ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Вопросы после семинара
– Поскольку образование строится
не от программы, а от интересов ребенка, как
соотносится реально пройденный материал с тем,
что положено по программе?
– Нельзя сказать, что мы немедленно следуем за
каждым спонтанно возникшим интересом ребенка.
Учителя предлагают выбор все-таки в рамках
учебного предмета. Знания, полученные детьми в
предметных областях, программе в целом не
противоречат.
Эксперимент затрагивает не содержание изучаемых
тем и предметов, речь скорее идет об уровне и
способах усвоения.
– Каким образом начинается изучение новой
темы?
– Принципиально важно, что ребенок начинает
изучение темы не с текста, а с объекта
исследования. Ученики сначала должны
“потрогать” то, что будут изучать: они оперируют
с объектом (растением, архитектурным
сооружением), насколько это возможно, моделируют
его, работают с приборами. И уже на основе этого
опыта начинается надстраивание теоретических
знаний.
– Как дифференцируется и оценивается
освоение способа работы?
– Например, при работе в лаборатории ребенок
начинает с того, что может сделать опыт по
инструкции. Следующая ступень – объяснить
полученный результат. После этого ребенок может,
изменив условия, поставить свой опыт. Освоив эти
этапы, ученик принимается за моделирование:
понимая принцип действия прибора, может создать
его модель.
– Как отслеживается продвижение каждого
ученика и группы в целом?
– Больше внимания учителя уделяют
образовательной траектории каждого ученика. И
поскольку одна из главных целей эксперимента –
освоение способов работы с изучаемым объектом,
оно и фиксируется как основной результат
обучения.
Один раз в четверть проводится собеседование с
ребенком в присутствии родителей. Перед этим
составляется карта: математика изображена как
горный хребет, естественно-научные исследования
– реки, впадающие в океан естествознания; долины,
острова и равнины соответствуют остальным
учебным предметам и внеучебным умениям. На карте
ребенок отмечает свое продвижение одним цветом,
родители – другим, учителя – третьим. Если
цветовые отметки не совпадают, это становится
поводом для обсуждения вместе с ребенком его
проблем. Учитель и ученик фиксируют каждый в
своем дневнике результаты собеседования, чтобы
встречу в следующей четверти начать с
обсуждения, что сделано для преодоления
зафиксированных проблем.
Отслеживают индивидуальное продвижение и
образовательную траекторию всей группы два
тьютора, работающие в каждом классе. Для
понимания целостной картины важно мнение всех
учителей, работающих в эксперименте.
– Может ли ребенок отказаться от выполнения
задания? Не противоречат ли групповые интересы и
задачи эксперимента индивидуальным
предпочтениям ученика?
– У ребенка есть право сказать “не хочу”, но это
сильно сказывается на его включенности в
образовательный процесс. Чем больше пропущено,
тем сложнее ученику войти в общий учебный ритм.
Поэтому взрослые стараются строить работу так,
чтобы свести к минимуму нежелание детей
участвовать в учебной работе. И если учитель
чувствует, что запланированное занятие не идет,
он готов изменить задачу и форму работы,
предложить более простое или увлекательное
задание.
Проблема отказа учеников от работы неактуальна
еще и потому, что темы и формы работы не только
инициируются взрослыми, но и возникают в
совместном обсуждении взрослых и детей.
– Предполагаете ли вы, чем ваши выпускники
будут отличаться от учеников традиционной школы?
– Хотелось бы, чтоб наши ученики к концу девятого
класса умели организовывать собственную
деятельность. И чтобы каждый понял, какие способы
познания мира ему близки и доступны.
– Не возникнут ли у ребят проблемы в случае
перехода в другую школу?
– Эксперимент рассчитан на пять лет и не
ориентирован на переход ребенка в любой момент в
традиционную школу.
Хотя один ученик после окончания пятого класса
переехал с родителями, и у него не возникло
проблем из-за уровня знаний.
– Трудно ли было собрать команду учителей
для эксперимента? Готовы ли педагоги подчинить
свои интересы общим задачам?
– Начиная эксперимент, мы очень подробно
обсуждали его основные идеи и организационные
особенности на экспертном совете с
представителями школьной научной части и всеми
заинтересованными людьми. Присутствовали там,
конечно, и учителя, собиравшиеся участвовать в
эксперименте. Они имели возможность понять цели
и особенности предстоящей работы, чтобы
соотнести со своими возможностями и идеями.
Очень важно, что межпредметные погружения, общие
дела детей и взрослых обсуждаются всей командой.
При планировании главных образовательных
моментов и основных идей года каждый учитель
может спрогнозировать, какое место он займет в
предстоящей работе. Если учитель не видит пока,
как будет участвовать в разработке темы, идею
могут подсказать коллеги.
Объединяют команду и межпредметные погружения,
проходящие как минимум раз в четверть. В это
время на уроке в классе работает не один учитель,
а двое, трое, а то и четверо. И когда педагог видит,
как изучает тему коллега, как реагируют дети, ему
гораздо проще подхватить эту работу на своем
занятии.
В последнее время предстоящие погружения
планирует не руководитель эксперимента, а те
учителя, которые чувствуют, что готовы к этой
работе. Они говорят, что это помогает увидеть
эксперимент не только с точки зрения своего
предмета, но и в целом: какова образовательная
траектория всей группы, что происходит с детьми,
как должны взаимодействовать все учителя,
работающие над темой.
– Какими способами вы поощряете
самостоятельность у детей?
– Начиная с пятого класса мы стремимся
постепенно передавать ребятам часть
ответственности. Это долгая и непростая работа,
которой занимаются в основном тьюторы.
Например, такая простая и нешкольная вещь, как
поездка в метро, может оказаться не под силу
пятикласснику. Однако умение свободно
пользоваться транспортом необходимо в большом
городе. С этой целью тьюторы организовали
специальную работу. Они ездили с группой детей в
метро, объясняли, как правильно себя вести,
пересаживаться с одной линии на другую, при
помощи секундомера измеряли время в пути от
одной станции до другой. После этого ребята
попробовали спланировать сложный маршрут,
проехать его самостоятельно и провести группу
самым быстрым и удобным путем. И теперь во всех
поездках по городу в качестве проводника
выступает не взрослый, а один из учеников.
Так же была построена работа по организации
выездов за пределы города. Взрослые, планируя
поездку, подробно комментировали свои действия.
Ребята понимали, что нужно продумать заранее все
вопросы, связанные с транспортом, маршрутом,
расселением, организационными и бытовыми
мелочами... Постепенно они стали участвовать в
планировании поездок, разбившись на группы. И с
каждой поездкой доля участия и ответственности
детей в организации увеличивается. А принципы
организации деятельности учителя хотели бы
перенести и на учебную работу.
Поэтому так часто на занятиях используется
групповая форма работы: она, как никакая другая,
воспитывает самостоятельность и
ответственность. Ведь у каждого в группе своя
функция, и он должен сделать работу как можно
лучше, чтобы не подвести “коллег”.
Групповая работа хороша еще тем, что ребенок
может оценить свое отношение к той или иной роли
в жизни. И это менее травматично, чем такая же
проба в реальной жизни.
– Вы рассматриваете родителей как
участников образовательного процесса. Какие
способы сотрудничества с ними вы используете?
– Они стали участниками эксперимента в тот
момент, когда, выслушав наши планы и идеи, выбрали
экспериментальный класс для своих детей.
Родители принимают участие в выполнении
выездных домашних заданий, когда ребенок должен
собрать материал о каком-нибудь месте в Москве и
съездить туда. Такие задания придуманы
специально, чтобы в совместной работе родители
взаимодействовали с ребенком содержательно, а не
только по поводу полученных отметок или бытовых
вопросов.
Некоторые родители принимают участие в
межпредметных погружениях, конференциях,
обсуждении результатов.
Необычно проходят у нас и родительские собрания
после собеседований с детьми. Уже в пятом классе
мы поняли, что все выявленные проблемы детей
можно разделить на четыре группы. На собрании мы
предложили родителям объединиться в группы в
зависимости от характера проблем их ребенка.
Руководителями групп стали психологи и учителя.
Мы считаем такие родительские собрания наиболее
продуктивными, потому что родители вынуждены
задуматься о глубоких личностных проблемах
своего ребенка, а не об их мелких следствиях
вроде драки или невыученного урока.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|