Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Январь – месяц счастливый и радостный. Подарки, пожелания счастья и любви. Кажется, все люди прекрасны и добры. Мы приходим в школу после каникул отдохнувшие, приветливые. Ученики и учителя, все как один, готовы начать новую правильную жизнь. Но жизнь не начинается с чистого листа. Она продолжается бесконечной чередой ошибок и побед, вопросов без ответов. Мы пытаемся удержаться на тонкой границе, разделяющей свободу и насилие, отыскать надежные ориентиры. Один из них очевиден и прост, всем известен. Это уважение. Уважение – то, что важно, прочная основа жизни и везения. Во Франции именно уважение решили положить в основу коренных изменений школьной атмосферы, а значит, и всего общества. Насилию и агрессии пытаются противопоставить свободу и толерантность.
Демократические механизмы могут быть перенесены в школу. Над этим работают не только во Франции. В Австралии составляют декларации школ и классов, фиксируя общие договоренности и цели.
Европейцы и американцы отправляются в далекие экзотические страны обучать местных ребятишек, потому что мир един и не заканчивается у порога классной комнаты. Мы только все вместе способны удержать мир от бездны ненависти и осуществить хотя бы часть новогодних, рождественских пожеланий.

Джон ЭТЕРИДЖ,
Австралия

Чтобы не отвлекаться на мелочи, сочиняйте декларации!

Но они помогут вам и вашей школе лишь в том случае,
если вы и правда готовы им следовать

Куда мы идем все вместе? Каково предназначение нашей школы?
Я думаю, важно иметь некий набор общих представлений, принципов, чтобы двигаться в одном направлении. Учителя порой так вязнут в мелочах, что им необходимо напоминать о глобальных целях. В моей школе есть специальная декларация, принятая учениками и педагогами, более того, совместно выработанная. Каждый чувствует себя соавтором, и это помогает в повседневной суете, усталости и разочарованиях не сбиться с пути.

Мы определились с целями, планами и средствами их достижения. По мере изменения ситуации может меняться и декларация – дополняться, уточняться, но всегда в случае выбора, принятия важного решения школа смотрит на главный ориентир. Не случайно текст висит на видном месте в учительской и в кабинете директора, в школьных коридорах и даже напечатан на обложках детских дневников.

«Наша цель – обеспечить каждому ученику образование в безопасных благоприятных условиях, способствующих развитию самодисциплины, заинтересованности и высокому уровню знаний. Мы стремимся к сотрудничеству с родителями и общественностью ради воспитания в наших учениках независимости и ответственности, навыков успешного взаимодействия в мировом сообществе. Мы уважаем себя и других, ценим индивидуальность каждого и поддерживаем друг друга, взаимно обогащаясь».
Вот кто мы есть, вот что мы делаем, вот что мы ценим.
Конечно, все, что тут написано, еще не совсем реальность, скорее идеал, к которому мы хотим прийти. Честно говоря, поначалу я ворчал про себя, считая, что не стоит тратить столько времени на разговоры о слишком далеких вещах, но постепенно увидел, как серьезно относятся к декларации ученики, даже серьезнее, чем педагоги, насколько легче нам стало находить общий язык, если опираться на общие идеалы. Ведь многие проблемы дисциплины связаны с отсутствием взаимного уважения и взаимной ответственности.
В последнее время мы предлагаем старшеклассникам поработать над личными декларациями. Подросткам в этом возрасте очень важно заявить о себе, найти свое место в мире. Мы побуждаем ребят сформулировать, осознать собственные ценности, и сами начинаем лучше понимать, к чему стремятся наши ученики, чего хотят от жизни.
Декларация нужна только в том случае, если собираешься ею действительно пользоваться. Если она просто висит на стенке, ее скоро перестанут замечать, как надпись на заборе. Но, по-настоящему работая с ней, можно существенно продвинуться вперед. Что значит работать? Прежде всего сделать так, чтобы все ученики и учителя хотя бы знали основные положения декларации. Затем достаточно часто проводить небольшие обсуждения с разными группами по поводу соответствия заявленных идей реальным фактам, реальным потребностям. Полезно время от времени выяснять, чувствуют ли педагоги и дети некоторый прогресс в осуществлении замыслов или, напротив, расценивают ситуацию как «мрачное болото». На ученическом, на педагогическом совете – везде и всегда вспоминать про главную цель, даже решая сиюминутные проблемы. В конце года, подводя итоги, хорошо бы потратить целый урок, чтобы понять, чего мы достигли в этом году, что потеряли, где наши резервы. Тогда и планы следующего года будут приняты и осознаны всем коллективом.
«Вместе весело шагать…», особенно если знаешь куда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru