РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ
Про стихи с ошибками
Наши дети, конечно, не стеклянные
(оловянные, деревянные), но...
Радио рассказало об австралийской
учительнице, которая объяснила шестилетним
деткам, что Деда Мороза в природе не существует, а
подарки от его имени им дарят взрослые. Детки
расплакались и пожаловались родителям. Родители
возмутились и пожаловались в местное роно (или
как там оно у них называется). Учительницу
уволили за черствость – она цинично «разбила
детскую мечту».
А я вспомнила историю уже 12-летней давности.
Первый класс, ранняя весна. Мы только что
поменяли школу. Суровая учительница, всячески
сопротивлявшаяся появлению сына в ее классе,
вызывает меня на разговор. Прихожу. Мне вручается
тетрадь сына. Открываю. Лист весь исчеркан
красным. Внизу размашистая двойка.
Сквозь корявые буквы и строчки вдруг читаю нечто
неожиданное (орфография и разбивка на строчки,
естественно, мои):
Осень наступила, инеем покрыла...
И глядят уныло кошки на дворе...
И котята плачут... Птицы улетели...
И клевать им нечего... Только: «Кар-кар-кар!»
И собаки, маленькие гавки, прячутся в снегу...
Снег укутал их, и они бегут...
Я ошалело поднимаю на нее глаза: «Это же
стихи!..» «Да, его стихи», – соглашается
учительница, глядя на меня. «Так при чем же тогда
двойка?» – почти шепотом говорю я. «Ошибки!» –
твердо ответила взрослая, уверенная в себе тетя.
Ее ученики учились замечательно, они «бежали
впереди паровоза», но почему-то втягивали головы
в плечи. Они не шумели и не вскакивали, даже если в
классе не было никого из взрослых. Мы с ней не раз
спорили о методах. «Только авторитарное
воспитание! Вы вспомните мои слова, вы будете
плакать в восьмом классе», – пророчила она мне.
Года через два она ушла из школы, не сойдясь с
администрацией в идейно-политических (или каких
еще) взглядах. На ее место пришла молодая
хохотушка. Полгода класс еще работал как
заведенный, а потом... Давние пророчества я
вспоминала и в седьмом, и в восьмом, и далее со
всеми остановками. Она была сильная и умная
учительница.
Больше я никогда не видела стихов старшего сына.
Прозу он иногда выдавал, и даже любопытную. А
стихи – никогда. Нежный это процесс, прорастание
стихов, легко затоптать их обратно в тот самый
сор, из которого они и прорастают.
Помню другую историю, уже в другой школе. Седьмой
класс, самое начало. Свеженабранные учащиеся
возвращаются из крымского похода, так сказать, с
«боевых учений». Толпа встречающих на вокзале,
организованная высадка десанта, огромные
рюкзаки. Радостное воссоединение всех и вся.
Громкий голос замдиректора М.: «Всем спасибо и до
завтра! Родители Н., в школу!» Приехали!
Хорошенькое начало!
По дороге трясли свое изменившееся за поход чадо,
пытаясь узнать, в чем же дело. Чадо молчало, как
партизан, дипломатично заявив, что там все скажут
сами.
Сказали. И так сказали, и сяк. Мы,
родители-неудачники, сидели и чесали в затылке.
Не сходились некоторые факты. Это не о нашем
ребенке.
Хороший человек М. сказал, что ему очень жаль, но
он, педагог, дал нашему сыну прилюдно пощечину.
Непедагогично, но иначе было нельзя. И спросил,
что рассказал дома сын. А сын ничего не рассказал,
отгородился стеной и затих.
Мне стало как-то не по себе: взрослый сильный
мужчина 13-летнего пацана по лицу и при всех? За
что?
Дома, припертый к стенке, сын все же раскололся и
даже расплакался, что бывало очень редко. Он
рассказал свою версию, в которой его вины не было.
Я знала его уже 13 лет и верила, что он не врет. Я
догадывалась, что в походе бывают ситуации, когда
углубляться в тонкости отношений нет времени и
сил. Я видела его возможную вину: он не счел
нужным оправдываться и, растерявшись, не вовремя
натянул на себя наглую рожу. Вина взрослого в том,
что разбираться он не стал, а врезал по наглой
роже.
Кто прав? Кто виноват?.. Сыну как могли объяснили,
что всякое бывает. Надо уметь прощать и не лезть
на рожон.
Но обида, судя по всему, осталась. Она легла
куда-то на дно и медленно, но верно мешала
раскрыться. Из школы, к нашему огромному
сожалению, сын ушел (по результатам в конце года),
не стал «делать паучка в дверях» и цепляться за
любые возможности остаться. Не поверил.
А оправдываться перестал окончательно. И наглую
рожу держит всегда поблизости на всякий случай.
Этакая известная маска: деревянный мальчик с
оловянными глазками. Разумеется, переходный
возраст и прочие радости. Но не только.
Да, конечно, наши дети не сахарные. Но и не
оловянные, и не деревянные. Они живые. А про Деда
Мороза они в 6 лет уже все знают. Не страшна им
австралийская учительница. Наши-то покруче
будут. И если есть у детей мечта, то они ее прячут
так, чтобы не могли залезть взрослые с их
длинными ручками. И мечта эта, глубоко
запрятанная, чаще там и засыхает от недокорма и
отсутствия солнца.
«За что вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не
виноват...»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|