КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Волшебный туман правильного мира
В то время как мир вокруг нас учится
жить «по понятиям», а в ряду подменяемых понятий
особое место занимает превращение слова
«правильный» чуть ли не в ругательство,
где-то продолжает существовать мир незыблемых
ценностей и простых, но обязательных правил. Он
находится рядом с нами, он так давно и хорошо
знаком, что забываешь о его вечной новизне.
Медвежонок Винни-Пух и поросенок Пятачок
подвержены многим страстям, однако в их
непредсказуемом лесу сохраняются вполне древние
традиции и четкая иерархия ценностей. Дружба
сильнее войны, лени и уныния. Познавать мир
интереснее, чем взламывать его. Мама и папа любят
своего бельчонка сильнее всего на свете, а хорошо
смеется тот, кто смеется не над кем-то, а над
своими страхами. И нет ни одного серьезного
повода нарушать правила вежливости.
Фестивали детских анимационных фильмов
раскидывают сети, чтобы не упустить ни одной
стоящей работы. Удивительно, но эта отрасль
кинопроцесса, трудоемкая, требующая специальных
средств и всеобщей любви, сохранила свои силы и
продолжает развиваться.
Впрочем, именно потому, может быть, что требует от
индивидуального таланта индивидуальных усилий и
больше всех других массовых искусств является
сугубо штучным товаром? Компьютерная помощь,
казалось, облегчившая скрупулезный труд
мультипликатора, на самом деле провела еще более
отчетливую границу между художником и
торопливым дельцом.
Когда смотришь эти фильмы на огромном экране
Большого зала Дома кинематографистов,
бесповоротно понятными становятся некоторые
особенности детской анимации.
Причем это справедливо по поводу известных и
очень известных фильмов. Обнаружилось, например,
что «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, самый
маленький, наверное, из великих фильмов всех
времен и народов, ближе к интеллектуальной игре
Льюиса Кэрролла, героиня которого оказывается в
мире обретших плоть математических задач и
логических построений, чем ко всем бытовым
сказкам с участием зайчиков и синичек.
Если эти звери и зверята анимированы, т.е.
одушевлены, с помощью многократно повторенного в
разных фазах и последовательно отснятого
движения – мультипликации, то героев картин Юрия
Норштейна можно назвать одухотворенными.
Как и Алиса оксфордского профессора, маленький
лесной философ Норштейна забредает в иное
измерение. И это вовсе не простой туман, хотя и в
самом обычном тумане искажаются объемы и
перепутываются направления и расстояния. Этот
Ежик попадает в туман-путешествие. Он становится
объектом влияния искусства, Прекрасного, которое
олицетворяет конечно же Лошадь – белая, огромная
и непостижимая, как туман.
Тургеневская тонкая печаль пронизывает любовный
роман «Цапля и журавль», извлеченный из
неволшебной народной сказки, из едкой
крестьянской насмешки надо всем непарным и
незнакомым.
Вот одна из самых обаятельных историй про
реакцию ребенка на банальность. На уроке в первом
классе учительница говорит о «Стрекозе и
Муравье». Маленький мальчик возражает Муравью:
«Но она же танцевала!» Да, тот мальчик рос в
артистической среде и знал, что труд артиста
почетен не меньше муравьиного. Но мне всегда
слышалась в этом возгласе неосознанная, наверное,
попытка защититься от несправедливых обвинений
в праздности (тебе лишь бы играть! Пристал со
своими вопросами!).
Недаром Януш Корчак говорил, что дети – это «иная
раса». Как и во всех других человеческих породах,
в них заложено стремление к совершенствованию.
Более того, в отличие от других «рас» их идеал
вполне конкретен. Это взрослый человек. Поэтому
дети никогда не бездельничают – они растут. И от
того, сколько и какого качества витамины
получают они в процессе роста, какие законы и
понятия окажутся для них основополагающими, и
зависит будущее.
Слезы Дэвида Копперфилда, капающие в его чашку с
чаем, могут затопить все дороги к взрослым, не
будь там, на том берегу, вздорной и надежной Бетси
Тротвуд. И самого Диккенса, чье бессмертное
сострадание строит и чинит мосты между
маленькими и большими, говорящими, плачущими или
смеющимися каждый на своем одиноком языке.
У всякого взрослого человека в основе
мировосприятия лежат собранные в детстве камни:
представления о прекрасном, заданный масштаб,
ощущение своего места в семье, в обществе, в
истории, наконец. И вместе с умственным развитием,
недостаток которого невосполним в быстро
растущем человеке, необходимо и развитие чувств,
воспитание, без которого человек не будет
защищен прежде всего от себя самого.
Не потому ли кажутся такими опасными злобные
механизированные искусственные существа –
порождения трудолюбивой техники и сухого сердца?
Ведь весь мир детского анимационного кино как
область искусства находится на территории
детства – собственного роста и познавания мира,
полного загадок и открытий, требующего прямого
взгляда, бесстрашия и осторожности, доверия и
верности.
В райских мгновениях воспоминаний о детстве
присутствуют, пусть порой и незримо, чудесные
зверушки из вечных мультфильмов Диснея и Хитрука,
Иванова-Вано и Котеночкина, Назарова и Норштейна.
Здесь, в этом искусстве, само детство преображено
опытом художника и средствами искусства.
Преображенные в фильме Ивана Уфимцева обезьянка,
слоненок, попугай и удав помогают обучаться
правилам арифметики и этики, Серенький Волчок
становится тайновидцем Истории, ее преданным
свидетелем и слугой, а бесхитростная колыбельная
песенка – сказкой сказок. Приключения же Ежика в
тумане – пребыванием в раю с его законами, его
временем и пространством.
Как сказал мне один ребенок лет тридцати: «Не
люблю я этого Норштейна с его Ежиком. Мне потом
ничего другого смотреть не хочется, и все такое
вокруг грубое».
Может быть, про всех зрителей этих фильмов будут
говорить, как говорили сограждане про Данте:
«Смотрите, этот человек побывал в аду!» Только в
нашем случае придется говорить – «в раю».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|