Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №93/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА

Наша учительская профессия такова, что мы живем
как бы в двух годах: календарном и учебном. В сентябре смотрим, с чем начинаем работу; в июне – оцениваем сделанное, строим планы на будущее, переживаем, разбираем неудачи и успехи.
...А еще в нашей жизни есть другая линия – ведомственная. Правда, Министерство, Правительство, Дума живут в другом режиме, итоги их работы оценивают под Новый год. Попробуем это сделать и мы. Ведь от их решений зависят не только наша зарплата и условия работы. Нам важно знать, являются ли учительские интересы, интересы школы – интересами государства?
Еще в прошлом, 2000 году мнение на этот счет было однозначным – нет. В нынешнем году «государство вернулось в образование». Что же принесло это возвращение?
От ответа на этот вопрос зависит, как мы будем учить: вопреки или при содействии власти? Как мы будем жить: с грузом разочарований или с надеждами?

Правительство

Геннадий Васин, начальник отдела образования Правительства России:

– Прошедший 2001 год в целом можно назвать продуктивным для системы образования. Все, что намечалось, удалось осуществить. Успешно начат эксперимент по единому государственному экзамену, разработана концепция реструктуризации сельской школы, одобрена правительством концепция модернизации системы образования до 2010 года.
Сейчас мы готовим решение о проведении эксперимента по ГИФО. Первоначально его старт был намечен на 2002 год, но теперь мы видим, что система образования к его проведению пока не готова. К тому же эксперимент по ГИФО тесно связан с экспериментом по ЕГЭ, который находится лишь на первой стадии реализации. Введение даже экспериментальных ГИФО требует финансирования, и необходимые средства придется закладывать уже в бюджет 2003 года. Но важно, что принципиальное согласие образовательного сообщества провести эксперимент по финансовым обязательствам достигнуто. Есть, конечно, и те, кто против. Но ведь и в ситуации с ЕГЭ были представители ректорского корпуса, не желавшие учитывать результаты единого экзамена. А многие вузы, в том числе Санкт-Петербургский пединститут им. А.И.Герцена, по собственной инициативе приняли участие в ЕГЭ и остались очень довольны. Другое дело, что мы должны совершенствовать механизм проведения ЕГЭ и материалы к нему.
Ведь одобренные и утвержденные правительством в 2001 году документы пока лишь фиксируют наши планы. А нам уже сегодня хочется заглянуть в будущее, узнать, какие результаты дадут наши начинания – какие из них приживутся в российском образовании, принесут ощутимую пользу.
Что касается законотворческой деятельности, то сейчас в Комитете по образованию и науке Думы находится на рассмотрении очередной закон, который мы предложим, – о внесении поправок в Законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском образовании”. И как обычно, Комитет по образованию стремится умерить нашу инициативность: мы хотим как лучше, а они – как было раньше. Что ж, это вопрос взаимопонимания, и мы постараемся его найти.
В следующем, 2002 году важной задачей для правительства станет создание условий для попечительской деятельности, регулирование налоговой законодательной базы. Разумеется, достичь согласия с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов по этому вопросу будет очень непросто. “Не получится ли так, что попечитель отдаст школе копейку, а налогов не заплатит на рубль?” – спрашивает нас Минфин. Придется вновь и вновь доказывать, что налоговые льготы как воздух нужны системе образования: без попечительских денег образование еще долго не получит финансирования на достойном уровне.
Для меня как бывшего учителя особенно важным событием минувшего года стало повышение учительской зарплаты. Хочется надеяться, что оно произойдет не на словах, а на деле. Уже есть неприятные намеки региональных властей, что повышение осуществить будет весьма сложно. Безусловно, правительство примет все меры для того, чтобы зарплата во всех регионах была повышена и выплачивалась вовремя.
В Новом году мне бы хотелось пожелать всем российским учителям, и в их числе моей жене, учительнице математики, здоровья, удовлетворенности своей работой, энтузиазма и любви к детям – ведь именно благодаря этой любви и терпению учителей держится наша школа все последние годы.

Записала
Наталия ИШТРИКОВА

Дума

Иван Мельников, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы:

– В последние полтора-два года наметились позитивные изменения в отношении к системе образования. Это можно проследить даже на примере формирования федерального бюджета по разделу “Образование”, сравнив его с бюджетами 2000 и 2001 годов. Хотя в целом бюджет-2002 удовлетворения у нашего комитета не вызывает, положительные тенденции все же налицо: так, в текущем году было заложено 48 миллиардов рублей на расходы образования, а на следующий год – 80 миллиардов рублей. Второе, что я отметил бы, – то, что “Концепция модернизации российского образования”, одобренная Госсоветом и правительством , в целом состоялась как достаточно сбалансированный и позитивный документ, хотя к ряду его положений можно предъявить серьезные претензии. Тем не менее в нем делается акцент на важнейшие вопросы – повышение статуса и улучшение материального положения учителя, ответственность государства перед системой образования. Если такие позиции, как придание школе государственного статуса, улучшение материального и социального положения учителя, защита прав потребителей платных образовательных услуг и повышение качества образования, доступность образования, действительно начнут реализовываться, то получится, что не зря все мы так долго работали над этим документом.
Еще один важный итог этого года, также отраженный в окончательном варианте текста концепции, – то, что в отношении к наиболее одиозным идеям, предложения по которым возникали – а это 12-летка и ЕГЭ, – возобладал здравый подход. Принято решение: сначала все-таки провести эксперимент, а потом уже делать окончательные выводы. Когда я выступал на заседании правительства, на котором рассматривался текст концепции, то говорил: важно, чтобы итоги этих экспериментов подводила реальная объективная независимая комиссия, а не сами инициаторы нововведений.
К сожалению, кроме положительных изменений в образовании, появились и тревожные, их условно можно объединить в два блока. Первый – судьба тех позитивных моментов, которые прописаны в Концепции модернизации. Дело в том, что прошло уже более полутора месяцев с момента обсуждения документа на заседании правительства, но он еще не выпущен, хотя максимальный срок для этого был поставлен в один месяц. Как бы с концепцией не произошло то же самое, что с национальной доктриной, которая была одобрена и вскоре забыта. Получается, что мы принимаем хороший документ – закон, программу, концепцию, а жизнь течет своим чередом и не зависит от документов.
И второй блок опасений: есть ощущение, и уже есть факты, что идет наступление на автономию и самостоятельность образовательных учреждений. То, как принимался бюджет этого года, выражает это наступление в конкретных цифрах. Мы обсуждали вопрос на заседании комитета и считаем, что современная система образования прошла в своем развитии три этапа. Первый – это конец 80-х годов, когда система еще имела хорошие деньги и получила свободу. Второй этап – 90-е годы, когда свободу оставили, а деньги отобрали. Третий этап начинается сейчас – при минимальном финансировании стремятся отобрать и свободу.
На 2002 год у нашего Комитета по образованию и науке множество планов. Самый ближайший – рассмотрение 25 января на пленарном заседании согласованного варианта законопроекта о стандарте образования. В процессе подготовки законопроекта проделана большая тяжелая работа. Очень подробно он обсуждался на высоком уровне, с министром образования России Владимиром Филипповым, представителями Совета Федерации, Российской академии образования, руководством нашего комитета (в обсуждении также принимали активное участие Олег Смолин, Александр Шишлов, Александр Шелехов). Мы успешно прошли этап согласования с правительством и… вдруг получили отрицательный официальный отзыв. Со стороны Департамента образования, науки и культуры это довольно недружелюбный шаг. Получается, что Министерство образования имеет одну позицию, а Департамент правительства – другую. Мы надеемся, что внутренние противоречия между министерством и правительством будут преодолены и до лета законопроект пройдет первое и второе чтения в Думе.
Есть у комитета и другие планы: например, разработка и принятие законов по начальному и среднему профессиональному, дополнительному образованию. Сейчас мы заканчиваем процедуру согласования важного законопроекта о специальном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Записала
Наталия ДОВЖЕНКО

Профсоюз

Владимир Лившиц, секретарь ЦК профсоюза работников образования и науки:

– Однозначно оценить итоги этого года невозможно.
С одной стороны, их можно считать положительными. Государство повернулось лицом к учительству. Оно стремится развивать и приумножать потенциал образования, а не отнимать последние крохи. То есть концепция модернизации образования действует.
Первый реальный шаг – с 1 декабря повысили зарплату работникам образования. Правда, в некоторых регионах возникнет проблема с обеспечением надтарифных выплат. Здесь, наверное, без борьбы не обойдется, хотя ситуация небезнадежна.
Напомню, что тарифная ставка 1-го разряда повышена со 132 до 450 рублей, но соотношение между тарифными ставками 1-го и 18-го разрядов теперь составляет лишь 4,5 вместо прежних 10. Таким образом, преподаватели вузов, имеющие, как правило, высокие разряды, фактически “останутся при своих”... Не случайно вторым шагом в этом направлении, согласно концепции, должно стать создание системы оплаты труда, учитывающей специфику образовательной отрасли. В перспективе это может означать отказ от ЕТС, хотя Министерство труда и социального развития изо всех сил этому сопротивляется.
Были в уходящем году и неудачи. Например, не удалось обеспечить учителям надбавки за непрерывный стаж работы. По-прежнему не решены многие вопросы в образовательной политике.
Так, развитие хозяйственной самостоятельности школы, пополнение внебюджетных счетов – задача номер один, но политика Минфина препятствует ее осуществлению. Образовательным учреждениям предлагается выбрать из двух зол: либо полностью зависеть от бюджетного финансирования в рамках жесткой сметы, либо получить самостоятельность и свободу ценой отказа от субсидиарной ответственности государства. От перехода образовательных учреждений в статус некоммерческих организаций выгадают единицы, а потеряет целая отрасль.
Аналогичная ситуация с ГИФО. С одной стороны, это положительная идея – мы переходим на нормативное подушевое финансирование в сфере высшего профессионального образования. С другой стороны, та форма, в которой предлагается провести эксперимент по ГИФО, означает не что иное, как помощь обеспеченным студентам в получении платного образования. Иными словами, на ту часть студентов, которые обучаются на коммерческой основе – примерно половина от общего количества, – будет перераспределяться часть бюджетных средств. А дети учителей, врачей, других представителей нашей небогатой интеллигенции в результате подобных реформ окажутся в проигрыше. Если вузам разрешат самим устанавливать цены на обучение, то они так их взвинтят, что ГИФО покроют лишь незначительную часть затрат. И родителям все равно придется доплачивать за обучение своих детей. Таким образом, высшее образование станет достоянием элиты.
...Какие выводы можно сделать из вышесказанного? К сожалению, большинство гуманных решений еще остается на бумаге. А то, что осуществляется, – половинчатые меры. Вместе с тем нормативная база, регулирующая экономические отношения, не способствует, а скорее препятствует развитию массового образования. И нам, представителям педагогической общественности, предстоит нелегкая борьба за интересы отрасли...

Записала
Ольга ДАШКОВСКАЯ

Министерство образования*

1. Министерством образования Российской Федерации проведена значительная работа по реализации Плана действий Правительства Российской Федерации и основных мероприятий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы (раздел “Реформирование образования”): подготовлен и принят правительством ряд постановлений, направленных на модернизацию различных сторон системы образования, осуществлены меры по существенному укреплению материальной базы образования, социального положения педагогических работников. Увеличен объем финансовых ресурсов, направляемых на развитие образования как из консолидированного, так и из федерального бюджета. Доля расходов на образование в 2001 году в сравнении с предыдущим годом возросла с 37 до 52% в общем объеме всех расходов федерального бюджета на социальные нужды. Из дополнительных доходов федерального бюджета на финансирование расходов образовательных учреждений Министерства образования России в 2001 году дополнительно выделено 2 млрд 860 млн рублей, в том числе 760 млн рублей на заработную плату и 350 млн рублей на оборудование.
Правительством Российской Федерации поддержаны предложения Министерства образования России по увеличению расходов на образование в 2002 году. Планируемый бюджет Минобразования России составит 58 млрд рублей, что на 68% больше, чем в 2001 году.

2. Разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, основные положения которой были поддержаны Государственным советом Российской Федерации на заседании 29 августа 2001 года. Проект Концепции одобрен Правительством Российской Федерации (протокол № 44 от 25 октября 2001 года).
Концепция предусматривает достижение современного качества образования и его реальной доступности для населения, выход массовой общеобразовательной школы на уровень современных требований и массовой профессиональной школы на уровень международной конкурентоспособности; рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности его омоложение; повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского профессионального образования, его адаптации к рынкам труда.

3. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина разработана и утверждена постановлением правительства от 28 августа 2001 года № 630 федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)”. По своим масштабам и объемам финансирования (около 40 млрд рублей) это самая значительная в образовании и одна из самых крупных среди всех отраслей хозяйства за последние десятилетия программа.

4. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минобразования России в рамках Федеральной программы развития образования и на условиях софинансирования субъектами Российской Федерации были осуществлены конкретные меры по компьютеризации сельских школ, составляющих более 66% школ страны, включая поставку вычислительной техники на сумму 2 млрд рублей, программно-методическое сопровождение, а также организацию переподготовки кадров сельских учителей.

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года № 487 утверждено “Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов”. В целях усиления адресной поддержки студентов из малообеспеченных и социально незащищенных групп населения Положением предусмотрено введение наряду с государственными (муниципальными) академическими также и социальных стипендий, определяются источники формирования стипендиального фонда, в том числе выделение дополнительных средств на оказание единовременной материальной помощи и выплату премий студентам, аспирантам и докторантам.

6. Правительством Российской Федерации принято постановление от 23 марта 2001 года № 224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”. Цели эксперимента – устранение перегрузки школьников, развитие их познавательных и созидательных способностей; введение профильной подготовки в старших классах школы; усиление воспитательной направленности обучения, формирование высоких гражданских качеств моральных принципов школьников; воспитание устоев здорового образа жизни. Общеобразовательная школа должна формировать целенаправленную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также навыка самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, которые есть ключевые компетенции, определяющие современное содержание образования.

7. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 119 “Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена” Минобразования был осуществлен первый этап. Его результаты убедительно подтверждают эффективность новой формы государственной аттестации, которая будет способствовать повышению доступности образования, позволит получить более объективную картину образования и усвоения школьниками государственного образовательного стандарта, уменьшить роль субъективных факторов при поступлении абитуриентов в вузы.

8. Еще одним шагом в упорядочении отношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг стало принятие подготовленного Министерством образования России постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2001 года № 324 об утверждении “Правил оказания платных образовательных услуг в области дошкольного и общего образования”. Постановлением обеспечивается защита законных прав и интересов потребителей платных образовательных услуг, повышение ответственности дошкольных и общеобразовательных учреждений за предоставление качественных образовательных услуг в полном объеме.

...11. В рамках Федеральной программы развития образования была осуществлена масштабная акция по обеспечению учителей сельских школ современной методической литературой. В соответствии с государственным контрактом рядом педагогических издательств страны в 45 тысяч сельских (в том числе малокомплектных школ) поставлены комплекты, включающие методические пособия, рекомендации, справочные материалы по всем учебным предметам.

12. Впервые постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 629 утверждена федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)”. В первые три года действия программы планируется выделять ежегодно по 25 млн рублей на организацию научных и социологических исследований, осуществление других мероприятий программы, чрезвычайно важных в условиях обострения межэтнических и межконфессиональных отношений.

* Материал “О некоторых наиболее значимых мероприятиях, реализованных Министерством образования России в 2001 году” был предоставлен редакции пресс-службой министерства. Печатается с сокращениями

Отдел образовательной политики “ПС”

Образование становится частью политики. Это один из самых главных итогов года.
При этом важно отметить, что политики лишь начинают формировать свое образовательное кредо в соответствии с политическим. Если по вопросу о земле, средствах массовой информации, войне в Чечне, электроэнергетике, налогам, трудовому кодексу и другим животрепещущим темам партийная реакция строго соответствует месту в политическом спектре, то по отношению к образованию такой зависимости нет. Пару лет назад было очень популярным приводить данные по голосованию в парламенте разных фракций по образовательному законодательству. Обычно это делали депутаты левых фракций, у которых всегда был перевес над правыми, либералами и проправительственными депутатами по формальному признаку: кто как голосовал по выделению средств на образование. Теперь люди стали умнее, и таким легким сравнением уже мало кого убедишь, потому что все стали понимать: между принятием решения о выделении средств и благосостоянием системы образования – пропасть.
Но хотя партийные образовательные программы находятся в зачаточном состоянии, тем не менее уже можно какую-то аналитику привести.
Левые – коммунисты, аграрии, часть фракции «Народный депутат» поголовно выступают за всеобщее бесплатное образование. Притом с жестким государственным регулированием и отменой всякой частной инициативы и тем более зарубежного влияния на российское образование. Линия партии проигравшего пролетариата пользуется большим спросом на селе, а также, что неожиданно, в среде обнищавших вузовских работников и региональных командиров педагогики.
Центр. У правительственной партии «Единство», а также старательно примыкающего «ОВР» и других примыкающих никакой особой образовательной платформы нет. Им близок тезис о том, что «наше образование – лучшее в мире», в то же время эти партии принимают непонятный для них интерес президента к образованию как данность и старательно пытаются этот интерес удовлетворить. На самом деле никакого серьезного значения образовательной политике не придают и придать не смогут, в ближайшее время по крайней мере. Хотя в регионах «Единство» представлено иногда очень яркими представителями образования: взять хотя бы Бурятию, где региональное отделение партии возглавляет один из самых ярких деятелей российского образования, Сергей Намсараев. Но, как видно, общей партийной установки на развитие этой линии нет.
Поэтому и в парламенте депутатские фракции, которые люди связывают с властью, никак позицию власти в образовании не олицетворяют. А в Комитете по образованию и науке из 12 депутатов большинство – из левых фракций.
Правые. Начало депутатских полномочий совпало с яркой правой активностью в образовательной политике. И то, что 12-летке не дали победоносно прошагать по России, заслуга прежде всего правых и яблочников. Вообще в начале работы новой Думы наметился межфракционный союз, но чем ближе очередные выборы, тем меньше шансов на объединенные действия в образовательной политике.
У правых и яблочников много общего – прежде всего защита индивидуальных прав граждан на образование в противовес интересу государства на образованного работника. Собственно, если бы у правых и вообще демократов и либерально настроенных политиков была последовательная линия в образовательной политике, то их бы и отличало именно это: жесткое отстаивание права отдельного человека на образование.
А у левых – жесткое отстаивание права государства иметь столько и таких образованных, сколько и каких ему нужно...

Экономика. К огромному сожалению, необходимо констатировать, что никаких изменений в экономике образования не произошло.
И это самый печальный, если не драматический итог прошлого года. При этом необходимо заметить: речь идет не об изменениях в объеме финансирования образования, а именно в экономике образования. Объемы выросли и за счет Федеральной программы развития образования, и за счет увеличения образовательных разделов в Федеральном бюджете, и за счет продавливания в регионах повышения заработной платы. Но при этом качественных изменений, способствующих влиянию роста финансирования на качество образования, с нашей точки зрения, не происходит. Точнее, происходит, но, похоже, в сторону ухудшения. Самым ярким примером здесь может быть насильный перевод расчетов школ в казначейство. Предельно детализированный перечень статей расходования имеющихся у школ средств и ужесточившийся на порядок контроль свел на нет финансово-хозяйственную самостоятельность школы.
Наиболее перспективное, с нашей точки зрения, направление экономики образования – превращение ее в инвестиционную сферу – практически свернулось, и идет обратный процесс, усиление бюджетно-затратного характера экономики образования. Особенно это чувствуется в нежелании финансовых органов стимулировать общественные инвестиции – попечительство, спонсорство и так далее. Дело доходит до того, что местные администрации уменьшают бюджетное финансирование школ на сумму, этими же школами заработанную или привлеченную. Кто же после этого будет стараться привлечь больше денег со стороны?
Судя по всему, итогом года в области экономики образования является исчерпанность ведомственных, министерских способов развития ситуации.
Больше, чем Министерство образования сделало в этой сфере, оно уже не в состоянии сделать. Поэтому, как нам кажется, задача следующего года – сделать экономику образования неведомственной.
Показать, что в сфере такого общенационального интереса, как образование, стараниями только образователей ничего не сделаешь. Потому что финансовые органы, налоговики, проверяющие всех мастей, а также другие конкурирующие ведомства намного сильнее.
Пресловутое возвращение государства в образование – несостоявшееся второе пришествие – возможно не усилением государственного контроля, а поворотом всех государственных сфер, ведомств и служб на развитие системы образования.
Тогда и экономика образования станет лучше.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru