РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
КНИГА ДЛЯ ПОДРОСТКА
Любишь ли ты шум, или Кто такой
аквизитор?
Выбрать профессию, да такую, чтобы и
через десятки лет оказалась востребованной, –
дело непростое. Но способ не испортить себе жизнь
заранее все-таки есть.
Пожилой, довольно потертого вида
мужчина позвонил в дверь и после короткого
приветствия удалился в комнату со старшей
дочкой. За дверью происходило что-то
таинственное: консультант по профориентации
беседовал с нашим чадом о том, что всех нас
измучило, – о выборе профессии.
Подруга, работавшая одно время в центре
профориентации и столкнувшаяся со всеобщей
безграмотностью в этом жизненно важном вопросе,
дала нам по знакомству его телефон, и он приехал
из-за города, чтобы за 70 рублей после часовой
беседы сообщить нам, что дочка сама кого угодно
может проконсультировать.
Это была правда, потому что метания по дням
открытых дверей, по различным курсам, включая
недоступное МГИМО, были бесконечны. И в итоге:
«Язык я знаю, но в иняз не хочу. Журналистику не
люблю. Психология в чистом виде меня не
интересует. Математику или экономику могу
заставить себя выучить, но это уже буду не я».
И еще раз мы почувствовали, насколько это
шекспировский вопрос: «Кем быть?» И как рано он
встает перед каждым из нас, и как напрямую от него
зависит твоя и без того несладкая подростковая
жизнь, когда твердь не отделена от неба, черное от
белого и ты все еще непонятно на чем стоишь – на
ногах или пока на голове.
Отделением тверди от небес как раз и занимается
изданная в 2000 году издательством «Генезис»
рабочая тетрадь для учащихся «Я и моя профессия».
На самом деле это программа профессионального
самоопределения для подростков, написанная
директором Московского областного центра
профориентации молодежи и психологической
поддержки населения Галиной Владимировной
Резапкиной.
Наконец страждущие получили уникальное пособие
по той самой еще древними греками
провозглашенной науке – «Познай себя!». Потому
что нужна в первую очередь не только информация о
нашем стремительно меняющемся мире современных
профессий, но и умение соотнести свои
психологические возможности и особенности с той
или иной профессией, которую ты выбираешь.
Верно подмечено кем-то известным: «Нет профессий
с большим будущим, но есть профессионалы с
большим будущим». Профессионалом может стать
тот, кто быстрее определится с выбором своей
дороги, потеряет меньше времени и сделает меньше
ошибок.
Возможно, вопросы из этой книги кто-то задаст
себе впервые.
Каким должно быть содержание профессии, чтобы
интересно было работать; какая заработная плата
устроит; какой образ жизни ты хочешь вести;
сколько времени и сил можешь отдать освоению
этой профессии?
Какие способности относятся к общим, а какие к
специальным? К каким людям ты принадлежишь – к
терпеливым или импульсивным, эмоциональным или
рациональным? Твои мысли и чувства направлены
больше на окружающий мир или на свой, внутренний?
Каково истинное содержание профессии, о которой
ты мечтаешь, каких она требует умений и навыков,
каких психологических качеств? Совсем нелишне
заранее узнать свои способности, особенности
мышления, внимания, памяти, характера и соотнести
их с требованиями выбранной профессии.
Тетрадь начинается с первого шага (так
называются темы уроков): «Что я знаю о своих
возможностях». Задания строго индивидуальные,
тетрадь эту ты ведешь как личный дневник, можешь
ее никому не показывать. Прежде всего сам для
себя заполняешь анкеты: выбрал ли ты профессию,
если да, то какую? что знаешь о своей будущей
профессии: предмет, содержание и условия труда;
профессионально важные качества, где можно ее
получить, как она востребована на рынке труда?
Ты в течение 10 минут должен ответить на вопрос
«Кто я?», написав все, что первое приходит в
голову. По так называемому «окну Джогари»
определяется, что знают о тебе другие и ты сам,
где закрытая, где открытая область.
Во втором «шаге» – «Свойства нервной системы.
Темперамент» – используются знаменитые тесты
Айзенка: любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
часто ли чувствуешь усталость? быстро ли
принимаешь решения? И так далее.
Постепенно, шаг за шагом, ты открываешь для себя:
«Особенности мышления», «Память и внимание»,
«Эмоциональное состояние и приемы
саморегуляции», «Что такое характер», «Ошибки в
выборе профессий». Тебе помогают составить
«Личный профессиональный план» и дают даже
«Навыки самопрезентации».
Знать законы, по которым будет строиться твое
будущее, не менее важно, чем знать законы физики и
прочих наук. Такая подготовка к жизни нужна
именно сейчас, когда так легко запутаться во всех
этих новых профессиях, звучащих красиво и
непонятно – «брэнд-менеджер», «логистик»,
«маркер» или «аквизитор».
Может быть, тот самый «таможенный декларант» или
«специалист по связям с общественностью»
(специальность, которую в конце концов и выбрала
наша дочка) – как раз то, о чем ты всю жизнь
мечтал?
Но чтобы узнать это, придется заняться
кропотливым, систематическим трудом. Подобно
археологу, шаг за шагом раскопать в себе и
осторожно соединить множество осколков, чтобы
увидеть наконец картинку в целом.
Возможно, она окажется картинкой твоей судьбы,
которая не будет теперь складываться
непредсказуемо и хаотично, а станет следствием
осознанного выбора, итогом твоей работы над
собой. Потому что все эти тесты, геометрические
фигуры, бесконечные вопросы анкет, ролевые игры
– именно труд. Тот самый, к которому призывали
древние греки. По познанию самой большой тайны –
самого себя. Помните простой совет юношеству,
данный одной знаменитостью: «Найди что-нибудь,
что тебе нравится делать, а потом найди
кого-нибудь, кто тебе будет за это платить»?
Теперь он имеет под собой научную основу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|