ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Все об Арбате
Арбат – улица маленькая. Длина ее – примерно
километр. И вместе с тем она гораздо более
значительна, чем бесконечно длинные проспекты
многих русских городов.
Собственно, Арбат и есть целый российский город.
Ему посвящаются песни, о нем пишутся книги, а из
картин с видами этой улицы можно, наверное,
создать приличную художественную галерею.
Арбат – обособленная часть Москвы. А может быть,
и вовсе не Москвы, как Ватикан – не Рим. Допустим,
что на летнем или зимнем отдыхе кто-нибудь
поинтересуется, где вы живете. Ответ “улица
Ленина” или же “переулок Карла Маркса” ничего
не говорит. Придется город указать. А в случае с
Арбатом этого не требуется. Арбат один на всю
вселенную.
Под Арбатом часто подразумевают не одну лишь
улицу, а место, ограниченное Поварской,
Пречистенкой, а также кольцами – Садовым и
Бульварным, то есть сам Арбат и примыкающие
переулки. Притом Арбат является как бы столицей
региона, а какие-нибудь там Малый Могильцевский
или же Большой Власьевский – провинцией Арбата.
И это только лишь усиливает сходство маленькой,
но знаменитой улицы с большим региональным
центром.
Мы же, верные своей традиции, а также потому, что
необъятное объять нельзя, объектом нашего
внимания провозгласим один лишь город. То есть
улицу. А переулки оставим на будущее.
КНИГИ
О. Шмидт. Арбат. Путеводитель
М.: “Культура”. Без года
“Английский путешественник, посол королевы
Елизаветы I Д.Флетчер писал в конце XVI в., что на
московских улицах лежат “обтесанные сосновые
деревья, одно подле другого”. При реконструкции
улицы в 1985 г. на Арбате было обнаружено четыре
яруса деревянных мостовых XVI–XVII веков, а под ними
– слой золы и угля – следы пожара 1493г. Так
подтвердились письменные сообщения…
Впервые Арбат был замощен по указу Петра I. После
большого пожара 1736 г. улицы и переулки в этом
районе спрямлялись и расширялись. По новым
строительным правилам улицы должны были быть
шириной не менее 8 сажен (около 17 м), переулки – 3
сажен (около 2 м). Дома предписывалось строить:
деревянные – только в один этаж с мезонином,
каменные – в два этажа, причем второй этаж также
мог быть деревянным. Заметим, что подобный тип
дома лет на сто стал преобладать в Москве.
Позднее эти правила, апробированные на Арбате,
были распространены и на другие районы города”.
Путеводитель Ольги Шмидт, выпущенный в начале
девяностых, был одним из первых москвоведческих
изданий нового времени. То есть про руководящую
роль коммунистической партии можно было уже не
писать, сосредоточиваясь не вещах,
представляющих реальный читательский интерес. А
нагляднейшая схема построения материала
(адресная) и наличие подробной схемы местности
делают его прекрасным справочником.
Им. Левин. Один километр России
М.: Галарт, 1993
“У Арбатских ворот был построен первый
казенный театр, правда, деревянный, но зато по
проекту самого Карла Ивановича Росси. Это был его
архитектурный дебют в России. Сохранились записи
современников: “Арбатский театр был очень
красив, окружен колоннами, подъезды к нему со
всех сторон. Большие пространства между колонн в
виде длинных галерей, соединявшихся вместе,
представляли возможность прогулки. Внутреннее
акустическое устройство весьма было хорошо,
слышно и видно отовсюду, декорации для него
написаны художником Скотти”…
Репертуар включал все виды театрального
искусства – оперы, балеты, комедии, драмы, фарсы.
Спектакли шли на русском и французском языках. До
нас дошли имена некоторых звезд театра: певицы
Е.Сандуновой и солиста балета Дюнора. Выше всяких
похвал была и труппа – хор, балет, оркестр. Основу
ее составляли крепостные актеры знатного
вельможи Столыпина, выкупленные у него казной за
32 тысячи рублей”.
Путеводитель писателя Иммануила Левина вышел
вдогонку за путеводителем Шмидта и приурочен к
празднованию 500-летия Арбата. Это также издание,
построенное по адресному принципу, но гораздо
более беллетризированное и щедрое на занятные
цитаты.
Арбатский архив
М.: “Тверская, 13”, 1997
“Арбат послепожарный воспринимался как
аристократическое Сен-Жерменское предместье
(подобно парижскому) – так определил, опираясь на
литературу и устную традицию… уроженец этих
мест князь П.А.Кропоткин, вспоминая в мемуарах
начала 1890-х гг. предреформенные годы. А известный
юрист и общественный деятель пореформенных
десятилетий, близкий знакомый Л.Н.Толстого
Н.В.Давыдов в мемуарах, написанных в начале XX
столетия, тот же самый район переулков
охарактеризовал как место средоточия
“московской интеллигентской обывательщины”.
(Понятно, что слово “обыватель” употреблено в
его буквальном и тогда общепринятом – хотя ныне
и устаревшем – понимании: “постоянный житель
какой-либо местности”.)”
“Арбатский архив” фундаментальный шестисот с
лишним-страничный сборник различных статей
разных авторов, посвященных истории улицы и ее
окрестностей, а также архитектуре, персонам,
музеям, сюжетам и пр.
МНЕНИЯ
“Образ юности отошедшей, жизни шумной и
вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд,
успехов и меланхолий, веселья и стремления – это
ты, Арбат. По тебе снегом первым летят санки, и
сквозь белый флер манны сыплющейся огневисто
золотеют все витрины, окна разных Эйнемов,
Реттере, Филипповых, и восседает “Прага”,
сладостный магнит. В цветах и в музыке, в бокалах
и в сиянье жемчугов, под звон ножей, тарелок
веселится шумная Москва, ни о чем не гадающая,
нынче живущая, завтра сходящая, полумиллионная,
полубогемская, сытая и ветром подбитая, и
талантливая, и распущенная. Гремят и вьюги над
Арбатом, яростно стуча по крышам, колотясь в
двери облаками снега. Но сквозь мглу и вой метели
невозбранно проплывает седенький извозчик, в
санях вытертых, на лошаденке дмитровской,
звенигородской, как корабль нехитрый, но и
верный. К Рождеству елки на Арбатской площади –
зеленым лесом. Приезжают дамы в соболях, везут
чиновники, тащит рабочий елочку на праздник
детям. И, отбушевавши Новый год, в звоне ль
шампанского, в гаме ли водочки с селедкой, входят
в ледяной январь, бегут, краснея носом, с усами
заиндевелыми, обдуваясь паром, – кто на службу,
кто торговать, по банкам и конторам. Кто – и по
трактирам. Ночью же остро, хрупко-колюче горит
Орион семизвездием, тайно прельщающим над
кристаллом снегов”.
Борис Зайцев, писатель, 1921 год
“Арбат кончал свой день. По мостовой,
заасфальтированной в проезжей части, но еще
булыжной между трамвайными путями, катили,
обгоняя старые пролетки, первые советские
автомобили “ГАЗ” и “АМО”. Трамваи выходили из
парка с одним, а то и двумя прицепными вагонами –
безнадежная попытка удовлетворить транспортные
нужды великого города. А под землей уже
прокладывали первую очередь метро, и на
Смоленской площади над шахтой торчала
деревянная вышка”.
Анатолий Рыбаков, писатель, о
начале 1930-х годов
“Я много раз говорил о том, что Арбата больше
нет. Я сетовал об этом. Действительно, его
физическое существование так резко
преобразилось, что ничего иного и не скажешь. И
это, увы, не только мое мнение. Так думают многие
арбатцы. Но, к счастью, Арбат стал символом еще
задолго до своей физической гибели. Он
продолжает им оставаться и до сих пор. Нельзя
уничтожить историю, дух. Они продолжают
существовать и подогревают и вдохновляют нас на
деятельность. И то, что мы скорбим, засучиваем
рукава, пытаясь уберечь свое прошлое, то есть
самих себя – разве это не признак того, что
истинный Арбат уже прочно в нашей крови”.
Булат Окуджава, поэт, 1993 год
ЛЕТОПИСЬ
1493 – первое летописное упоминание об
Арбате.
1736 – сильное разрушение Арбата во время
очередного московского пожара.
1904 – начало трамвайного движения.
1902 – открытие ресторана “Прага”.
1909 – открытие памятника Гоголю на Арбатской
площади.
1935 – ввод в эксплуатацию станций метро
“Арбатская” и “Смоленская” Филевской линии.
1953 – ввод в эксплуатацию станций метро
“Арбатская” и “Смоленская”
Арбатско-Покровской линии.
1953 – окончание строительства высотного здания
Министерства иностранных дел.
1962– окончание капитальной реконструкции
Арбатской площади.
1964 – открытие транспортного тоннеля под
Арбатской площадью.
1974 – начало работ по организации на Арбате
пешеходной зоны.
1986 – завершение работ по организации на Арбате
пешеходной зоны.
МУЗЕИ
Мемориальный музей-квартира А. С.
Пушкина на Арбате
Арбат, 53
Как
ни странно, на самом Арбате только два музея
(большинство арбатских экспозиций расположено в
окрестных переулках). Самый известный из тех двух
– мемориальная квартира, в которой Александр
Сергеевич Пушкин провел свой медовый месяц.
Нельзя сказать, чтоб этому музею очень повезло.
Во-первых, его стены, строго говоря, не подлинные.
Это новодел, хотя и относительно качественный.
Во-вторых, практически не сохранилось никаких
эскизов и упоминаний о том, как именно были
обставлены комнаты молодых (даже не ясно, где
была столовая, а где, к примеру, кабинет).
В-третьих, на момент создания музея большая часть
личных вещей Александра Сергеевича находилась в
Пушкинском Доме тогдашнего Ленинграда.
Приходилось довольствоваться так называемыми
“предметами эпохи”.
Тем не менее музей стоит того, чтоб уделить ему
часок.
Первый этаж – преимущественно просветительский.
Очевидна задача создателей той экспозиции –
погрузить посетителя в эпоху Пушкина с помощью
всевозможных вещей, не обязательно относящихся к
самому Александру Сергеевичу. Это в основном
изобразительный материал – гравюры и литографии
с видами Москвы первых десятилетий
девятнадцатого века, портреты и карикатуры на
известных деятелей той эпохи. Задача, безусловно,
выполнена – материала много и он достаточно
хорош. Во всяком случае, сравнительно немногие
предметы мебели и обихода оказывают на зашедшего
в музей несколько меньшее воздействие.
Основательно “погрузившись в эпоху”,
посетители поднимаются на второй этаж. Именно
тут располагалась квартира Александра
Сергеевича. И как раз в этих залах экспонатов нет
практически совсем. Разве что в гостиной
(единственное здесь “распознанное” помещение)
стоят столы, стулья, фортепиано, а также бюстик
Пушкина. При этом постамент подогнан таким
образом, чтобы с точностью был соблюден рост
Александра Сергеевича – можно подойти к нему и
живенько вообразить собственную беседу с самым
знаменитым стихотворцем государства.
Остальные залы представляют интерес скорее как
пространство для прослушивания экскурсовода. А
экскурсоводы здесь достаточно хорошие.
КСТАТИ, это один из самых молодых российских
музеев – он был открыт в феврале 1986 года.
Мемориальная квартира Андрея
Белого
Арбат, 55
Два
мемориальных музея – Пушкина и Андрея Белого
(Бориса Николаевича Бугаева) не только
расположены в соседних зданиях. Дело в том, что
музей Андрея Белого является филиалом
пушкинской квартиры. Больше того – у них общий
вход и общая касса.
Впрочем, на этом сходства и заканчиваются. Иначе
не может и быть – разные люди, разные эпохи,
разная степень конкуренции (музей Белого –
один-единственный, и в нем, естественно, гораздо
больше личных вещей героя экспозиции).
Начинается осмотр с винтовой лестницы, в центре
которой свешиваются рисунки и портреты,
относящиеся к жизни знаменитого писателя. Затем
– прихожая, типичная для рубежа девятнадцатого и
двадцатого веков (вешалка, сундуки, зонты). Из
прихожей попадаешь в спальню Бореньки Бугаева.
Тут и начинаются сложности.
Дело в том, что экспозиция выстроена по двум
линиям одновременно. Первая –
мемориально-бытовая, вторая – отражающая “пути
исканий” писателя. Таким образом, в спальне
соседствуют конверт для пеленания ребенка и
фотография Андрея Белого, сделанная в 1915 году,
когда он в Дорнахе, уже обзаведясь приличной
лысиной, осваивал премудрости антропософии.
Проскальзывают и небрежности на уровне
пресловутого стремительно падающего домкрата.
Например, на столе в кабинете отца вроде бы
воссоздан этакий рабочий беспорядок, но какой-то
неестественный – огромные листы с
математическими выкладками соседствуют с
развернутой картой России, совершенно лишней при
работе с интегралами и дифференциалами.
Самый, пожалуй, яркий экспонат находится в
последней комнате. Это огромный график, на
котором Андрей Белый изобразил кривую своей
жизни (со взлетами и падениями), влияние на его
жизнь самых разных людей (мать, например, только
лишь до шестнадцати лет), а также увлечения
писателя различными теориями и занятиями.
КСТАТИ, одна из неявных достопримечательностей
этого музея – виды из окон квартиры. Дело в том,
что со времен Андрея Белого практически не
изменилось окружение его родного дома.
ИНТЕРНЕТ
http://www.moskva.ru/guide/streets/arbat1r.html
“Арбат, этот подлинный символ старой Москвы,
недавно отметил свое пятисотлетие. Название
“Арбат” впервые встречается в летописи в 1493
году: тогда весь город охватил страшный пожар,
начавшийся от свечки в арбатской церкви Николы в
Песках. Отсюда пошла известная московская
поговорка: “От копеечной свечи Москва сгорела”.
Так и неизвестно, откуда же произошло название
этой знаменитой московской улицы. Возможно, от
славянского корня “горбат”, что на языке того
времени означало неровную местность. А другие
версии связывают его с арабским словом “арбад”,
означающим “пригород”, ведь собственно городом
в XV веке был только Кремль. Здесь в старину стояли
торговые караваны восточных купцов, памятью о
которых, возможно, и осталось в старомосковском
языке название улицы.
Сначала на Арбате располагались многочисленные
слободы, но со второй половины XVIII века он
становится, как и Пречистенка, самой
аристократической частью города – московским
Сен-Жерменом. Здесь селится московская
интеллигенция. Арбат и Пречистенка похожи и
судьбами, и характером. Здесь никогда не
строились фабрики, бараки для рабочих, не было
кабаков и ярмарок. Недаром же в Москве говорили:
“За деньгами – в Замоскворечье, за чинами – в
Петербург, за знаниями и воспоминаниями – на
Арбат”.
Район между Арбатом и Пречистенкой переносит нас
в неповторимый мир тихих арбатских переулков,
где каждый дом дышит старой Москвой”.
Увы, история Арбата почти что не охвачена
российским Интернетом. Конечно, отдельные
упоминания можно встретить на множестве
краеведческих сайтов, однако для этого надо
немало потрудиться.
|