Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Вопросы после семинара

– Поскольку образование строится не от программы, а от интересов ребенка, как соотносится реально пройденный материал с тем, что положено по программе?
– Нельзя сказать, что мы немедленно следуем за каждым спонтанно возникшим интересом ребенка. Учителя предлагают выбор все-таки в рамках учебного предмета. Знания, полученные детьми в предметных областях, программе в целом не противоречат.
Эксперимент затрагивает не содержание изучаемых тем и предметов, речь скорее идет об уровне и способах усвоения.

– Каким образом начинается изучение новой темы?
– Принципиально важно, что ребенок начинает изучение темы не с текста, а с объекта исследования. Ученики сначала должны “потрогать” то, что будут изучать: они оперируют с объектом (растением, архитектурным сооружением), насколько это возможно, моделируют его, работают с приборами. И уже на основе этого опыта начинается надстраивание теоретических знаний.

– Как дифференцируется и оценивается освоение способа работы?
– Например, при работе в лаборатории ребенок начинает с того, что может сделать опыт по инструкции. Следующая ступень – объяснить полученный результат. После этого ребенок может, изменив условия, поставить свой опыт. Освоив эти этапы, ученик принимается за моделирование: понимая принцип действия прибора, может создать его модель.
– Как отслеживается продвижение каждого ученика и группы в целом?
– Больше внимания учителя уделяют образовательной траектории каждого ученика. И поскольку одна из главных целей эксперимента – освоение способов работы с изучаемым объектом, оно и фиксируется как основной результат обучения.
Один раз в четверть проводится собеседование с ребенком в присутствии родителей. Перед этим составляется карта: математика изображена как горный хребет, естественно-научные исследования – реки, впадающие в океан естествознания; долины, острова и равнины соответствуют остальным учебным предметам и внеучебным умениям. На карте ребенок отмечает свое продвижение одним цветом, родители – другим, учителя – третьим. Если цветовые отметки не совпадают, это становится поводом для обсуждения вместе с ребенком его проблем. Учитель и ученик фиксируют каждый в своем дневнике результаты собеседования, чтобы встречу в следующей четверти начать с обсуждения, что сделано для преодоления зафиксированных проблем.
Отслеживают индивидуальное продвижение и образовательную траекторию всей группы два тьютора, работающие в каждом классе. Для понимания целостной картины важно мнение всех учителей, работающих в эксперименте.

– Может ли ребенок отказаться от выполнения задания? Не противоречат ли групповые интересы и задачи эксперимента индивидуальным предпочтениям ученика?
– У ребенка есть право сказать “не хочу”, но это сильно сказывается на его включенности в образовательный процесс. Чем больше пропущено, тем сложнее ученику войти в общий учебный ритм.
Поэтому взрослые стараются строить работу так, чтобы свести к минимуму нежелание детей участвовать в учебной работе. И если учитель чувствует, что запланированное занятие не идет, он готов изменить задачу и форму работы, предложить более простое или увлекательное задание.
Проблема отказа учеников от работы неактуальна еще и потому, что темы и формы работы не только инициируются взрослыми, но и возникают в совместном обсуждении взрослых и детей.

– Предполагаете ли вы, чем ваши выпускники будут отличаться от учеников традиционной школы?
– Хотелось бы, чтоб наши ученики к концу девятого класса умели организовывать собственную деятельность. И чтобы каждый понял, какие способы познания мира ему близки и доступны.

– Не возникнут ли у ребят проблемы в случае перехода в другую школу?
– Эксперимент рассчитан на пять лет и не ориентирован на переход ребенка в любой момент в традиционную школу.
Хотя один ученик после окончания пятого класса переехал с родителями, и у него не возникло проблем из-за уровня знаний.

– Трудно ли было собрать команду учителей для эксперимента? Готовы ли педагоги подчинить свои интересы общим задачам?
– Начиная эксперимент, мы очень подробно обсуждали его основные идеи и организационные особенности на экспертном совете с представителями школьной научной части и всеми заинтересованными людьми. Присутствовали там, конечно, и учителя, собиравшиеся участвовать в эксперименте. Они имели возможность понять цели и особенности предстоящей работы, чтобы соотнести со своими возможностями и идеями.
Очень важно, что межпредметные погружения, общие дела детей и взрослых обсуждаются всей командой. При планировании главных образовательных моментов и основных идей года каждый учитель может спрогнозировать, какое место он займет в предстоящей работе. Если учитель не видит пока, как будет участвовать в разработке темы, идею могут подсказать коллеги.
Объединяют команду и межпредметные погружения, проходящие как минимум раз в четверть. В это время на уроке в классе работает не один учитель, а двое, трое, а то и четверо. И когда педагог видит, как изучает тему коллега, как реагируют дети, ему гораздо проще подхватить эту работу на своем занятии.
В последнее время предстоящие погружения планирует не руководитель эксперимента, а те учителя, которые чувствуют, что готовы к этой работе. Они говорят, что это помогает увидеть эксперимент не только с точки зрения своего предмета, но и в целом: какова образовательная траектория всей группы, что происходит с детьми, как должны взаимодействовать все учителя, работающие над темой.

– Какими способами вы поощряете самостоятельность у детей?
– Начиная с пятого класса мы стремимся постепенно передавать ребятам часть ответственности. Это долгая и непростая работа, которой занимаются в основном тьюторы.
Например, такая простая и нешкольная вещь, как поездка в метро, может оказаться не под силу пятикласснику. Однако умение свободно пользоваться транспортом необходимо в большом городе. С этой целью тьюторы организовали специальную работу. Они ездили с группой детей в метро, объясняли, как правильно себя вести, пересаживаться с одной линии на другую, при помощи секундомера измеряли время в пути от одной станции до другой. После этого ребята попробовали спланировать сложный маршрут, проехать его самостоятельно и провести группу самым быстрым и удобным путем. И теперь во всех поездках по городу в качестве проводника выступает не взрослый, а один из учеников.
Так же была построена работа по организации выездов за пределы города. Взрослые, планируя поездку, подробно комментировали свои действия. Ребята понимали, что нужно продумать заранее все вопросы, связанные с транспортом, маршрутом, расселением, организационными и бытовыми мелочами... Постепенно они стали участвовать в планировании поездок, разбившись на группы. И с каждой поездкой доля участия и ответственности детей в организации увеличивается. А принципы организации деятельности учителя хотели бы перенести и на учебную работу.
Поэтому так часто на занятиях используется групповая форма работы: она, как никакая другая, воспитывает самостоятельность и ответственность. Ведь у каждого в группе своя функция, и он должен сделать работу как можно лучше, чтобы не подвести “коллег”.
Групповая работа хороша еще тем, что ребенок может оценить свое отношение к той или иной роли в жизни. И это менее травматично, чем такая же проба в реальной жизни.

– Вы рассматриваете родителей как участников образовательного процесса. Какие способы сотрудничества с ними вы используете?
– Они стали участниками эксперимента в тот момент, когда, выслушав наши планы и идеи, выбрали экспериментальный класс для своих детей.
Родители принимают участие в выполнении выездных домашних заданий, когда ребенок должен собрать материал о каком-нибудь месте в Москве и съездить туда. Такие задания придуманы специально, чтобы в совместной работе родители взаимодействовали с ребенком содержательно, а не только по поводу полученных отметок или бытовых вопросов.
Некоторые родители принимают участие в межпредметных погружениях, конференциях, обсуждении результатов.
Необычно проходят у нас и родительские собрания после собеседований с детьми. Уже в пятом классе мы поняли, что все выявленные проблемы детей можно разделить на четыре группы. На собрании мы предложили родителям объединиться в группы в зависимости от характера проблем их ребенка. Руководителями групп стали психологи и учителя. Мы считаем такие родительские собрания наиболее продуктивными, потому что родители вынуждены задуматься о глубоких личностных проблемах своего ребенка, а не об их мелких следствиях вроде драки или невыученного урока.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru