КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
Еще ребенком он влюбился в радугу...
Петров-Водкин и XXI век
Точнее, Москва первого года XXI века. Еще
точнее, Москва, Неглинная, 14, Московский центр
искусств, декабрь 2001 года. Казалось бы,
Петров-Водкин давно и хорошо известен. Однако и в
этот раз устроители выставок центра угадали
открытие.
Краткий отлет в прошлое: давным-давно в
некогда знаменитом новосибирском театре
«Красный факел» шла некогда знаменитая пьеса
Н.Погодина «Кремлевские куранты». Та самая, где
Ленин просит старого еврея-часовщика научить
куранты Кремля играть «Интернационал». Отыскать
часовщика было поручено матросу Рыбакову –
нестандартному чекисту. Художником спектакля
был Василий Шапорин. Одно из мест действия –
«комната Рыбакова». Когда открывался занавес,
перед зрителем представал номер в гостинице
«Метрополь», где в первые послереволюционные
годы жили первые советские руководящие
работники и всю стену занимала картина
Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Но
почему Петров-Водкин?» – спросила я художника.
«Очень просто, – ответил Шапорин, – Рыбакову
предложили выбрать комнату, в одном из номеров он
увидел оставшегося от прежних владельцев
«Красного коня». И он захотел жить именно в этой
комнате, потому что было в картине нечто
революционное, созвучное времени и его, Рыбакова,
настроениям». Нелишне сказать, наверное, что
Василий Шапорин был знаком с Петровым-Водкиным,
преклонялся перед самобытностью и масштабом его
творчества.
Но вспомнила об этом спектакле потому, что в
общественное сознание надолго вложили: главная
картина Петрова-Водкина – «Купание красного
коня», ибо здесь – предчувствие революции. Потом
она превратилась в его единственную картину,
потому что вообще творчество Кузьмы Сергеевича
Петрова-Водкина (1878–1939) считалось официальной
эстетикой не совпадающим с соцреализмом.
Подлинным открытием для людей второй половины ХХ
века стала большая выставка произведений
художника в стенах Русского музея (1966). Впервые он
предстал во весь свой гигантский рост. Потом он
стал постоянным гостем выставок портрета,
натюрморта и т.п. Стали выходить книги о нем. Была
напечатана его проза («Хвалынск», «Пространство
Эвклида», «Самаркандия»).
А с революцией у Петрова-Водкина отношения были
не близкие, но и не далекие. Дело в том, что
происхождением и образом жизни будучи спаян с
низами общества, остро чувствуя их настроения, он
в то же время был над ними. В силу философского
склада натуры, стремления во всем «дойти до
сути», осмыслить бытие человека в его самых
простых, естественных, исконных проявлениях.
Надвигающиеся катаклизмы он, естественно,
чувствовал. Обновления мира жаждал. Но искал –
всюду и всегда – гармонию. Распад, разлом,
диссонанс не были его категориями. Поэтому,
побывав во многих художественных школах, изучив
разнообразные направления искусства начала ХХ
века, он избрал своими учителями мастеров
высокого итальянского Возрождения и русскую
иконопись. А «Купание красного коня» он написал
еще в 1912 году, когда погрузился в эстетику
европейского символизма. Но это погружение
закончилось прощальным признанием: «Мне грустно
было расставаться с моей кормилицей, у которой не
оказалось больше для меня молока». Этим
«молоком» было стремление символистов
проникнуть за внешнюю оболочку предметного мира,
изобразить некие философские сущности. Но вот
качество живописи, сам характер изображения у
модных тогда А.Беклина и Ф.Штука не устраивали
Петрова-Водкина категорически. Русский
живописец мечтал о господстве цвета и света ради
воплощения гармонии. Еще ребенком он влюбился в
радугу и считал, что именно благодаря радуге
первая его встреча с красками оказала такое
решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь.
Нынешняя выставка картин Петрова-Водкина хороша
именно тем, что в немногочисленных экспонатах
показывает обретение художником целостного
стиля, метода, языка. Современник нескольких
революций и войн, он искал и воплощал гармонию
мира. И это особенно сильно воздействует именно в
наше неспокойное время. Много ли есть художников,
которые дарят вам чувство гармонии и покоя? Да,
именно покоя...
Это удивительное свойство живописи
К.С.Петрова-Водкина заметил еще в 1932 году один из
самых чутких наших искусствоведов, Н.Н.Пунин.
«Чувство покоя, опирающегося на большую форму,
чувство гармонии, обусловленное единством
мировоззрения» отмечает Пунин и здесь же
указывает источник – опору на надындивидуальную
художественную традицию, сложившуюся в высоком
Ренессансе. И наиболее ясно и побеждающе
выразилось это чувство в женских образах,
добавим мы. Более того, ему удалось создать свой
особый и пленительный женский тип, в котором
соединились черты Мадонн Леонардо и Дж.Беллини,
российских Богородиц и реальных женщин
питерских окраин или приволжских деревень.
Особенно показательным будет сравнение образа
«Богоматери Умиление злых сердец» с картиной
«Мать» и, например, более поздним «Портретом
девушки». Тот же тип: удлиненный овал лица,
гладкие волосы на прямой пробор, длинный разрез
светлых глаз, еле обозначенные брови, высокая
грациозная шея... И состояние внутренней
сосредоточенности и покоя. Те же черты – в
изображениях девочек на разных картинах, в том
числе и на знаменитой «Тревоге». Он вообще любил
писать юные лица, еще не искаженные жизнью...
И конечно же продолжают изумлять натюрморты
Петрова-Водкина. Его постоянно беспокоила мысль,
что с развитием умений, технологий и аналитизма
искусство начинает терять «остроту предметного
восприятия». В своих натюрмортах он полностью
сохраняет эту остроту и возводит значимость
обыденных предметов в какую-то невероятно
высокую степень. На выставке экспонируется
знаменитая «Селедка» (1918): жухло-розовая
скатерть, синяя бумага, на которой лежит ржавая
селедка, рядом – две картофелины и горбушка
ржаного хлеба. Да, здесь есть информация о голоде
в Петрограде, но вместе с тем присутствует некая
величественность, вечность простых вещей. И
более поздние натюрморты столь же лаконичны по
количеству предметов и столь же поразительны по
ощущению величия простой жизни.
Поздний Петров-Водкин более сдержан в цвете. А
ранний... Картина «Полдень» (1917) очень
представительна для художника как колориста и
философа. Он строит ее колорит на контрастах трех
цветов: синего, зеленого и красного. Холмистый
пейзаж, простор полей, синие дали реки у
горизонта и люди, населяющие этот мир. Здесь мать
и дитя, отдыхающие косцы, похоронная процессия на
вьющейся среди холмов дороге, еще люди. Мир,
полный жизни (смерть ведь тоже часть жизни),
полный согласия и красоты. Это вид сверху,
панорама России. А на самом первом плане холста –
ветвь с огромными спелыми яблоками... Крупный
план, которого тогдашний кинематограф еще не
знал. А Кузьма Сергеевич Петров-Водкин знал, как
передать зрителю свою философию жизни, ее
полноты, ее радости.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|