что она абсолютно непонятна гражданам.
Это, кстати, один из самых явных показателей
качества советского образования. Все, что не
имеет аналогов в опыте, – категорически
непонятно. Все, что не вдолблено длительными
повторениями, все, что не укладывается в простое
определение, все это категорически неприемлемо.
Этим и пользуются горе-политики, предлагающие
простые, элементарные решения сложных проблем.
Для единого экзамена тоже придумали такое
простенькое объяснение-сказку про дочку
якутской учительницы, у которой нет средств
доехать до МГУ и поэтому ей надо сдавать единый
экзамен, чтобы она попала в МГУ.
А в чем на самом деле выгода граждан от введения
единого экзамена?
Попробуем предложить пять главных преимуществ
единого экзамена перед существующей системой
поступления в вуз.
1. У всех равные права и возможности для
поступления. Работают общие правила для всех. Все
сдают экзамены по единым тестам. При этом –
анонимно.
2. Поступить в вуз становится на порядок легче.
Вероятность поступления резко повышается:
каждый выпускник может подавать результаты
своего экзамена в любое количество вузов,
находящихся в любом количестве городов, заочно.
При этом он заранее знает, какие вузы примут его
документы, а какие – нет. Потому что все вузы
заранее объявили и сообщили школам нижнюю
границу, нижний уровень результатов ЕГЭ, с
которым они принимают документы.
3. Расходы на поступление ребенка в вуз
сокращаются в сотни раз. Во-первых, резко падает
цена репетиторства: сейчас ее взвинчивают
репетиторы из того вуза, в который ребенок
намерен поступать. Во-вторых, минимизируется
возможность взяток, а именно это основная статья
расходов сегодня. И в-третьих, действительно не
нужно никуда ездить, жить в общежитии, платить за
подготовительные курсы. Единственная затрата:
заплатить за сдачу ЕГЭ.
4. Вы становитесь клиентом, а не просителем. Вуз
становится заинтересованным в хорошем студенте,
а не только студент в хорошем вузе.
5. Дети будут лучше учиться. Через пару-тройку лет,
когда ученики школ убедятся, что действительно
все работает по-честному, что действительно все
зависит от того, как они сдадут ЕГЭ, мотивация
резко повысится. Психологически это легко
объяснимо: сегодня дети учатся не на результат, а
на текущую успеваемость. А текущая успеваемость,
как мы хорошо знаем, вещь весьма условная и
отнюдь не свидетельствует о качестве учебы.
Итак, дети будут лучше учиться, поступить в вуз
станет легче, родительские затраты при этом
снизятся в сотни раз, отношения родителей с вузом
изменятся в пользу родителей, и у всех будут
действительно равные права на образование.
Единственное, чего нельзя допустить, – это чтобы
у государства сохранилась монополия на
проведение единого экзамена. Потому что в таком
случае возникнет мотив так или иначе влиять на
результат. Собственником результата по ЕГЭ
должен быть только выпускник. Экзамен должна
проводить независимая гражданская корпорация,
выигравшая тендер на проведение ЕГЭ. А
государство должно выступать в качестве
заказчика и приемщика.
Тогда единый экзамен – возможен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|