Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Единый экзамен: между итогами и перспективами

Давайте еще раз попробуем сформулировать, в чем реальный смысл и реальная польза от этого эксперимента. Но не для тех, кто его проводит, а для тех, кому предстоит получать дипломы и поступать в вузы

Главным событием образовательной политики в 2001 году стал, с нашей точки зрения, эксперимент по единому государственному экзамену, который был проведен в шести регионах прошлым летом. Сейчас идет подготовка к проведению следующего этапа эксперимента, и в связи с этим мы решили проанализировать основную проблематику этого нововведения.
Нам кажется, что, несмотря на отчаянное сопротивление консервативной части образовательно-политического спектра, прорыв в направлении единого экзамена состоялся, и это следует считать основным достижением прошлого года.
Чем эффективнее ЕГЭ будет продвигаться, тем сильнее российское образование будет становиться школой демократии и основой благополучной жизни, основой гражданского общества. Обратное – верно.
К сожалению, сегодня вольно или невольно дискуссия относительно единого экзамена приобрела уже не содержательный, а скорее манипулятивный характер.
Так, если вы выступаете с критическими замечаниями по методологии проведения ЕГЭ, или анализируете недостатки предложенных контрольно-измерительных материалов (КИМ), или высказываете предложения относительно организационной схемы проведения, то тут же противники единого экзамена как такового используют эти замечания как аргумент «против».
– Вот видите, видите, насколько не проработан этот вопрос, как много критики он вызывает в обществе …
А сторонники ЕГЭ, наоборот, обижаются:
– Ну что же вы не понимаете значения этого эксперимента, зачем же вы усиливаете позиции его противников?
Таков характер этой дискуссии: поскольку время для детальной и содержательной дискуссии упущено, то выясняются отношения.
Кроме того, повторим, есть очень важная финансовая составляющая.
С одной стороны – теневой бизнес разветвленной и хорошо отлаженной корпорации под условным названием «Поступление». Общая сумма оборота колеблется от 1 до 5 миллиардов долларов.
С другой стороны – средства, которые необходимо взять из бюджета и потратить на организацию и проведение дорогостоящих мероприятий.
То есть с одной стороны – прибыльное и эффективное предприятие с гарантированным результатом.
С другой – предприятие затратное и плохо организованное, невыгодное наиболее влиятельным участникам.
Да и школьные учителя не в восторге: обнаруживается реальное качество подготовки их учеников.
И только родители еще ничего не понимают: что это такое «ЕГЭ», зачем это? Кому выгодно?

Наша позиция

С нашей точки зрения, единый экзамен – ключевой механизм модернизации системы образования. Потому что это нововведение прямо, а не косвенно повлияет на усиление доступности и повышение качества нашего образования.
При этом позиция газеты «Первое сентября» укладывается в три ясных, с нашей точки зрения, принципа.
Первый: результаты принадлежат выпускникам.
Поскольку потребителями образования являются граждане, а не вуз, то и ЕГЭ должен проводиться в интересах граждан. Результаты выдаются гражданам, причем эти результаты не подлежат никакому разглашению и тем более централизованному использованию. У государства нет права использовать результаты моей образовательной деятельности. А если оно, государство, желает выяснить эффективность затраченных им наших налоговых средств, для этого и нужны независимая система оценки качества обучения и, кстати говоря, государственный стандарт. И если правительство в лице Министерства образования использует или хочет использовать результаты единого государственного экзамена для анализа эффективности системы образования – мы категорически против такого ЕГЭ.
Второй: экзамен проводит не министерство.
Проводить единый экзамен должна независимая гражданская, а не ведомственная корпорация. Ведомство организует конкурс, принимает работу: тесты, методики оценивания, контролирует этапы выполнения контракта, но не проводит экзамен, не разрабатывает контрольно-измерительные материалы и не анализирует полученные материалы. Ведомство выступает в качестве заказчика и приемщика.
Третий: вступительные экзамены в вуз отменяются полностью.
Никаких исключений или особых условий, никакого протекционизма в пользу главных вузов. Что называется, принцип равноудаленности. И если вас будут развлекать сказками о том, что вот, мол, в творческие вузы необходим экзамен по актерскому мастерству или рисунку, а математические факультеты должны иметь право искать талантливых математиков по всей стране…
Главное – в другом. В том, что образовательная политика, ориентированная на моделирование гражданского общества, а не на тотальное удовлетворение интересов государства, дает возможность получать математическое, или театральное, или музыкальное, или гуманитарное образование тем, у кого есть такая потребность. И если при соблюдении общих для всех правил, то есть сдачи единого экзамена, у вас есть потребность учиться музыке, живописи, театральному искусству, литературе или математике – ваше право.
Если вуз хочет регулировать поток поступающих – он может установить нижнюю границу результатов единого экзамена. Если он хочет выискивать себе талантливых студентов – пожалуйста, через стипендии, через снижение платы за учебу.

Пять причин, по которым ЕГЭ выгоден гражданам

Самая слабая позиция российской реформы образования заключается, с нашей точки зрения, в том, что она абсолютно непонятна гражданам.
Это, кстати, один из самых явных показателей качества советского образования. Все, что не имеет аналогов в опыте, – категорически непонятно. Все, что не вдолблено длительными повторениями, все, что не укладывается в простое определение, все это категорически неприемлемо. Этим и пользуются горе-политики, предлагающие простые, элементарные решения сложных проблем.
Для единого экзамена тоже придумали такое простенькое объяснение-сказку про дочку якутской учительницы, у которой нет средств доехать до МГУ и поэтому ей надо сдавать единый экзамен, чтобы она попала в МГУ.
А в чем на самом деле выгода граждан от введения единого экзамена?
Попробуем предложить пять главных преимуществ единого экзамена перед существующей системой поступления в вуз.
1. У всех равные права и возможности для поступления. Работают общие правила для всех. Все сдают экзамены по единым тестам. При этом – анонимно.
2. Поступить в вуз становится на порядок легче. Вероятность поступления резко повышается: каждый выпускник может подавать результаты своего экзамена в любое количество вузов, находящихся в любом количестве городов, заочно. При этом он заранее знает, какие вузы примут его документы, а какие – нет. Потому что все вузы заранее объявили и сообщили школам нижнюю границу, нижний уровень результатов ЕГЭ, с которым они принимают документы.
3. Расходы на поступление ребенка в вуз сокращаются в сотни раз. Во-первых, резко падает цена репетиторства: сейчас ее взвинчивают репетиторы из того вуза, в который ребенок намерен поступать. Во-вторых, минимизируется возможность взяток, а именно это основная статья расходов сегодня. И в-третьих, действительно не нужно никуда ездить, жить в общежитии, платить за подготовительные курсы. Единственная затрата: заплатить за сдачу ЕГЭ.
4. Вы становитесь клиентом, а не просителем. Вуз становится заинтересованным в хорошем студенте, а не только студент в хорошем вузе.
5. Дети будут лучше учиться. Через пару-тройку лет, когда ученики школ убедятся, что действительно все работает по-честному, что действительно все зависит от того, как они сдадут ЕГЭ, мотивация резко повысится. Психологически это легко объяснимо: сегодня дети учатся не на результат, а на текущую успеваемость. А текущая успеваемость, как мы хорошо знаем, вещь весьма условная и отнюдь не свидетельствует о качестве учебы.
Итак, дети будут лучше учиться, поступить в вуз станет легче, родительские затраты при этом снизятся в сотни раз, отношения родителей с вузом изменятся в пользу родителей, и у всех будут действительно равные права на образование.
Единственное, чего нельзя допустить, – это чтобы у государства сохранилась монополия на проведение единого экзамена. Потому что в таком случае возникнет мотив так или иначе влиять на результат. Собственником результата по ЕГЭ должен быть только выпускник. Экзамен должна проводить независимая гражданская корпорация, выигравшая тендер на проведение ЕГЭ. А государство должно выступать в качестве заказчика и приемщика.
Тогда единый экзамен – возможен.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru