Я ИДУ С УРОКА
Е.К., учительница химии
Ростовская обл.
Да, с процентом успеваемости все
о’key!
А на душе гадко.
Здравствуйте, Мария Владимировна!
Рубрика “Я иду с урока” любима и уважаема мной.
Решила сделать несколько набросков с уроков.
Получились “педагогические мучилки”: незачем
бравурно рапортовать, если на душе лежит совсем
другое.
Я предельно искренна в предлагаемом тексте; так
же, как искренне мое желание разобраться в
происходящем. Дело в том, что я хочу уйти из
педагогики. (Причин для такого решения можно
назвать много. Можно порассуждать об
обессмысливании деятельности. Можно назвать и
такую препротивнейшую причину, как финансовая
несостоятельность и вытекающая отсюда
ущербность учителя обыкновенной школы.)
Так что же меня не устраивает? Подсознание само
вывело на ответ: неискренность. Я не согласна с
тем, как я сейчас работаю и ради чего я сейчас
работаю. Да, с процентом успеваемости, качеством
обученности – все о’key! А на душе гадко. Нельзя,
нечестно и опасно прикасаться неискренним
сердцем к детским судьбам!
Решение непростое. Я нахожусь в моменте
напряжения, поиска ответов, определения
жизненных приоритетов. Согласитесь, довольно
мучительное время в жизни любого человека.
Перелистывая запавшие в память рабочие сюжеты,
вижу и радость побед, и горечь поражений. Что
значимо в прожитом? За что до сих пор стыдно?..
ИТАК, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЧИЛКИ
Радости и сладости. Мама рассказывала о том, как
еще ребенком, воспитывая своих кукол, играя “в
школу”, я провозгласила: “Дети должны расти в
радости и сладости”. Детство мое было советское,
самое типичное. Мы всегда были посчитаны и
построены в детсадовских группах, в октябрятских
пятерках; вовлечены в тимуровское движение и
охвачены комсомольским энтузиазмом. Все было
унифицировано и обезличено, поэтому рождало в
моей душе сопротивление.
После третьего курса пединститута с распахнутым
сердцем педагога-гуманиста я пришла работать в
детский сад. Упоенно играла с детьми,
разрабатывала интересные занятия. И мы с детьми,
и родители были довольны друг другом.
До первого утренника. При разборе праздника
оказалось, что все было неплохо, но имелись
отдельные недостатки: дети зашли в зал, не
соблюдая дистанцию в шеренге, на стульях ерзали в
ожидании игр, Деду Морозу на загадки отвечали, не
поднимая руки. А в конце разбора был преподан
первый педагогический урок: “Девочки,
воспитываем мокрой тряпкой!” Я была в
недоумении. А напарница, смеясь, объяснила: “Что
непонятного? Не слушаются – бей мокрой тряпкой.
От нее следы не остаются”.
Бить не стала, но поняла, как велика и всемогуща
роль дисциплины в обучении и становлении
подрастающего поколения.
Простая истина. Практическую работу с детьми я
начала не сразу после пединститута. Теперь в этом
вижу только плюс: пришла в школу не с пустыми
декларациями типа “вы, детки, должны, вы
обязаны”, а глубоко “детным” человеком со своей
выстраданной философией.
Работая на обнаженном нерве в детском
костно-туберкулезном санатории, пропустив чужую
боль и неустроенность через свое сердце, я
научилась главному: терпению и терпимости,
приятию всех и вся. Быть рядом. Не спешить, не
топтать, не помыкать, но понимать, любить.
Затем была вечерняя школа. Осознала, что с
сильными учениками работать – одно
удовольствие. Сильные дают уверенность в себе,
сполна возвращая все затраты. Слабые же,
наоборот, вселяют комплекс неполноценности.
Думаю, что в жизни каждого учителя были трудные
классы, где уроки проходят в вязкой, утомительной
пустоте. И не потому, что это безнадежные дети,
неспособные учиться. Нет. Просто преобладает в
подобных детских коллективах
равнодушно-агрессивное настроение.
Вот в таком девятом классе был у меня ученик
Алеша. Самолетик на нитке – самая безобидная из
его шуток. Класс потворствовал своему герою во
всем. Я же шла на урок в предвкушении очередной
его выходки.
На одном из уроков Алеша начал отвинчивать
спинки стульев и поджигать их. Я подлетела к нему,
чтобы вытолкать взашей из класса. И тут меня
пронзила внезапная мысль: а ведь у этого вредного
мальчишки есть мама, которая жалеет его, любит
вне зависимости от того, хороший он ученик или
нет. Эта простая истина отрезвила меня. При
подготовке к урокам я вчитывалась в программу,
где четко обозначено, что должен знать и уметь
ученик; отрабатывала свой хлеб. И терпела.
Слава Богу, что жизнь не сплошная черная полоса,
что такие, как Алеша, все-таки подрастают и уходят
из школы.
О вреде ранних браков. Девятиклассники пришли на
мой урок химии явно уставшими. В чем причина?
Оказывается, на предыдущем уроке писали
сочинение на тему «Добро и зло в комедии
Д.И.Фонвизина “Недоросль”». Конечно же мне самой
очень интересно современное прочтение шедевра
классицизма XVIII века.
– Ну и в ком же, по-вашему, средоточие зла?
– Учительница литературы сказала, что
Митрофанушка – главное зло.
– А вы сами как считаете?
– Да мы так и написали, нам-то какая разница?
Вот здесь уже меня покоробило равнодушное
соглашательство молодежи, и я не утерпела: “А в
моем понимании воплощение зла – госпожа
Простакова. Не только потому, что глупа и дремуче
невежественна. Вина ее в том, что, воспитывая
недоумка Митрофана, она агрессивно отстаивает
право на такую жизнь. А Митрофанушка – хитрый
приспособленец. Зачем ему утруждаться, если
матушка из-за своей слепой любви и так все
принесет на тарелочке. Аналогично – зачем вам
шевелить мозгами и излагать свои мысли на бумаге,
если учитель для вашего-де удобства все разжевал
и разъяснил?”
Волна бичевания недостатков уносила меня все
дальше в безбрежный океан учительского
разжевывания-разъяснения: “Митрофан – хитрое и
беспринципное чудовище, взращенное глупой
женщиной, движимой только животными инстинктами:
выжить, вырастить детеныша, уничтожить
слабого...” – и что-то там еще в воинствующем духе
естественника-натуралиста.
Сидят мои дети, хитро улыбаются: “Вы что, тоже
книжки читаете?”
А точку над дискуссией-импровизацией поставил
Максим: “Точно, этот Митрофанушка просто дурачок
какой-то: учиться не буду, жениться хочу. Зачем
молодому жениться-то? К тому же неизвестно, какие
гены достанутся его детям от такого родителя”.
(Ну чем не «хитрый приспособленец»?)
Хочу ли я, чтобы мои новые ученики любили химию?
Наверное, нет. Я не фанат преподаваемого
предмета. Хочу ли я, чтобы мои ученики любили
меня? Тоже нет. Недавно я сделала для себя
открытие: то, чего раньше добивалась
титаническим трудом с большой затратой душевных
сил (имеются в виду образовательные эффекты,
такие, как процент успеваемости, качество
знаний), теперь достигаю значительно легче. Каким
образом? Ставлю двойки, и не только текущие, но и
четвертные. Записываю замечания в дневники,
кричу на детей, жалуюсь классному руководителю и
родителям (чего ранее не делала по
принципиальным соображениям). Если считаете, что
виновата в этом, – кто первым бросит камень?
Но в душе так и остался звенящий своей детской
наивностью лозунг: “Дети должны расти в радости
и сладости”. Потому и дорабатываю этот учебный
год с мыслью уйти из школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|