Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ УЧИТЕЛЯ. Сборник статей под редакцией Д.Дилла.ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ УЧИТЕЛЯ.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ХОРОШЕГО ПЕДАГОГА.
Сборник статей под редакцией Д.Дилла.
«Прогресс-Традиция», Москва, 2001

 

Книга «Что должны знать учителя» представляет собой квинтэссенцию знаний и опыта американских специалистов в области просвещения. Ее авторы – виднейшие деятели народного образования США – участники Конференции по вопросам педагогического образования на современном этапе, проведенной университетом штата Северная Каролина.
В предисловии Н.Н.Михайлова говорится: «Главным элементом в традиционной системе образования считался учебник, учитель был главным контролером процесса усвоения содержания учебника, ученикам же отводилась роль объекта образовательного процесса. Сейчас во всем мире происходит смена образовательной парадигмы, смещающая акцент с усвоения учениками готовых знаний на их самостоятельную познавательную деятельность».
Новая образовательная парадигма радикально меняет ситуацию в системе образования: из жреца – толкователя учебника учитель превращается в лоцмана, указывающего ученикам путь в глобальном информационном пространстве.
Когда сообщаются лишь факты и не дается возможность узнать, на чем они основаны, это и есть то, что называется «промывкой мозгов», выдаваемой за образование.
«Наша система образования, – пишет Н.Н.Михайлов, – не выходит из периода реформ не менее ста лет, и, похоже, мы и сейчас не очень преуспеем в этом деле, если не сосредоточим внимание на главном – реформировании не структуры и не содержания, а именно методов обучения».
В первой части книги обсуждается очень важный вопрос о том, какие знания составляют основу преподавательского мастерства. Это знание педагогики, знание предмета и знания об учащихся, но одних этих знаний недостаточно, так как необходимы еще и умения: обучать, оценивать возможности ученика, управлять классом, т.е. то, что называют знанием ремесла в действии.
Современные реформаторы и в Америке, и у нас сосредоточивают внимание не столько на аттестационных требованиях к педагогам, сколько на развитии новых педагогических технологий. Школа, конечно, постепенно превращается в учреждение, где учатся все – и ученики, и педагоги. Американские исследователи утверждают, что хорошее преподавание предполагает обучение школьников тому, как надо учиться, запоминать и контролировать процесс собственного учения.
И надо понимать, что принятие решений учителем в таких нестандартных условиях работы, какие складываются в классе, – задача более сложная, чем математическая или шахматная. В книге «Что должны знать учителя» обобщен творческий педагогический поиск наших коллег из США.
Эрнест А.Бойер, президент Фонда Карнеги по развитию образования, бывший ректор Нью-Йоркского университета, пишет о том, что засилье тестов опасно. Тесты сводят личность учащегося к числам, отражающим не то, кем он является, а его способность делать пометки на бумаге, чего может добиться после некоторой тренировки даже шимпанзе. Ведь существуют не только вербальные способности; есть еще способности пространственные, эстетические, интуитивные, социальные и, возможно, этические. Неужели эти качества менее важны в жизни, чем способность вспомнить слово или число? «Меня пугает, – говорит Эрнест А.Бойер, – что миллионам детей отказывают в каких-либо способностях лишь потому, что они не набрали нужное количество очков».
О том, что должны знать учителя о педагогическом ремесле, о постепенном набирании опыта и доведении своего ремесла до мастерства, о психологических особенностях личности, малых групп, возрастной динамике очень много пишется в отечественной литературе. Но вот об этических аспектах преподавания – мало.
В книге опубликованы статьи Мортимера Дж.Адлера «От начетничества к подлинным знаниям», Дэвида Г.Смита «Понимание, поиски истины и моральная ответственность учителя» и Уоррена А.Норда «Преподавание и нравственность: знания, которые нужны в первую очередь».
Главный вопрос, обсуждаемый в этой части книги, касается сути педагогической этики. Учителю приходится постоянно выбирать между целями и средствами при исполнении своих профессиональных обязанностей. На выбор методов обучения и фактического материала часто влияют ценности и убеждения учителя. Особенно это касается предметов гуманитарного цикла. Если учителям не помочь разобраться в сложившихся у них убеждениях и представлениях (пусть даже вполне обоснованных), то они сохранят приверженность устоявшимся взглядам и будут «подгонять» под них новую информацию и необычный опыт.
Суть педагогической этики, по мнению Уоррена А.Норда, можно выразить тремя принципами морального кодекса:
– учитель не должен необоснованно препятствовать самостоятельным действиям ученика в процессе приобретения знаний;
– учитель не должен необоснованно закрывать учащемуся доступ к альтернативным точкам зрения;
– учитель не должен умышленно скрывать или искажать данные, способствующие развитию ученика.
Фактически эти принципы запрещают доктринерство и определяют нравственную атмосферу преподавания, которая способствует нормальной умственной деятельности учащегося.
Моральный выбор редко бывает связан с противопоставлением «правильного» и «неправильного» – скорее с разными представлениями о «правильном». Так, например, учителя могут столкнуться с дилеммой между ценностными установками понимания учащимися законов эволюции и уважением их религиозных чувств. Поэтому, говорит автор, главным становится вопрос о том, какова этическая позиция учителя.
Важная проблема американских педагогов – ценности, связанные с атмосферой школы. Профессор педагогики в университете штата Миссури Томас А.Гуд полагает, что культура и психологический климат в школе могут сказываться на способности школьников к учебе. Следует ли ограничиваться в рассуждениях об этике чисто учительскими дилеммами или же надо учитывать и нравственную атмосферу в школе, оценивая справедливость, честность и рациональность соответствующих методов?
Еще одна проблема современной американской (и не только американской) школы – это ценность содержательного аспекта материалов, изучаемых в школе. Как представить учащимся мир, в котором целесообразность, государственность не сочетаются с влиянием альтернативных общественных сил, например с религиозными или семейными ценностями? Часто в учебной программе и во многих школьных предметах есть скрытое этическое содержание – и это накладывает особую ответственность на учителей: надо уметь различать нравственную подоплеку учебной программы, особенно если это касается дискуссионных вопросов социальной, расовой или национальной жизни.
Профессор Мортимер Дж.Адлер утверждает, что неумение отличить подлинные знания от простого мнения, а запечатленные и сохраненные в памяти суждения – от процесса интеллектуального постижения влечет за собой заблуждение, что настоящие знания можно приобрести без осмысления того, что познается. Обучение – это развитие ума, а не заучивание, не принятие предписанных суждений.
Мортимер Дж.Адлер выдвигает три идеи, которые, по его мнению, могут помочь преодолеть неверные педагогические предпосылки, вытеснить начетничество подлинным обучением.
Первая идея – преподавание, подобно врачеванию, является ремеслом, ориентированным на сотрудничество, а не на производство.
Согласно второй идее, в основе всякого усвоения лежит открытие – самостоятельное или с помощью учителя, и учение поэтому нельзя сводить к обучению.
И третья идея состоит в том, что, когда какую-либо информацию или фактические данные только заучивают, но не понимают, это не знание, а лишь мнение, ничем не лучшее тех пристрастных установок, которые навязывают пропаганда или другие средства идеологического влияния.
Книга «Что должны знать учителя» может помочь очертить круг знаний, без которых учителю невозможно обойтись; во многом дискуссионная, эта книга не просто пропагандирует творческий педагогический поиск, а сама представляет собой такой поиск во всех его аспектах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru