Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 

Новый путь повышения квалификации
открыт для всех...

С нынешнего учебного года некоторые школы, работающие в режиме экспериментальных площадок, получили статус центров повышения квалификации педагогических работников.
Система аттестации школ и педагогических работников была выстроена до последнего времени таким образом, что получить сертификат о повышении квалификации можно было лишь в институтах усовершенствования, а если учитель ездил по стране и осваивал инновационные технологии, это никоим образом на его разряд не влияло. Поэтому идея о создании центров повышения квалификации на базе инновационных школ, включенных в государственную систему дополнительного педагогического образования, не может не радовать.
Теперь возможности самообразования учителей не ограничиваются курсами институтов повышения квалификации. Помимо них вы можете получить государственный сертификат о повышении квалификации, выбрав школу или образовательный центр, работающие в интересующей вас области, и пройдя там курс обучения.
Сегодня мы представляем некоторые из этих центров.

Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования», с. Коткозеро. Научный руководитель Алексей Андрейко. Центр позволяет объединить все образовательные и культурные возможности деревни. Если обычная школа занимается лишь образованием школьников, то сельский социокультурный центр превращается в многоотраслевую, многофункциональную школу, оказывая образовательную поддержку всем без исключения жителям села. Помимо образовательных услуг центр занимается социальной реабилитацией детей из неблагополучных семей, выполняет функции культурного центра.
Сейчас все больше сельских школ во всех регионах России становятся такими полюсами притяжения в деревнях. Алексей Андрейко убежден, что создание сельских социокультурных центров, подобных коткозерскому, – перспективное направление российской педагогики. Программа его экспериментальной площадки, а с этого года и центра повышения квалификации, называется «Сельская школа для всех». Педагоги, выбравшие это направление, получат возможность по-новому взглянуть на проблемы образования в сельской местности. Ведь для того, чтобы жить полноценной жизнью и успешно работать в деревне, местным жителям мало обычного школьного, а потом вузовского образования. Ребенка, молодого человека, взрослого, живущих в сельской местности, нужно учить несколько иному и иначе, чем в городе. Этими специфическими способами познания и содержанием образования готовы поделиться коткозерские учителя, социальные педагоги и руководители центра. Кроме того, имея многолетний опыт взращивания сельского социокультурного комплекса, педагоги помогут приехавшим к ним коллегам перестроить их обычную сельскую школу в школу открытого типа. Однако для того, чтобы опыт «Центра образования» мог быть применен в другой сельской школе, необходимо приезжать целой командой: руководители, учителя, медики, социальные педагоги, специалисты по образованию взрослых.
В дальнейшем руководители и сотрудники коткозерского комплекса хотели бы превратить его в Федеральный научно-практический центр развития образования в сельской местности. Потому что решать проблемы повышения квалификации сельских учителей необходимо там, где накоплен реальный опыт.

Московское НПО «Школа самоопределения» под руководством Александра Тубельского занимается исследованиями в области содержания образования и созданием демократического уклада жизни в школе. Педагог, прошедший обучение в этом центре, получит квалификацию координатора создания демократического уклада жизни школы. Помимо собственно учебной сферы в школе существует и так называемое скрытое содержание образования, которое зачастую влияет на становление личности гораздо больше, чем официально утвержденная образовательная часть. Это и есть, по мнению разработчиков программы, уклад жизни школы. Он может быть самым разным: авторитарный, тоталитарный, демократический, уклад интеллектуального сообщества. А.Тубельский убежден, что создание гражданского общества в нашей стране невозможно без приобретения детьми демократического опыта еще в школе.
Принципиально важным условием организаторы центра считают обучение не отдельного учителя или директора, а целой команды педагогов и учеников, стремящихся создать в своей школе демократический уклад жизни, строящийся на принципах толерантности, разнообразия и выбора для ребенка. Значительная часть программы посвящена содержанию образования, ибо, как ни насыщена разнообразием и свободой внеурочная часть жизни ученика, школьный уклад нельзя считать демократическим, если учителя продолжают вести уроки по-старому, в авторитарном стиле.
Кроме того, слушатели не только познакомятся с уже существующим опытом демократического уклада, но и смогут проанализировать тот, что уже существует в их собственной школе, под влиянием каких условий он сложился. Ведь при построении демократического уклада важно не копировать чужой опыт, а создавать свой, неповторимый, вырастающий в условиях именно вашей школы. Тем педагогическим коллективам, которые уже находятся в процессе складывания демократического уклада, НПО «Школа самоопределения» предлагает такую форму сотрудничества, как взаимная детско-взрослая экспертиза, в ходе которой помимо анализа происходящих в школе процессов складывается детско-взрослое сообщество, инициирующее эти процессы, и возникает очень мощная образовательная ситуация как для детей, так и для взрослых.
Москва, Сиреневый бульвар, д. 58а. Тел. (095) 461-06-23.

Муниципальное образовательное учреждение – центр образования «Пеликан», г. Бердск. Руководитель Александр Кирилин. Интегративное образовательное учреждение включает в себя одну из бывших городских школ, бывший учебно-производственный комбинат, который предлагает ученикам несколько моделей развития в гуманитарно-художественной области, а для старшеклассников работает проект «Индивидуальные образовательные маршруты»; службу социальной педагогики, информационно-диспетчерскую службу, учебно-производственный комплекс. Все, что связано с трудовым обучением и профессиональной ориентацией школьников в городе, тоже разрабатывает центр.
«Пеликан» предлагает слушателям курсов повышения квалификации свои представления о необходимых и достаточных видах деятельности для обеспечения хорошего образования. Создатели «Пеликана» выстроили социальную психолого-экономическую модель образования для удовлетворения образовательных потребностей всех участников образовательного процесса; стараются учитывать и интересы, потребности своего города: создали, например, городскую психолого-педагогическую службу. Статус центра повышения квалификации позволит «Пеликану» приглашать педагогов, заинтересованных в создании многопрофильных интегрированных образовательных учреждений, собирая тем самым круг единомышленников.
Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Кутузова, 34. Тел.: (3-83-41) 3-15-04.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru