Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Записки графа Федора Петровича Толстого

М.: РГГУ, 2001

В середине ХIХ века случилось событие, которое впоследствии историки назовут драматическим: были безвозвратно утрачены письма и значительная часть воспоминаний Федора Петровича Толстого – художника, скульптора, основателя медальерного дела в России. А еще умеренного члена Союза благоденствия и видного масона, главы ложи «Избранный Михаил». После смерти художника его вторая жена безжалостно уничтожила все бумаги, связанные с первой супругой. Вместе с личными записями оказалось утрачено и то, что художник писал о литературе, политике и общественной жизни. Чудом уцелевшая часть «Записок» была опубликована в России в 1873 году с изъятиями и правкой. Были опущены записи о масонской и декабристской деятельности Толстого, критика придворных нравов и некоторые другие «неудобные» места. Только теперь воспоминания знаменитого медальера увидели свет в том виде, в каком были написаны.
Русская история знает двух Федоров Толстых. Их нередко путают. Федор Иванович Толстой-«Американец», сам не писавший и не ваявший, прославился как карточный партнер и собутыльник великих поэтов. Его тезка и кузен Федор Петрович поначалу готовился стать офицером флота: окончил Морской кадетский корпус и, имея родственные связи при дворе, вполне мог сделать неплохую военную карьеру. Однако юный мичман пристрастился к рисованию, стал посещать медальерные классы Академии художеств. А вскоре и вовсе оставил службу, целиком посвятив себя искусству. Здесь, впрочем, не обошлось без высочайшего напутствия: молодой император Александр Павлович, осмотрев принесенные кем-то любительские работы начинающего медальера, высказался в том смысле, что, мол, хороших морских офицеров в России достаточно, а вот с талантливыми художниками туговато. Так началась карьера знаменитого мастера. Основные ее вехи известны: цикл медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, иллюстрации к поэме Богдановича «Душенька», многофигурные барельефы, графика на античные и евангельские темы. Он сумел вдохнуть жизнь в классицизм, уже становившийся к тому времени скучным шаблоном, очеловечил хрестоматийные мифологические сюжеты. Увы, не все работы художника уцелели, например скульптурные изображения на вратах храма Христа Спасителя погибли при взрыве в 1931 году…
Воспоминания художник начал писать на седьмом десятке лет (а всего он прожил 90), когда многое бывает забыто, когда подчас подводит память и острее чувствуются давние обиды. Если, допустим, учебное плавание по Балтийскому морю Толстой воспроизводит подробно и точно (благодаря сохранившемуся кадетскому дневнику), то в более поздних событиях допускает фактические погрешности, порой бывает резко субъективен. Но в целом это интереснейший рассказ о людях и нравах рубежа ХVIII–ХIХ веков, с острыми характеристиками, ценнейшими личными наблюдениями (как-никак знал «многое и многих»). Любопытны страницы о занятиях в Академии художеств, о встречах с известными литераторами, об участии в масонской ложе. Научная подготовка издания отменна: морские, мифологические и медальерные термины, равно как и имена забытых военачальников и сановников, разъяснены в подробнейших комментариях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru