Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Илзе РОЖКАЛНЕ

Зачем детям три ноги?

Игра на перемене – не просто смешная пауза между серьезными уроками. Она тоже учит очень важным вещам...

Что может быть для ребенка естественнее и желаннее, чем игра? Она воплощает столь редкий в жизни союз приятного с полезным. Но в последние годы взрослые с грустью замечают, что множество игр, столь популярных лет двадцать – тридцать назад, неведомы сегодняшним ребятишкам. И огорченные взрослые решили возродить детскую игровую культуру, создав Международный институт игропедагогики. Международный – потому что планируется сотрудничество со школами Северного Кавказа и Баварии, а отделение в Ханты-Мансийском округе уже работает. Создатели института планируют собирать игры и игрушки разных народов, самодельные куклы. А одно из направлений названо «Играем дома, в школе, во дворе», его руководитель рассказывает сегодня о том, как можно через игру иначе взглянуть на поведение ребенка. Если тема покажется вам интересной, в следующих номерах сотрудники института расскажут об играх, которые можно предложить детям на прогулке, во время празднования дня рождения и даже на уроке.

Долгожданная перемена! Что делают дети в эти десять–пятнадцать минут?
– Ничего.
– Вчера в карты играли.
– Мальчишки иногда бегают, в войну играют, дерутся.
– Раньше в “Сотки” играли, теперь надоело.
Дети, как и много лет назад, любят играть. Я далека от мысли предложить учителям “заорганизовывать” школьников еще и на переменах. Понимаю, дети и так устают, у них должно быть свободное время. Но свободное – значит время, когда каждый выбирает, чем ему заняться. А из услышанного в школьном коридоре разговора понятно, что дети маются от безделья, не знают, чем заняться, выбора-то у них и нет.
Не предложить ли им поиграть на перемене? Но для этого учитель сам должен знать достаточное количество игр, представлять себе особенности – “подводные камни” и преимущества – каждой, уметь на первых порах организовать и поддержать игру.
Ведь это не только отдых и развлечение – испокон веку ребенок, играя, познавал мир и себя, учился выбирать, общаться.
Мальчишки дерутся и толкаются на переменах? Да они просто выясняют, кто самый сильный и ловкий. Вместо возни и драки можно предложить им культурные формы, отшлифованные годами, выверенные культурой целого народа, – состязания в ловкости, скорости, быстроте реакции.
Конечно, часть из них удобнее проводить на улице с наступлением весны, но некоторые можно преобразовать и проводить в коридоре или даже в классе.
Например, игра “Три ноги”. Двое играющих становятся рядом, правую ногу одного и левую другого обвязывают веревочкой на уровне щиколотки. Вот вам и три ноги: одна как бы общая. Теперь “трехногая” пара должна преодолеть заранее определенное расстояние, ни разу не упав. Можно устроить состязание двух пар – на скорость. Наверное, сразу не получится, и смеха будет больше, чем согласованности действий. Но постепенно ребята поймут причину падений и научатся соотносить свои ритм и скорость с возможностями партнера.
А это умение, безусловно, пригодится во время учебных занятий, да и во всей дальнейшей жизни ребенка.
Есть игры, тренирующие быстроту реакции, развивающие сообразительность, помогающие преодолеть стеснительность, скованность. Многие игры помогают ребенку научиться видеть партнера. Удавшаяся игра эмоционально объединяет участников, улучшает взаимоотношения в классе.
Эти «полезные», с точки зрения взрослого, результаты достигаются не на утомительных обязательных занятиях, а в увлекательной, заманчивой форме.
Если взрослый будет предлагать хотя бы по одной новой игре в неделю, по крайней мере часть детей непременно заинтересуются: ребята начнут сами разыскивать новые игры, расспрашивать родителей, во что те играли в детстве.
И тогда функция взрослого как организатора постепенно будет сокращаться, только с самого начала нужно четко соблюдать несколько принципов:
1) участие в игре – дело добровольное;
2) неукоснительное соблюдение правил обязательно для всех. Того, кто их не соблюдает, играющие имеют право исключить;
3) о всяком изменении правил необходимо договариваться заранее.
Тогда игра начнет «работать» сама. Участие педагога, вероятно, потребуется лишь для решения спорных вопросов.
Конечно, игра, войдя в жизнь ваших учеников, не обязательно должна оставаться в узких рамках перемены. Есть множество игр, которые можно организовать в течение всего школьного дня.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru