Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Ольга ХУХЛАЕВА,
психолог школы “Премьер”

Портфель с идеалами

Подтолкнуть ребенка к саморазвитию можно и с помощью вот такой игры...

Психологи много говорят о том, как важно поддержать в детях положительную самооценку, позитивное отношение к себе. Но что конкретно для этого может сделать учитель? Какие приемы и упражнения помогают ребенку осознать изменения к лучшему, которые с ним происходят?
В нашей школе, например, каждый ученик заводит собственный портфель развития. В специальные папки ребенок складывает рисунки, сочинения и другие работы.
Ребятам это настолько нравится, что периодически они спрашивают разрешения взять папки домой, показать родителям. Детям хочется, чтобы мама и папа разделили с ними переживание, запечатленное в рисунках и текстах.
Не случайно на обложках папок-портфелей нет имен. Я сказала детям, что их папки буду узнавать по картинке: здесь каждый нарисовал символ своей души.
Просматривая свой портфель, ребенок может проследить собственное развитие. И потом на занятиях кто-то говорит о том, что стал более открытым, другой – что теперь он лучше понимает себя, третий научился более терпимо относиться к сестре.
Осознают дети и свои возможности, способности: “У меня лучше получается математика, хуже – составление рассказов по природоведению”, “Я умею придумывать, сочинять”.
А сочиняют наши ребята непрерывно: истории, сказки и даже вредные советы.
Такие, например:
Если папа на рыбалку вдруг с тобой пойти решил,
Ты не жди прихода мамы – Мигом удочку бери,
А то мама как вернется, вам уйти не разрешит.
Изменяется мыслительная деятельность детей. Сначала они только отрабатывают учебный материал, а потом пробуют систематизировать его, самостоятельно ставить вопросы, выдвигать предположения и эти гипотезы проверять.
Если в 1–2 классе мы по большей части работаем с качествами, то в третьем – с идеалами.
Одна из тем называется “Что такое свободный человек?”. Придумали мы “Сказку о несвободном человеке Иване Гаврикове”.
Ивана Гаврикова все заставляли что-то делать. В школе заставляли учиться, смирно сидеть, не драться, не толкаться, не болтать, не возмущаться в ответ на требования учителя.
Надоело Ивану. И он решил: не буду. И принялся разглядывать узор на обоях и ползающую по стене муху.
“Вот бы и мне так жить, – подумал он. – Свободный она человек, а вернее, муха”.
Вы думаете, что Иван Гавриков тут же превратился в муху?
А вот и нет.
Смотрел, смотрел он на муху, а потом уснул. Зато сон ему приснился очень нравоучительный.
Лежит мама на кровати и спит, папа сидит в кресле и газету читает, а бабушка сериал смотрит.
Иван есть хочет, а холодильник пустой. Папа денег не заработал, не хотел на работу ходить. Мама даже каши не сварила – спать ей хотелось. А бабушка Ивану брюки не постирала, так что к пустому холодильнику он в одних трусах бегал.
– Мы решили стать свободными, – пробурчала мама, когда Иван робко насчет завтрака заикнулся. – Отойди, я сегодня еще долго спать буду.
Сел Иван в одних трусах на холодный пол и зарыдал, потому что есть хотел, но делать все равно ничего не стал. Прошел первый день, второй, а на третий приполз Иван к холодильнику, нашел черствую картошку и начал ее грызть, да еще и с кошкой Жмуркой поделился.
Увидела это мама, стало ей стыдно, и пошла она кашу варить, папа на работу собрался, а бабушка стиральную машину включила.
И понял наш Иван Гавриков, что каждый должен что-то делать в меру своих сил, иначе жизнь совсем плохая станет, грустная жизнь.
Открыл Иван Гавриков глаза, посмотрел на муху и сказал: эх, муха, никакой ты не свободный человек. А свободный человек – это я: сам себя заставляю что-то делать, не мама, не бабушка, а я сам.
Так сказал Иван и потянулся за учебником, медленно потянулся, потому что очень трудно что-то делать самому.
А дети, сочиняя и слушая сказку, говорят о том, что да, это очень трудно – самому себя заставлять что-то делать. И не получается, и хочешь, чтобы тебя заставляли взрослые.
Потом они все-таки вспоминают ситуацию, в которой им удалось себя заставить. И мы делаем вывод: раз это удается теперь, в детстве, значит, в дальнейшем будет получаться все чаще и чаще.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru