ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Некоторое время назад мне
показалось, что педагоги-новаторы первой волны
могут почивать на лаврах. Ибо все слова, которые
еще пятнадцать лет назад в школе и произносить-то
было небезопасно, теперь пишут и громко говорят
все, кто имеет хоть какое-то отношение к
образованию.
Индивидуальный подход? Конечно! Творческая
работа? Безусловно! Проектный метод работы – да
уже в начальной школе...
И вводят при этом обязательную школьную форму в
отдельно взятом экспериментальном учебном
заведении. Или, придя в качестве гостей на
открытый урок, выдергивают – посмотреть – у
ребят из-под локтя тетради, не спрашивая
разрешения. Видимо, рассудив, что они же дети –
чего тут церемониться. Мелочь, казалось бы...
Старшеклассник может выбирать предметы и
экзамены, а третьеклассник не может отказаться
участвовать в тестировании способностей или
принимать участие в олимпиаде. У него не
спрашивают: просто, видимо, в голову не приходит,
что он может не хотеть. Но каким же образом он к
девятому классу научится делать сознательный
выбор? Не понимаю.
Кто из нас не слышал сетований учителей средней и
старшей школы на то, что ученики стали какие-то
безынициативные, ко всему на свете относятся или
презрительно-отстраненно, или агрессивно. Почему
так происходит? Удивительно...
Простого и быстрого решения здесь нет. Но, может
быть, проблема отчасти порождена недостатком
опыта у подростков уважительного отношения
взрослых к ним. Да и откуда ему взяться, если с
первого класса тебя только одергивают и поучают?
Может быть, стоит предоставлять детям право не
хотеть и отказываться в культурной форме даже от
полезных, на наш взгляд, вещей? Или хотя бы
объяснять, почему для ребят или для меня, учителя,
важно их участие в олимпиаде или в празднике.
Да нет, ничего я против этих мероприятий не имею
– хорошо, когда способные дети участвуют в
олимпиадах. И даже против школьной формы или
самых традиционных старых учебников. Просто
ребенок должен иметь право не номинально, а
реально выбрать их из других возможных
вариантов.
Надо только спросить у него, даже у самого
маленького. Чтобы почувствовал вкус
самостоятельного решения и тяжесть
ответственности. Но не подменять его выбор своим.
Может быть, в этом и есть суть уважения к личности
ребенка, о чем так много и красиво говорят.
Вообще я стала больше внимания обращать на
мелочи: даже приходя в разные школы, смотрю не на
большие стенды, лозунги или устав школы, где и
права, и самоуправление... Теплую, человечную
школу, построенную на уважении и
взаимопонимании, распознаешь по мелочам:
осмысленные, живые лица; тон разговоров младших
со старшими; выпускники, забегающие на минутку;
малыши, не боящиеся заглянуть в кабинет
директора. Мелочи...
В начале нынешней зимы возвращалась я вечером
домой и увидела просто завораживающую картину:
на промерзшей, заметенной снегом лужайке вдоль
всех тропинок были насыпаны полоски земли поверх
сугробов и воткнуты очень ровными рядами
прутики. А кое-где даже земли забыли насыпать и
“посадили” прямо в снег.
Озеленение произошло – догадалась я. В декабре.
Всего-то на месяц-полтора позже положенного –
мелочь. Зато когда по весне прутики почему-то не
зазеленеют, вот все удивятся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|