ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Январь – месяц счастливый и радостный.
Подарки, пожелания счастья и любви. Кажется, все
люди прекрасны и добры. Мы приходим в школу после
каникул отдохнувшие, приветливые. Ученики и
учителя, все как один, готовы начать новую
правильную жизнь. Но жизнь не начинается с
чистого листа. Она продолжается бесконечной
чередой ошибок и побед, вопросов без ответов. Мы
пытаемся удержаться на тонкой границе,
разделяющей свободу и насилие, отыскать надежные
ориентиры. Один из них очевиден и прост, всем
известен. Это уважение. Уважение – то, что важно,
прочная основа жизни и везения. Во Франции именно
уважение решили положить в основу коренных
изменений школьной атмосферы, а значит, и всего
общества. Насилию и агрессии пытаются
противопоставить свободу и толерантность.
Демократические механизмы могут быть перенесены
в школу. Над этим работают не только во Франции. В
Австралии составляют декларации школ и классов,
фиксируя общие договоренности и цели.
Европейцы и американцы отправляются в далекие
экзотические страны обучать местных ребятишек,
потому что мир един и не заканчивается у порога
классной комнаты. Мы только все вместе способны
удержать мир от бездны ненависти и осуществить
хотя бы часть новогодних, рождественских
пожеланий.
Чтобы не отвлекаться на мелочи,
сочиняйте декларации!
Но они помогут вам и вашей школе лишь в
том случае,
если вы и правда готовы им следовать
Куда мы идем все вместе? Каково
предназначение нашей школы?
Я думаю, важно иметь некий набор общих
представлений, принципов, чтобы двигаться в
одном направлении. Учителя порой так вязнут в
мелочах, что им необходимо напоминать о
глобальных целях. В моей школе есть специальная
декларация, принятая учениками и педагогами,
более того, совместно выработанная. Каждый
чувствует себя соавтором, и это помогает в
повседневной суете, усталости и разочарованиях
не сбиться с пути.
Мы определились с целями, планами и
средствами их достижения. По мере изменения
ситуации может меняться и декларация –
дополняться, уточняться, но всегда в случае
выбора, принятия важного решения школа смотрит
на главный ориентир. Не случайно текст висит на
видном месте в учительской и в кабинете
директора, в школьных коридорах и даже напечатан
на обложках детских дневников.
«Наша цель – обеспечить каждому ученику
образование в безопасных благоприятных
условиях, способствующих развитию
самодисциплины, заинтересованности и высокому
уровню знаний. Мы стремимся к сотрудничеству с
родителями и общественностью ради воспитания в
наших учениках независимости и ответственности,
навыков успешного взаимодействия в мировом
сообществе. Мы уважаем себя и других, ценим
индивидуальность каждого и поддерживаем друг
друга, взаимно обогащаясь».
Вот кто мы есть, вот что мы делаем, вот что мы
ценим.
Конечно, все, что тут написано, еще не совсем
реальность, скорее идеал, к которому мы хотим
прийти. Честно говоря, поначалу я ворчал про себя,
считая, что не стоит тратить столько времени на
разговоры о слишком далеких вещах, но постепенно
увидел, как серьезно относятся к декларации
ученики, даже серьезнее, чем педагоги, насколько
легче нам стало находить общий язык, если
опираться на общие идеалы. Ведь многие проблемы
дисциплины связаны с отсутствием взаимного
уважения и взаимной ответственности.
В последнее время мы предлагаем
старшеклассникам поработать над личными
декларациями. Подросткам в этом возрасте очень
важно заявить о себе, найти свое место в мире. Мы
побуждаем ребят сформулировать, осознать
собственные ценности, и сами начинаем лучше
понимать, к чему стремятся наши ученики, чего
хотят от жизни.
Декларация нужна только в том случае, если
собираешься ею действительно пользоваться. Если
она просто висит на стенке, ее скоро перестанут
замечать, как надпись на заборе. Но, по-настоящему
работая с ней, можно существенно продвинуться
вперед. Что значит работать? Прежде всего сделать
так, чтобы все ученики и учителя хотя бы знали
основные положения декларации. Затем достаточно
часто проводить небольшие обсуждения с разными
группами по поводу соответствия заявленных идей
реальным фактам, реальным потребностям. Полезно
время от времени выяснять, чувствуют ли педагоги
и дети некоторый прогресс в осуществлении
замыслов или, напротив, расценивают ситуацию как
«мрачное болото». На ученическом, на
педагогическом совете – везде и всегда
вспоминать про главную цель, даже решая
сиюминутные проблемы. В конце года, подводя
итоги, хорошо бы потратить целый урок, чтобы
понять, чего мы достигли в этом году, что
потеряли, где наши резервы. Тогда и планы
следующего года будут приняты и осознаны всем
коллективом.
«Вместе весело шагать…», особенно если знаешь
куда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|