ИНСТИТУТ
УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
Правила игры в школу
Если их не нарушать, эта игра может
стать бессмысленной для вас самих
Никогда не могла в институте получить
хорошие отметки по методике преподавания. Нам
постоянно объясняли, как нужно проводить уроки
по конкретным темам, но воспроизводить их не было
ни сил, ни желания. Оргмомент – повторение
пройденного – объяснение – закрепление –
подведение итогов урока – домашнее задание.
Скучно, непродуктивно, абсолютно неинтересно ни
мне, ни будущим ученикам. В результате из всех
предметов институтского курса четверки были
исключительно по педагогике, психологии и
методике преподавания (остальные пятерки). С
сомнением поглядели на вкладыш при приеме на
работу: мол, у меня явные нелады с
педагогическими дисциплинами.
Тогда я еще не знала всего, против чего буду
бороться в школе. Конспекты уроков, которыми так
пугали в студенческие годы, оказались не самым
страшным – всегда можно отгородиться
развернутым планом. Вот с выставлением отметок
оказалось гораздо труднее. Я и предположить не
могла, как сложно поставить безликую цифру
против фамилии ребенка. Каждый раз ощущаю свою
неправоту: какое право я имею вывешивать ценники
детям? Один ребенок всю ночь готовился, а на уроке
растерялся; другой и не готов вовсе, а говорит
легко, догадывается по губам одноклассников, что
нужно сказать; третий и рад бы отвечать, да голова
болит.
И объяснять материал безумно трудно: ощущаешь
себя как на сцене, но очень своеобразной, когда во
всех неудачах актера виноваты зрители. Но
действительно обидно: готовишься часами, кучу
литературы перелопачиваешь, а дети сидят
спокойненько, болтают. Если проведешь
выступление на уровне блестящей театральной
постановки, все, конечно, сидят, открыв рты. Но
сколько таких “спектаклей” можно дать за день?
Один-два, уж никак не шесть-семь. Вот и начинаешь
требовать внимания, злиться на бедных учеников. А
они-то ни в чем не виноваты.
Традиционный опрос тоже провести совсем не
просто. Пока один рассказывает, остальные либо
страдают и шумят, либо активно подсказывают,
издавая кучу подозрительных звуков и подкрепляя
их выразительной мимикой. А ты стоишь и делаешь
вид, будто так все и задумывалось и ничего
странного не происходит. Дети при этом все
прекрасно понимают, иногда даже сочувствуют, но
таковы правила игры в школу: борьба взрослых и
детей. А на так называемом закреплении постоянно
выясняется, что материал поняли от силы
пять–семь человек.
Правила игры в школу давно сформулировали наши
дети, воспроизводя ее с малышами во дворе. Один из
играющих встает перед остальными и с упоением
начинает вызывать к доске, ставить двойки и
пятерки, выгонять хулиганов, вызывать родителей.
Когда наблюдаешь за этой детской игрой, видишь
себя в увеличивающем зеркале, и становится
страшно. Быть таким учителем я не хочу. А может,
просто не могу.
Поэтому я редко объясняю новый материал,
предпочитая потратить время на инициацию
настоящих детских вопросов, и после этого
отвечаю на них; мои ученики много работают
самостоятельно, в парах и небольших группах.
Закреплением изученного не занимаюсь вовсе,
опросом тоже, ведь никому не интересно слушать
одно и то же (только в худшем исполнении)
несколько раз. Вместо этого мы с детьми находим
новые проблемы и, используя имеющиеся у нас
знания, пробуем логично обосновать свои варианты
их решения. От отметок тоже давно отказалась, а
чтобы не расстраивать начальство, прошу ребят
выставить себе самоотметки – самому всегда
виднее, что ты заслужил, – и сказать о своем
решении всему классу. А домашнее задание даю
только тем, кто может его выполнить сам.
Остальных прошу, если очень нужно, переписать
решение у друзей. Между прочим, при такой
постановке вопроса многие дети из чувства
противоречия перестают списывать, начинают
работать сами и дома.
Жуховицкий в одной из книг назвал лень
двигателем прогресса. Может быть, не только лень,
но и бессилие помогает нам искать новое. Я
действительно не смогла преодолеть себя и
работать в традиционной педагогике, поэтому
пришлось выдумать свою, авторскую, программу.
Сегодня передо мной встала новая проблема: я не
могу работать в “отобранных” профильных
классах и классах коррекции (или выравнивания –
это кому как нравится). В первых группах трудно
работать, потому что я постоянно ощущаю
ненавистное чувство превосходства над
остальными, царящее там. Из-за этого не
складываются доверительные отношения с
ребятами. Один из таких классов даже отказался от
меня, написав в заявлении “так как мы не согласны
с ее методами работы” – они требовали объяснять
им каждый параграф и спрашивать у доски, а я
продолжала требовать самоотметок и буйства
мыслей. В классах коррекции мне работать стыдно,
так как там что ни ребенок, то несчастная жизнь, и
собирать таких детей в один класс я считаю просто
преступлением. Этим мы лишь усугубляем их беды,
не даем шанса увидеть другую, нормальную жизнь,
прикоснуться к ней.
Я не думала, что такое разделение всерьез
коснется школы, в которой я работаю. Но, к
сожалению, это случилось. Я – рядовой учитель, и
мои слова на педагогических советах остались
незамеченными. Я была так уверена в своей
правоте, что сказала об этом в церкви, на
исповеди. Священник ответил, что меня мучает
смертный грех гордыни – начальству нужно
подчиняться, оно послано свыше. Мне всегда
казалось, что я работаю для других, чтобы детям
было лучше, интереснее. Именно поэтому я и
собиралась бороться против введения в нашей
школе коррекционных классов. А может быть, лучше
поискать другого директора, другую школу, где
собрались люди, близкие мне по духу? Но как же те
дети, которых я оставлю, что будет с ними? Не знаю,
что мне делать...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|