УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА
КОГДА ЭКСКУРСОВОД СТАНОВИТСЯ
УЧИТЕЛЕМ
Что остается от античных черепков?
Умение читать, размышлять и задавать
вопросы
Конечно, музеи не претендуют на то,
чтобы выдавать ребятам аттестаты о базовом
образовании. Пока. Но право же, если бы у учеников
был выбор, куда пойти учиться – в школу или в
музей, то не факт, что все остались бы в школе.
Скажут: хочу учиться там, где интереснее. А ведь в
музеях порой работают совершенно удивительные,
увлеченные и наукой, и просветительством, и
самыми шумными посетителями – детьми – люди, в
профессиональной биографии которых только по
какой-то непонятной случайности не написано
“работаю учителем”.
Пойдем в музей! Здесь можно держать в руках
настоящую афинскую керамическую вазу и гладить
шерстку маленького верблюжонка. Узнать свой вес
в слонах и после этого отправиться на
археологические раскопки в Крым. Нарисовать
портрет любимого кота с помощью... электрических
лампочек.
А если серьезно, то образовательное пространство
музеев, развернутое в сторону активной работы с
детьми, таит в себе потрясающие возможности. Их
чувствуют и понимают люди и в школе, и в музее. Так
что, учителя и музейщики, объединяемся?!
Денис Журавлев работает научным
сотрудником Государственного Исторического
музея. Ученый человек, не школьный учитель. Но
считает свой музей лучшим учебным заведением для
ребят.
– По себе знаю: я пришел в Исторический музей еще
школьником. Мне особенно нравилось, что с нами
возились серьезные ученые люди. И для меня было
счастьем, что в тринадцать лет меня взяли в
настоящую археологическую экспедицию.
Семь лет назад, когда Денис сам стал работать в
музее, рядом сразу появились дети –
археологический кружок.
– В церкви Троицы в Никитниках (филиал ГИМа)
вовсю шел ремонт. Я сидел на столе в малюсенькой
комнатке, потому что больше негде было сесть, а
вокруг располагались кто как мог маленькие дети.
Теперь все они уже выросли, стали студентами.
Для ученика занятия под руководством Дениса и
похожи, и не похожи на уроки в школе, хотя бы
потому, что рядом с третьеклассником сидит
одиннадцатиклассник. А для Дениса они «дамы и
господа». Если он лекцию читает, то старается
делать это, ничего не упрощая. А уровень лекции
достаточно высокий – как спецкурс по античной
археологии в МГУ. Конечно, и пошутить может…
Для того чтобы ответить на вопрос, вовсе не
обязательно тянуть руку. Да и спорить можно без
опасности получить двойку.
Денис не ставит задачу удержать в кружке всех
пришедших в начале учебного года ребят. Но уж кто
остался, увлекся, тот не расстается с музеем и
после школы
– Кто остается, тот и остается, – говорит Денис.
– Причем часто это бывают именно пятиклассники.
Сначала сидят и ничего не понимают, потом им
становится интересно, начинают задавать вопросы,
а на следующий год опять приходят на эти же
занятия. Одна учительница привела целый класс,
судя по всему, в обязательном порядке. Меня
охватил тихий ужас. Но на следующее занятие они в
полном составе не пришли, и учительница тоже.
Каждый год Денис пугает своих ребят страшными
зачетами, но никогда их не проводит. Один раз даже
написал билеты, а потом понял, что не всякий
хороший студент на них ответит.
– Обычно в начале года я читаю ребятам лекции по
историографии, основам античной истории и
археологии. Стараюсь, чтобы они как можно больше
делали сами, особенно те, кто занимается уже не
первый год и прекрасно знает, как готовить
доклады и дискуссии. Книжки обычно приношу сам,
потому что это специальная (взрослая!)
археологическая литература. В музее библиотека
пока не оборудована для работы ребят, но со
временем им и туда можно будет приходить.
На занятиях дети часто такие вопросы задают, что
приходится просить у них тайм-аут до следующего
занятия, чтобы поискать ответ. Уже прошло то
время, когда можно было сразу на все с ходу
ответить или отшутиться.
А вопросики, которые ребята подкидывают Денису,
непростые не только для него: их вообще большая
археологическая наука часто не видит. А школьник
задаст какой-то вопрос, и взрослый ученый
начинает думать: о, как интересно, ведь
действительно… И ощущение такое, что работает он
не со школярами, а со студентами или вовсе с
коллегами.
– Еще я постоянно мучаю своих ребят книжками на
иностранных языках. Все время повторяю, что ни
один научный доклад по античности сделать без
иностранной литературы нельзя, и это
действительно так. Заставляю их учить языки.
Помогаю сам, студентов своих прошу, которые по
нескольку языков знают. В результате у нас
существует уже и не кружок, а скорее клуб, в
котором и студенты, и бывшие выпускники, и
школьники, и просто ребята из экспедиции.
Я реалист, понимаю, что античная археология – это
не все в нашей жизни. А вот учиться мыслить, а не
зазубривать ответ, пытаться читать умные научные
книжки на разных языках, понимать, что книга
написана профессором и для тебя тоже, – это важно
прежде всего.
Я говорю своим ребятам: вам 13 лет, но вы можете
многое понять не хуже взрослых. Хватит читать
детские книжки с картинками. Вы нормальные люди
– читайте взрослую научную литературу. Половину
прочитанного не поняли – пришли, спросили,
вместе разобрались. Школьное образование и
университетское – это разные вещи. Сейчас в
школах учителя дают ребятам больше
самостоятельности, но когда я учился, у нас было
все просто: «Иванов, к доске!” А мы в музее
всерьез учим исследовать наш мир.
Каждое лето команда Дениса выезжает в город
Керчь на археологические раскопки. Когда новички
едут в экспедицию, старшие над ними немножко
подтрунивают, называют пионерами. Но все
прекрасно помнят себя в первой экспедиции, когда
еще ничего толком не умели. Экспедиция ребятам
нужна для самоутверждения – здесь они взрослеют.
Самое приятное, когда ученики начинают приводить
в музей своих друзей. В экспедицию берут и друзей,
только спрашивают: ты можешь за своего друга
поручиться?
Наметанным глазом определяют, есть у человека
интерес к археологии или он просто так пришел.
Ведь в экспедиции – разная работа: и лопатой
копать, и землю в тачке вывозить, и на кухне суп
варить, и настоящей наукой заниматься.
– Одна наша выпускница стала определять
античную керамику даже лучше меня.
Вообще работают ребята по полной программе, как
взрослые археологи. Обычно я беру в экспедицию с
четырнадцати лет, но, случается, и с двенадцати.
Условия у нас, конечно, не из легких, подъем в
шесть тридцать утра.
Но одно дело, когда ты пришел в музей и посмотрел
на античную вазу, которая стоит за стеклом, и
ничего не почувствовал, а другое – когда взял в
руки черепок с древней росписью, прошел по улице
древнего города, спустился в древнегреческую
цистерну.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|