Новая схема финансирования предложена.
Будет ли она работать?
Бюджет школы попал в президентский
указ
Каковы, с нашей точки зрения, основные
содержательные особенности и возможные
последствия этого указа?
Прежде всего, на наш взгляд, президент принял
очень взвешенное решение, преодолев в своем
указе острейшее противоречие между
необходимостью сохранения муниципальной школы
– иначе нет основы гражданского устройства
страны – и отсутствием реальных возможностей
финансировать муниципальную школу из
муниципального бюджета.
Опаснейший профсоюзно-собесовский ход
размывания ответственности по всем бюджетным
уровням, при том что регион получил бы полное
право распоряжаться всеми средствами и не нес бы
за это никакой ответственности, привел бы к еще
большему обнищанию школы.
Другой выход – перенести выплату заработной
платы учителям на федеральный уровень. Против
этого жестко стоят и стоять будут Минфин и вся
федеральная власть – нести за это
ответственность никому не хочется.
Поэтому осталось одно – сохранить
муниципальность и обеспечить финансирование
именно муниципальной системы общего
образования.
Никакой ломки – введение трех базовых элементов:
целевая субвенция из региона в муниципалитет,
бюджет образовательного учреждения как основа
для расчета этой субвенции и полномочные
представители президента в округах как главные
контролеры за всем этим процессом
финансирования. При этом имеется в виду, что
полномочные представители – это и есть сам
президент В.Путин.
Красивая схема, основанная на том, что деньги в
регионах на образование есть.
Просто их не хотели на образование тратить.
Теперь захотят.
Поскольку целевая субвенция из федерального
центра оказалась невозможной – иначе можно было
бы прямо из Москвы слать деньги на нужды
образования, – воспользовались обходным
маневром. Деньги из Москвы в регион по-прежнему
будут идти как нецелевые, а уже сам регион,
согласно указу президента от 29 декабря 2001 года,
должен составлять целевые образовательные
субвенции и направлять их в муниципалитеты.
При этом важно, что в указе сказано: в случае
недостаточности средств в бюджетах
муниципальных общеобразовательных учреждений
(выделено мною. – А.А.). А это означает, что
необходимо оперировать понятием “бюджет
образовательного учреждения”, рассчитывать его
и на его основе оценивать, достаточно средств в
муниципальном бюджете или нет.
Что могут делать полномочные представители?
Фактически указ от 29 декабря может превратить
систему образования в президентскую, тем самым в
государственную. Довольно неожиданная
методология, но зато эффективная. Обычно
государственное становится президентским, а тут
наоборот – став президентским, образование
может стать государственным.
Итак, что, с нашей точки зрения, могут делать
полпреды?
Шаг первый: немедленное вмешательство в процесс
составления трансфертной заявки от региона,
контроль связи сумм, которые просит регион, с
реальным дефицитом бюджетов образовательных
учреждений. При этом регионы волей-неволей
должны сами проанализировать эту связь – чего
никто никогда не делал, поскольку никто никогда
всерьез позицию «бюджет образовательного
учреждения» не воспринимал.
Шаг второй: лоббирование региональных
трансфертных заявок, особенно в их
образовательной части, в федеральных органах
власти и таким образом усиление своего влияния в
регионах.
Шаг третий: контроль за формированием целевых
образовательных субвенций из региона в
муниципалитет и (великий прорыв института
полномочных представителей) явление на
муниципальном уровне с функцией контроля
расходования этих субвенций.
Ведь в указе сказано: «...обеспечить контроль за
исполнением настоящего Указа и целевым
расходованием выделяемых в соответствии с
пунктом 1 настоящего Указа бюджетных средств».
Конец цитаты. И начало муниципальной
деятельности президентской власти.
При этом важно, с нашей точки зрения, отметить,
что в указе нет ничего про финансовый норматив и
про роль ведомства. Ну, может быть, про ведомство
и не положено в такого рода документах упоминать,
а вот то, что отсутствует нормативное
финансирование, – честно говоря, непонятно. При
желании вполне можно сказать, что указ в этой
части противоречит Закону РФ «Об образовании», в
котором выделение бюджетных средств связано с
финансовым нормативом. Правда, самого норматива
до сих пор нет, и неизвестно когда будет, но то,
что в указе про финансирование нет упоминания
финансового норматива, – странно.
…Что можно ожидать на деле? Вряд ли кто-то на
местах всерьез воспримет упоминание о бюджете
образовательного учреждения. Как составляли
трансфертную заявку «от достигнутого», так и
будут. Основные усилия региональных
администраций сосредоточатся на выбивании
трансфертных денег, чтобы покрыть повышение
зарплаты. Муниципалитеты попытаются побороться
за то, чтобы региональные субвенции включали в
себя и другие расходы – капитальный ремонт
прежде всего. Но регионы эту атаку скорее всего
отобьют, ссылаясь на законодательство о местном
самоуправлении, где прямо указано, что
содержание школ – обязанность местного
самоуправления.
Так что реальным результатом указа станет скорее
всего стабилизация с выплатой заработной платы
учителям. Что тоже немаловажно.
И приход президента В.Путина в образование
ознаменуется заметным улучшением жизни
работников образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|