Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №93/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!

Ты оказался в чужой стране...

Ответив на вопросы теста, вы узнаете, какие трудности испытывает ваш ребенок, очутившись в незнакомой компании, и научитесь вместе их преодолевать

Этот игровой тест предназначен для подростков и моделирует ситуации, которые могут ему встретиться при путешествии в какую-нибудь незнакомую экзотическую страну. В предлагаемых моделях нет ничего невозможного, так что этот тест действительно помогает настроить ребенка на благоразумное и целесообразное поведение за границей. Но на самом деле под “незнакомой страной” подразумевается “страна человеческих отношений”. Как действует ваш ребенок в обстоятельствах стремительно расширяющегося в его возрасте общения? В непривычном, незнакомом кругу новых в его жизни людей, встреч, проблем, переживаний?
Пригласите сына или дочку пофантазировать вместе с вами.
Ты поехал за границу. Один. Страна очень интересная, но нравы совсем непривычные.
Ситуация первая. Ты хочешь осмотреть старинный храм, но, подойдя к дверям, видишь, что местные жители при входе разуваются. Что ты делаешь?
а) думаешь: что за глупости? – и входишь обутым;
б) разуваешься и только тогда заходишь;
в) обутым идти остерегаешься, а разутым не хочешь, поэтому поворачиваешься и уходишь прочь;
г) предварительно выясняешь, кто и зачем разувается, и, установив, касается или не касается этот ритуал туристов, принимаешь решение – входить или не входить.

Ситуация вторая. Новые знакомые на вечеринке зовут тебя танцевать неизвестный тебе танец под ритмически сложную музыку. Ясно, что ты не сумеешь. Что ты делаешь?
а) смело идешь в круг и с удовольствием танцуешь как умеешь;
б) пытаешься подражать окружающим, страдая от своей неловкости;
в) категорически отказываешься и смотришь на танцующих, не трогаясь с места;
г) признаешься, что не знаешь этого танца, и просишь научить.

Ситуация третья. Твой новый знакомый, местный житель, вдруг начинает обнимать тебя и осыпать пылкими поцелуями. Что ты делаешь?
а) обнимаешь и целуешь его в ответ, думая: вот как хорошо он ко мне относится!
б) думаешь: наверное, у них так принято... Терпишь;
в) резко отталкиваешь его и убегаешь;
г) говоришь, что такие изъявления чувств тебе непривычны и неприятны. Просишь немедленно прекратить.

Ситуация четвертая. Ты не очень точно знаешь дорогу к музею, но в общем уверен, что двигаешься в правильном направлении. Уточняешь у прохожего, а он неожиданно направляет тебя совсем в другую сторону. Что ты делаешь?
а) идешь, куда сказано, думаешь: “Вот я все и выяснил!”
б) пугаешься, что не смог правильно объяснить, куда тебе надо, внятно задать вопрос. Растерянно стоишь на месте;
в) злишься, что прохожий тебя обманул. Думаешь: наверное, они всех иностранцев обманывают;
г) переспрашиваешь у других прохожих, подходишь к полисмену и в итоге подробно выясняешь дорогу.

Ситуация пятая. Ты садишься в автобус и вдруг убеждаешься, что система его остановок тебе непонятна: то ли по требованию, то ли в заранее обусловленных точках, то ли еще как-то. Что ты делаешь?
а) подбегаешь к кабине водителя, стучишь и требуешь остановиться;
б) в растерянности доезжаешь до конечного пункта;
в) выскакиваешь на первой же остановке и идешь пешком;
г) извинившись, заговариваешь с попутчиками и выясняешь, как тебе выйти возле нужного места.

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему арифметически обработать ответы. За ответ “а” начисляется 3 очка, за ответ “б” – 2 очка, за ответ “в” – 1 очко, за ответ “г” очки не начисляются. В идеале за этот тест ребенок вообще не должен заработать ни одного очка, потому что совершенно очевидно: наиболее благоразумная, полезная и вместе с тем осторожная и корректная стратегия предлагается под буквой “г”. Предпочитая ответ “а”, ребенок признается, что в новом окружении действует самоуверенно, не считаясь с осторожностью и тем самым очень рискованно. Выбирая ответ “б”, он выявляет свою податливость, готовность к подражанию и некритическому заимствованию нравов новой среды. Предпочитая ответ “в”, ребенок ориентируется на тактику уклонения; она по крайней мере безопасна, но неконструктивна.
Если он заработал все пятнадцать очков, предупредите его об осторожности, остерегите от самоуверенности. Если десять, остерегите от подражания. Если пять очков – подбодрите. Но скорее всего получится мешанина: в одном случае ребенок выбирал ответ “а”, в другом случае –”г”, в третьем – “в”. А это значит, что ему пора задуматься: каким он видит самого себя в новых ситуациях? Чего хочет? Какие знает пути самореализации в общении?

Подготовила Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru