КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Самое сильное слабое звено
Особенности национальной встречи
Нового года
Ну и порезвились мы – и стар и млад – в
долгие новогодние праздничные дни у экранов
своих телевизоров! Все радужное многоцветье
сияющих огней, вспыхивающее яркими сполохами,
застило наши взоры, вся мишура мира,
переливающаяся золотым и серебряным дождем,
опала на наши плечи, все барабаны планеты слились
в одну непрерывную дробь. Нас веселили и
развлекали, нам желали всего хорошего от всей
души. И душа эта была вполне искренней, потому что
в первую очередь развлекала и веселила самое
себя – так, как умеет, как привыкла, как
по-другому не хочет.
В нашей маленькой новогодней компании голоса
разделились. Хозяйка патриотично предложила
смотреть второй канал, а хозяин, наоборот,
призвал прыгать по программам, дабы сравнить, у
кого послеполуночный бал интереснее. Хозяйка как
главная в доме одержала верх. И мы стали
свидетелями державно праздничного застолья
приглашенных в студию знаменитостей, которые
тепло поздравляли нас и друг друга, охотно
выучили слова песенок, написанных специально для
такого случая, и не отказались пропеть их при
всем честном народе. А уж о звездах что говорить
– все они были тут как тут. И пели, и плясали. И
свои ансамбли с собой привели. Никого в этой
студии не забыли, никого не пропустили, показав
другим каналам, что значит высшее телевизионное
общество. Но примерно через час в нашем теледоме
все смешалось: хозяин незаметно щелкал пультом,
перенося нас в новое виртуальное пространство.
Одни и те же лица одновременно находились и
действовали в неостанавливающемся потоке
праздничного карнавала. Кто это там сказал, что
нельзя дважды ступить в одну и ту же реку?! Может,
в реку и нельзя, но в рукотворный канал – сколько
угодно, ровно по числу действующих. Даже у
венецианских каналов некоторые звезды успели
засветиться – для этого было достаточно в
назначенный час перейти из одной студии в другую.
Так что щелкать пультом вовсе не обязательно.
Достаточно набраться терпения – и на голубом
блюдечке экрана вам все равно довелось бы
вкусить все яства новогоднего меню. Таковы
особенности национальной телевизионной встречи
Нового года. И с этим, как говорится в одном
ток-шоу, ничего не поделать.
Не в укор, не в назидание это сказано. Телевидение
такое, какое оно есть, а мы такие, какими оно хочет
нас видеть. Процесс этот, конечно, управляемый, но
в то же время и традиционно консервативный.
Попробуйте-ка обойтись в новогоднем меню без
рязановских или захаровских всенародно
выученных наизусть картин! И хоть знаешь каждый
кадр и каждую реплику, а все равно зацепишься
взглядом, и по новой в энный раз с тем же
сочувствием к героям и самому себе прольешь
светлую слезу умиления. Не самое плохое чувство в
новогодье, когда вольно или невольно перед
порогом будущего ты осознаешь, что и в прошлом
есть энергия, которая никуда не пропадает.
Попыток утвердить и развить этот новогодний жанр
телекино было очень много, и на переломе нынешних
годов едва ли не все они были нам вновь
предъявлены – эдакий нон-стоп из фильмотеки
прошлого. Но кое-что показали и новенькое.
Например, вполне может претендовать на почетное
место в этой фильмотеке картина “Приходи на меня
посмотреть” – режиссерский дебют Олега
Янковского (в соавторстве с Михаилом
Аграновичем), где играет блистательное трио
актеров – Екатерина Васильева, Ирина Купченко и
сам Олег Янковский. Пьеса Надежды Птушкиной, а по
ней снят фильм, называлась “Пока она умирала”.
Во МХАТе ее пару лет назад поставил режиссер Петр
Штейн, назвав “Рождественской сказкой” (там
тоже был замечательный актерский ансамбль во
главе с Ией Саввиной). Три названия, а суть одна –
добрая и ироничная сентиментальная история,
которой предстоит новая телевизионная жизнь. Еще
из новинок экрана – “Президент и его внучка”,
кино, снятое для проката, но тоже пришедшееся
впору телевидению. Здесь замечательно играют
юная Надя Михалкова (сразу две роли
сестер-близнецов), а также Владимир Ильин и Олег
Табаков. Отечественный вариант “Принца и
нищего”, увлекающий вполне узнаваемыми реалиями
нашего сегодняшнего общества.
Сегодня много говорят о популярности передачи
“Слабое звено”, где команда игроков,
озадаченная одной целью – выиграть как можно
больше денег, на глазах у зрителей распадается,
движимая и общими, и личными интересами. Здесь по
ходу игры из нее вышибают самого слабого, на
взгляд остальных, игрока. Далеко не всегда он
самый слабый. Тут считать надо, как в шахматах, а в
результате получить в финале того соперника, у
кого легче выиграть. Например, победительницей
турнира на минувшей неделе стала Лидия, в одном
из ответов на вопрос заявившая, что французского
художника-импрессиониста, уехавшего на Таити,
звали Рафаэлем. И все равно выиграла – ее
соперница давала ответы еще похлеще или просто
молчала. Так что передача не зря называется
“Слабое звено”. Она убедительно показывает, что
не обязательно побеждает сильнейший. Очень
удобная для телевидения позиция. Ведь оно тоже
соревнуется само с собой. И уверено, что всегда
выигрывает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|