ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Возвращение к сказке,
или Первый шаг по дороге к
действительности
В современном мире воспитанию человека
уделяется особое внимание. Правда, воспитанию
своеобразному, которое часто сводится лишь к
обучению подстраиваться под современную
действительность, к умению в ней
просуществовать. А значит, быть как можно более
предсказуемым, дабы сохранить спокойствие
других людей и стабильность общества в целом. И
главным в таком обществе становится не
формирование самобытной личности, а создание
существа, не обладающего какими-либо
характерными признаками.
Формирование же личности начинается с самого
раннего детства, когда ребенок погружается в мир
сказок и легенд, которые лежат в основе всякой
культуры.
В последнее время о глобалистских тенденциях
говорят очень и очень много. Попытки привести мир
к некому общему знаменателю у одних вызывают
восторг, у других – страх. Говорить о том, чем это
может обернуться, – все равно что писать
антиутопический роман с открытой концовкой.
Однако мир, существующий с подобной идеей, живет
на наших глазах со всеми своими надеждами и
противостояниями. Главной опасностью, которую
многие видят в подобном развитии общества,
считается опасность исчезновения самобытных
культур, традиций, характерных для той или иной
страны. Действительно, за каких-то пару десятков
лет у людей появилась реальная возможность
общаться между собой через любые расстояния без
каких-либо особых проблем: кое-как изучил
английский, подключился к Интернету – и можешь
обсуждать погоду с китайцем, не думая, что на
полках у него стоят книги с непонятными
черточками-иероглифами и читает он их совсем не
слева направо. Теперь любое действие можно
совершить, не прилагая практически никаких
усилий. Особенно если вспомнить, что когда-то,
чтобы пообщаться с тем же китайцем, нужно было
добраться до его дома, при этом адекватно
реагируя на жителей Поднебесной, и на всякий
случай знать пару словечек на их языке, хотя бы
немного представляя себе, каким божествам они
поклоняются и о чем писал Конфуций. В иные
времена и убить могли, если по незнанию ляпнешь
что-нибудь про смешной наряд императора.
Культура сегодня как-то отошла на второй план,
знания и образованность уступают место
практичности и умению заработать деньги.
Ценности традиций, а значит, всякие человеческие
ценности вроде чести, умения защитить не только
себя, но и друга, страну, способность
ориентироваться не только в рамках собственных
интересов теряют свою силу. Ныне не обязательно
быть дворянином и иметь представления о чести и
достоинстве, чтобы жить в просторном особняке, а
незнание отечественной литературы даже на
уровне восьми классов отнюдь не мешает получать
зарплату выше среднего.
Впрочем, вряд ли начало XXI века можно назвать
кризисом культуры и традиций, будь то в России
или где-то еще. Скорее так выглядит определенный
этап существования человечества, ибо, как бы ни
была сильна мода на обобщение, люди по-прежнему
остаются разными. На Западе бьются над загадкой
русского менталитета, на Востоке удивляются
суете, в которую погружает себя западный человек.
И это противоречие начинается от самых истоков,
оно растворено в звучании речи и историях,
которые рассказывают родители своим детям перед
сном.
Невозможно представить ничего более близкого по
духу русскому человеку, чем лежание на печи
Ивана-дурака, любые желания которого исполняются
по щучьему веленью. Или молодость Ильи-Муромца,
который до 33 лет на той же печи бездельничал, а
потом в один день взял да и освободил
Русь-матушку от всяческой нечисти. В то же время и
Восток, о котором Василий Иванович рассказывал
Петрухе, будь он хоть весь застроен небоскребами
и напичкан сверхсовременной электроникой,
целиком останется в нескольких томах «Тысячи и
одной ночи». И так далее и тому подобное. До тех
пор пока люди не перестанут рассказывать сказки,
по существу ничего в мире не изменится. Потому
что формирование человека начинается тогда,
когда ребенок впервые погружается в
пространство сказки, с ее волшебными законами и
абсолютно неправдоподобной реальностью.
Идеалы на выбор
Именно тогда, закрывая глаза, слушая
истории про добрых и злых, про веселых и угрюмых
персонажей, ребенок выбирает, с кем из них ему
дружить, кого не любить, за кого переживать.
Сказки – это по большому счету упрощенный
вариант действительности, которую может понять
даже дитя, не обремененное заумностями и
тонкостями жизни взрослого человека. В них ясно,
кто хороший, кто плохой, читать их легко и
увлекательно. Сказка – это первое яркое
впечатление, память о котором остается у
человека на всю жизнь, и именно любимые сказки
ложатся в основу его восприятия окружающего
мира.
Забавно пронаблюдать, например, скольким
нынешним бизнесменам в детстве по душе была
Курочка Ряба или сказка о Царе Салтане с ее
роскошествами и богатством. А сколько вечно
недовольных интеллигентов любили в детстве
нравоучительную историю о Золотой рыбке.
Непоседа Карлсон, возможно, стал образцовым
примером для будущих панков и прочих
разгильдяев, весело бездельничающих на
городских чердаках. Предпочитая тот или иной
персонаж, ребенок подсознательно выбирает, каким
образом ему вести себя в этом мире – шататься по
лесу, распевая песенки, как Колобок, или спасать
красавиц от злого Змея Горыныча, срубая головы
направо и налево. А быть может, и плакать, оттого
что бедному, голодному серому волку,
только-только поверившему в свое счастье,
вспарывает брюхо какой-то заезжий охотник.
Сказочных персонажей миллионы, каждый из них
обладает своим характером и в той или иной
выдуманной ситуации ведет себя по-своему. Однако
в поведении любого из них чувствуется некий
стержень, по которому можно сказать, хороший он
или плохой. А особенности этого «хорошо» и
«плохо» в разных уголках света определяются
по-разному. В России не зазорным считается
валяться на печи, на Западе неплохо бы уметь
трудиться, как Папа Карло, чтобы выструганный
собственными руками Пиноккио скрасил бы
одинокую старость. На Востоке же лишь гибкость
ума и сноровка помогают решать даже самые
невыполнимые задачи.
Впрочем, главных сказочных героев наделяют
особенностями, чертами, отличающими их от
большинства. Народ любит Ивана-дурака не за то,
что он дурак, а значит, глупее остальных, а за то,
что может лежать и бездельничать, когда всякий
нормальный человек от восхода до заката пашет
землю. Бродягу Хаджу-Насреддина – за то, что
может без страха обвести вокруг пальца самого
влиятельного султана и остаться живым и всем
довольным. Сказочные герои воплощают собой некий
идеал того или иного автора, каковым зачастую
является народ, и каждый, читая об их удачных
приключениях, невольно желает быть чуточку на
них похожим.
Иные особенности появляются у сказки, которая
перерастает в миф или легенду, где образы
персонажей целостнее и многограннее, где главных
героев может быть три, пять, а то и больше, и
зачастую они отнюдь не совершенны. Они живут и
действуют в выдуманных мирах, и в их поступках
проявляются черты, описать которые лишь как
хорошие и плохие подчас трудно. В мифах добро и
зло относится к персонажам лишь в той мере,
насколько они представлены в вымышленном мире, и
в таких сказках некоторые поступки героя,
оказавшегося волею автора на стороне зла, порой
достойны по крайней мере уважения.
Эти сказки дети начинают читать сами, отдавая
предпочтение уже не просто тем или иным
персонажам, а их действиям, чувствам, проявлениям
характера. Самым популярным мифом двадцатого
столетия стал «Властелин колец» Толкиена,
вобравший в себя всю культуру старой Англии. В
нем есть и примеры рыцарской доблести, и
беззаботность бродячих труверов, смелость и
отчаяние, любовь и зависть. Один мой знакомый,
большой поклонник произведений Толкиена, еще в
школе узнавший все про Ричарда Львиное Сердце и
рыцарей круглого стола, настолько впитал в себя
эту атмосферу чести и ощущения долга, что, попади
он ныне в средневековую Бретань, там его понял бы
всякий. Конечно, многие предпочли бы назвать это
донкихотством, поскольку понятие чести
современному человеку вообще почти незнакомо,
однако вряд ли такое положение вещей можно
считать безупречным.
Именно в сказках, в характерах героев
сохраняются те идеалы и черты человека, которые в
реальной жизни порой оказываются на грани
исчезновения.
Реинкарнация мифа
У мифов есть еще одна особенность –
иногда они способны изменить реальность самым
прямым образом. Тот же Толкиен как-то записал: «Я
не думаю, что вообще кто-нибудь из нас понимает
силу великих легенд… Но материя мифов –
взрывчатое вещество: то тлеет едва, согревая душу
ровным, спокойным теплом; а то вдруг, получив
некий импульс, взрывается, сокрушая порядок даже
в реальном мире». Целый пласт молодежи конца
двадцатого века в ролевых играх воссоздал этот
причудливый миф о Средиземье, пробуя себя в
качестве тех или иных героев “Властелина колец”
в городских парках и пригородах. Все они учились,
затем пошли работать кто куда, а кому-то было уже
давно за тридцать, однако в каждом из них живет
частица их любимого персонажа.
Влияние сказок на действительность можно
разглядеть порой в самых неожиданных моментах.
Еще не законченная история о Гарри Поттере (имя
которого, как и говорится в книжке, теперь знает
почти весь мир) и его приключениях в волшебной
школе не обошлась одним лишь скандалом с
католической церковью, запретившей книгу за
пропаганду колдовства. Все больше и больше людей
по вечерам шьют себе разноцветные мантии и ходят
по зоомагазинам в поисках сов. В Интернете же
можно сыграть в разновидность сказочного
футбола квидич и прослушать курс по истории
магии в рамках занятий в виртуальном Хогвартсе.
Причем изучают там вполне реальных персонажей –
Кастанеду и Будду Шакьямуни…
Впрочем, какие-то черты мифа можно рассматривать
и по-другому. Так, сюжет все того же «Властелина
колец» легко связать с геополитикой и историей.
Весь двадцатый век западный человек ощущал
таинственную опасность, исходящую с восточных
земель (в книге Толкиена на востоке расположен
Мордор – земли сил зла под управлением мага
Саурона). Сначала для Запада Мордором была
фашистская Германия, затем Советский Союз, чуть
позже – Ближний Восток. Хотя это наблюдение
можно оставить в качестве вольной интерпретации,
как и страх перед всеведущим Кольцом
глобализации.
Действительно, современный мир переживает новые
для себя времена. Старые ценности сменяются
другими, часто навязанными со стороны, традиции
размываются в скоростных потоках информации.
Книги все чаще читают с экрана мониторов,
телевидение и Интернет стали увлекать человека
гораздо сильнее. Писать письма же ныне удобнее,
стуча по клавиатуре, не выводя буквы и не брызгая
на бумагу духами. Все больше подростков
предпочитают проводить время, совершенствуя
персонажей компьютерных игр, нежели набираясь
жизненного опыта в подворотнях. Новое поколение
уже не вполне представляет себе, кто такой Ленин
и отчего произошла Октябрьская революция, и это,
возможно, вина тех, кто об этом не рассказал…
В мире, где выбор настолько велик, что человек в
замешательстве просто не может принять решение,
необходимы направляющие, приоритеты,
сложившиеся на протяжении истории. Те самые
человеческие ценности, на основе которых каждый
совершает собственные поступки, за которые может
отвечать и исчезновение которых привело бы к
хаосу. И здесь не нужно изобретать велосипед.
Достаточно сочинить простую и убедительную
историю о компании отважных героев, самозабвенно
любящих и защищающих, весело гуляющих по свету
без страха и уныния, погружающихся с головой в
первое попавшееся приключение и обязательно
побеждающих. Но все дело в том, что эти истории не
сочиняют – они рождаются сами, когда человек
изнывает без ориентиров, когда он впадает в
растерянность. Тогда приходит время сказок,
которые показывают нам настоящее лицо были. И,
возможно, это время уже не за горами...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|