Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКОНекоторое время назад мне показалось, что педагоги-новаторы первой волны могут почивать на лаврах. Ибо все слова, которые еще пятнадцать лет назад в школе и произносить-то было небезопасно, теперь пишут и громко говорят все, кто имеет хоть какое-то отношение к образованию.
Индивидуальный подход? Конечно! Творческая работа? Безусловно! Проектный метод работы – да уже в начальной школе...
И вводят при этом обязательную школьную форму в отдельно взятом экспериментальном учебном заведении. Или, придя в качестве гостей на открытый урок, выдергивают – посмотреть – у ребят из-под локтя тетради, не спрашивая разрешения. Видимо, рассудив, что они же дети – чего тут церемониться. Мелочь, казалось бы...
Старшеклассник может выбирать предметы и экзамены, а третьеклассник не может отказаться участвовать в тестировании способностей или принимать участие в олимпиаде. У него не спрашивают: просто, видимо, в голову не приходит, что он может не хотеть. Но каким же образом он к девятому классу научится делать сознательный выбор? Не понимаю.
Кто из нас не слышал сетований учителей средней и старшей школы на то, что ученики стали какие-то безынициативные, ко всему на свете относятся или презрительно-отстраненно, или агрессивно. Почему так происходит? Удивительно...
Простого и быстрого решения здесь нет. Но, может быть, проблема отчасти порождена недостатком опыта у подростков уважительного отношения взрослых к ним. Да и откуда ему взяться, если с первого класса тебя только одергивают и поучают?
Может быть, стоит предоставлять детям право не хотеть и отказываться в культурной форме даже от полезных, на наш взгляд, вещей? Или хотя бы объяснять, почему для ребят или для меня, учителя, важно их участие в олимпиаде или в празднике.
Да нет, ничего я против этих мероприятий не имею – хорошо, когда способные дети участвуют в олимпиадах. И даже против школьной формы или самых традиционных старых учебников. Просто ребенок должен иметь право не номинально, а реально выбрать их из других возможных вариантов.
Надо только спросить у него, даже у самого маленького. Чтобы почувствовал вкус самостоятельного решения и тяжесть ответственности. Но не подменять его выбор своим. Может быть, в этом и есть суть уважения к личности ребенка, о чем так много и красиво говорят.
Вообще я стала больше внимания обращать на мелочи: даже приходя в разные школы, смотрю не на большие стенды, лозунги или устав школы, где и права, и самоуправление... Теплую, человечную школу, построенную на уважении и взаимопонимании, распознаешь по мелочам: осмысленные, живые лица; тон разговоров младших со старшими; выпускники, забегающие на минутку; малыши, не боящиеся заглянуть в кабинет директора. Мелочи...
В начале нынешней зимы возвращалась я вечером домой и увидела просто завораживающую картину: на промерзшей, заметенной снегом лужайке вдоль всех тропинок были насыпаны полоски земли поверх сугробов и воткнуты очень ровными рядами прутики. А кое-где даже земли забыли насыпать и “посадили” прямо в снег.
Озеленение произошло – догадалась я. В декабре. Всего-то на месяц-полтора позже положенного – мелочь. Зато когда по весне прутики почему-то не зазеленеют, вот все удивятся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru