КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Когда выжить должен только один
«Королевская битва» последнего героя
Поскольку и у нас на телевидении
появилась игра на выживание под названием
«Последний герой», где участники соперничают
друг с другом и окружающей природой на далеком
тропическом острове, то фильм японского
режиссера Киндзи Фукасаку «Королевская битва»,
который вышел на экраны российских кинотеатров,
покажется вполне своевременным. Кстати, для его
премьеры была точно выбрана площадка – Клуб
писателей (так теперь называют ЦДЛ), ведь при
желании в японской картине можно углядеть
параллели и переклички со знаменитой
антиутопией Уильяма Голдинга «Повелитель мух» и
двумя ее экранизациями, осуществленными в 1963-м
(между прочим, Питером Бруком) и 1990 годах.
Хотя «Королевская битва» в большей степени
похожа не на интеллектуальную притчу о
самоуничтожении человеческой цивилизации, а на
лихую компьютерную игру, типичную «стрелялку»,
отчасти и «бродилку», так как герои,
пятнадцатилетние школьники, должны постоянно
перемещаться по острову, минуя опасности и
пытаясь остаться в живых. А битва, называемая
королевской, заключается в том, что из 42
подростков в течение трех дней может выжить
только один – остальные же перебьют друг друга
любым случайно доставшимся оружием или пожелают
добровольно уйти из жизни, чтобы не участвовать в
«смертельной игре». Все это придумано взрослыми
ради подчинения вышедших из повиновения детей, а
в качестве распорядителя (можно сказать –
церемониймейстера) неслучайно выбран бывший
учитель, настрадавшийся от своих учеников и
презираемый собственной дочерью.
Играет его Такэси Китано – и этим все сказано.
Имидж Китано (между прочим, свою режиссерскую
деятельность он начал в 1989 году благодаря тому,
что именно Фукасаку отказался продолжать съемки
«Жестокого полицейского») настолько необходим
«Королевской битве», что даже использована его
подлинная фамилия, благо в качестве актера
Такэси Китано обычно выступает под псевдонимом
Бит Такэси. Жестокий якудза или полицейский,
который внезапно начинает вести себя совсем
по-детски или же проявляет неожиданную
сентиментальность, тут превращается в
безжалостного убийцу-манипулятора, который с
неким садизмом координирует истребление
подростков, пока не обнаруживает в самом финале
неизбывную личную трагедию. Это отнюдь не
оправдывает беспощадного героя Китано, однако
заставляет пожалеть, что весь фильм не построен
как самопроизвольная исповедь глубоко
несчастного человека, со злой ухмылкой
отыгрывающегося на чужих детях, сублимирующего
свой комплекс неудачника во властно-капризном
пользовании тем исключительным положением, в
которое он поставлен обществом будущего.
Впрочем, фантастический допуск «Королевской
битвы» воспринимается как вполне реальный в
нынешних условиях – так что не зря бурно
реагировал на этот фильм японский парламент, а
цензура настояла на возрастном ограничении «до
15-ти». Вот если бы режиссер-ветеран, 70-летний
Киндзи Фукасаку, считающийся отцом жанра
жестоких лент о якудзе, не старался непременно
понравиться подросткам, прибегая к понятной и
близкой им компьютерно-комиксовой стихии, тогда
бы его картина вообще смотрелась как страшный
телерепортаж с места событий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|