РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Записки графа Федора Петровича
Толстого
М.: РГГУ, 2001
В
середине ХIХ века случилось событие, которое
впоследствии историки назовут драматическим:
были безвозвратно утрачены письма и
значительная часть воспоминаний Федора
Петровича Толстого – художника, скульптора,
основателя медальерного дела в России. А еще
умеренного члена Союза благоденствия и видного
масона, главы ложи «Избранный Михаил». После
смерти художника его вторая жена безжалостно
уничтожила все бумаги, связанные с первой
супругой. Вместе с личными записями оказалось
утрачено и то, что художник писал о литературе,
политике и общественной жизни. Чудом уцелевшая
часть «Записок» была опубликована в России в 1873
году с изъятиями и правкой. Были опущены записи о
масонской и декабристской деятельности
Толстого, критика придворных нравов и некоторые
другие «неудобные» места. Только теперь
воспоминания знаменитого медальера увидели свет
в том виде, в каком были написаны.
Русская история знает двух Федоров Толстых. Их
нередко путают. Федор Иванович
Толстой-«Американец», сам не писавший и не
ваявший, прославился как карточный партнер и
собутыльник великих поэтов. Его тезка и кузен
Федор Петрович поначалу готовился стать
офицером флота: окончил Морской кадетский корпус
и, имея родственные связи при дворе, вполне мог
сделать неплохую военную карьеру. Однако юный
мичман пристрастился к рисованию, стал посещать
медальерные классы Академии художеств. А вскоре
и вовсе оставил службу, целиком посвятив себя
искусству. Здесь, впрочем, не обошлось без
высочайшего напутствия: молодой император
Александр Павлович, осмотрев принесенные кем-то
любительские работы начинающего медальера,
высказался в том смысле, что, мол, хороших морских
офицеров в России достаточно, а вот с
талантливыми художниками туговато. Так началась
карьера знаменитого мастера. Основные ее вехи
известны: цикл медальонов, посвященных
Отечественной войне 1812 года, иллюстрации к поэме
Богдановича «Душенька», многофигурные
барельефы, графика на античные и евангельские
темы. Он сумел вдохнуть жизнь в классицизм, уже
становившийся к тому времени скучным шаблоном,
очеловечил хрестоматийные мифологические
сюжеты. Увы, не все работы художника уцелели,
например скульптурные изображения на вратах
храма Христа Спасителя погибли при взрыве в 1931
году…
Воспоминания художник начал писать на седьмом
десятке лет (а всего он прожил 90), когда многое
бывает забыто, когда подчас подводит память и
острее чувствуются давние обиды. Если, допустим,
учебное плавание по Балтийскому морю Толстой
воспроизводит подробно и точно (благодаря
сохранившемуся кадетскому дневнику), то в более
поздних событиях допускает фактические
погрешности, порой бывает резко субъективен. Но в
целом это интереснейший рассказ о людях и нравах
рубежа ХVIII–ХIХ веков, с острыми
характеристиками, ценнейшими личными
наблюдениями (как-никак знал «многое и многих»).
Любопытны страницы о занятиях в Академии
художеств, о встречах с известными литераторами,
об участии в масонской ложе. Научная подготовка
издания отменна: морские, мифологические и
медальерные термины, равно как и имена забытых
военачальников и сановников, разъяснены в
подробнейших комментариях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|