ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Зачем детям три ноги?
Игра на перемене – не просто смешная
пауза между серьезными уроками. Она тоже учит
очень важным вещам...
Что может быть для ребенка естественнее
и желаннее, чем игра? Она воплощает столь редкий в
жизни союз приятного с полезным. Но в последние
годы взрослые с грустью замечают, что множество
игр, столь популярных лет двадцать – тридцать
назад, неведомы сегодняшним ребятишкам. И
огорченные взрослые решили возродить детскую
игровую культуру, создав Международный институт
игропедагогики. Международный – потому что
планируется сотрудничество со школами Северного
Кавказа и Баварии, а отделение в Ханты-Мансийском
округе уже работает. Создатели института
планируют собирать игры и игрушки разных
народов, самодельные куклы. А одно из направлений
названо «Играем дома, в школе, во дворе», его
руководитель рассказывает сегодня о том, как
можно через игру иначе взглянуть на поведение
ребенка. Если тема покажется вам интересной, в
следующих номерах сотрудники института
расскажут об играх, которые можно предложить
детям на прогулке, во время празднования дня
рождения и даже на уроке.
Долгожданная перемена! Что делают дети в
эти десять–пятнадцать минут?
– Ничего.
– Вчера в карты играли.
– Мальчишки иногда бегают, в войну играют,
дерутся.
– Раньше в “Сотки” играли, теперь надоело.
Дети, как и много лет назад, любят играть. Я далека
от мысли предложить учителям
“заорганизовывать” школьников еще и на
переменах. Понимаю, дети и так устают, у них
должно быть свободное время. Но свободное –
значит время, когда каждый выбирает, чем ему
заняться. А из услышанного в школьном коридоре
разговора понятно, что дети маются от безделья,
не знают, чем заняться, выбора-то у них и нет.
Не предложить ли им поиграть на перемене? Но для
этого учитель сам должен знать достаточное
количество игр, представлять себе особенности –
“подводные камни” и преимущества – каждой,
уметь на первых порах организовать и поддержать
игру.
Ведь это не только отдых и развлечение – испокон
веку ребенок, играя, познавал мир и себя, учился
выбирать, общаться.
Мальчишки дерутся и толкаются на переменах? Да
они просто выясняют, кто самый сильный и ловкий.
Вместо возни и драки можно предложить им
культурные формы, отшлифованные годами,
выверенные культурой целого народа, –
состязания в ловкости, скорости, быстроте
реакции.
Конечно, часть из них удобнее проводить на улице
с наступлением весны, но некоторые можно
преобразовать и проводить в коридоре или даже в
классе.
Например, игра “Три ноги”. Двое играющих
становятся рядом, правую ногу одного и левую
другого обвязывают веревочкой на уровне
щиколотки. Вот вам и три ноги: одна как бы общая.
Теперь “трехногая” пара должна преодолеть
заранее определенное расстояние, ни разу не упав.
Можно устроить состязание двух пар – на
скорость. Наверное, сразу не получится, и смеха
будет больше, чем согласованности действий. Но
постепенно ребята поймут причину падений и
научатся соотносить свои ритм и скорость с
возможностями партнера.
А это умение, безусловно, пригодится во время
учебных занятий, да и во всей дальнейшей жизни
ребенка.
Есть игры, тренирующие быстроту реакции,
развивающие сообразительность, помогающие
преодолеть стеснительность, скованность. Многие
игры помогают ребенку научиться видеть партнера.
Удавшаяся игра эмоционально объединяет
участников, улучшает взаимоотношения в классе.
Эти «полезные», с точки зрения взрослого,
результаты достигаются не на утомительных
обязательных занятиях, а в увлекательной,
заманчивой форме.
Если взрослый будет предлагать хотя бы по одной
новой игре в неделю, по крайней мере часть детей
непременно заинтересуются: ребята начнут сами
разыскивать новые игры, расспрашивать родителей,
во что те играли в детстве.
И тогда функция взрослого как организатора
постепенно будет сокращаться, только с самого
начала нужно четко соблюдать несколько
принципов:
1) участие в игре – дело добровольное;
2) неукоснительное соблюдение правил обязательно
для всех. Того, кто их не соблюдает, играющие
имеют право исключить;
3) о всяком изменении правил необходимо
договариваться заранее.
Тогда игра начнет «работать» сама. Участие
педагога, вероятно, потребуется лишь для решения
спорных вопросов.
Конечно, игра, войдя в жизнь ваших учеников, не
обязательно должна оставаться в узких рамках
перемены. Есть множество игр, которые можно
организовать в течение всего школьного дня.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|