Борис БОГОЯВЛЕНСКИЙ
История:
Умение разделить информационный поток
на источники
Нынче модно говорить, что через историю
воспитывается патриотизм. Это так. Но, к
сожалению, два человека, хорошо обученные
патриотизму, любящие свою Родину, могут с большой
эффективностью уничтожать друг друга. Мы не
можем отказать в патриотизме ни Буденному, ни
Деникину. К сожалению, патриотизм не уберег их от
конфронтации.
С нашей точки зрения, история может научить
человека только правильно оценивать окружающий
мир. Получать из него информацию и
перерабатывать.
История – единственная наука, обернувшаяся
школьным предметом, в котором мы имеем дело с
задачами неточными. Это неточные задачи из
области человеческой деятельности, и каждый из
нас решает их повседневно. Каждый день мы
получаем информацию из источников, которые не
сегодня завтра станут историческими. Скажем,
смотрим ТВ-программу, и если она сохранится через
сто лет, то это будет исторический источник.
Любой человек работает с информацией как
историк. Он оценивает ее информативность,
правдивость, сравнивает ее с другими
источниками, подвергает внешней и внутренней
критике. Совсем недавно один телеведущий сообщил
мне, что ему пришлось в Венеции три часа
простоять в очереди в галерею Уффици. Легко
догадаться, что эта галерея находится во
Флоренции, и даже если очередь была очень
длинной, то от Венеции до Флоренции все равно
стоять в ней не три часа, а значительно больше.
Таким образом, в меру своих знаний мы подвергаем
источники информации нашей внутренней критике.
Если человек в состоянии оценивать поступающую к
нему информацию, понимать, где его информатор
заблуждается, не совсем точен, то он будет
подходить к своей жизни как к истории и
сознательно не даст себя ни обмануть, ни
провести.
Хотелось бы, чтобы школьная история не
превращалась в собирание учениками некоей суммы
знаний, а изучала способы и принципы работы с
информацией. Эта задача современной школой не
закладывается. Она требует высокой культуры от
автора учебника, от учителя, в конечном счете
требует желания ученика думать, сопоставлять,
вставать в ситуацию, которая складывается перед
ним со страниц учебной литературы.
Представляется, что умение понять происхождение
информации, оценить ее и если не принять, то хотя
бы не отторгнуть сразу, – это достояние
историков прошлого и настоящего, всех людей,
которые изучают историю с точки зрения познания
мира и себя.
На страницах нашей газеты мы пытаемся дать
читателям комплекс материалов. Его основой
становится методическая разработка урока. К ней
мы подключаем текст исторического источника,
научную или научно-популярную статью, в которой
несколько источников преломляются в сознании
автора. По нашему замыслу этот комплекс должен
включать и художественный образ. Практически нет
такого исторического события, которое не было бы
запечатлено в художественных произведениях –
литературе, кинофильмах...
Мы будем также вести рубрику “Мастерская
историка”, чтобы показать, каким образом
профессиональный историк добивается
воссоздания картины прошлого, как он работает с
первоначальным материалом, чтобы получить хотя
бы обычную научно-популярную статью.
Мы понимаем, что наши читатели ждут от нас
многого. Мы открыты для любого предложения, для
диалога. Потому что “История” – это не только
газета для учителей, это газета самих учителей.
Подписной индекс 32028
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"