Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
 

Ирина ДАНИЛОВА, психолог

С какой стороны лучше атаковать мельницу

В помощь педагогическим донкихотам

Учитель, которому больше всех нужно... Попадался ли он вам на жизненном пути? Если да, то наверняка вы его помните – обычно это яркая личность. И если вы у него учились, то скорее всего были зачарованы его энергией, любознательностью, заинтересованностью в вас, нестандартностью поведения, мышления… И еще наверняка у вас сохранились неформальные знания от предмета, который он преподавал. Возможно, этот человек даже заложил основу вашей будущей профессии или сориентировал вас в жизни на какие-то поступки, а может быть, на какое-то определенное восприятие жизни вообще. В любом случае общение с ним не прошло бесследно. И очень часто уже повзрослевшие дети вспоминают таких учителей с неподдельным уважением и с благодарностью.
Кто же он такой, беспокойный учитель? Учитель, который стремится перекроить старые методы обучения, который по тем или иным причинам не хочет ладить с имеющейся структурой, которому тесно в рамках нынешней обучающей системы. Поэтому он начинает ее менять и... сталкивается с огромными, порой неразрешимыми трудностями. Такой учитель обычно бывает сильной и достаточно властной личностью, а это значит, в свою очередь, что нередко он довольно одинок. Нет, рядом, конечно, много людей, но сильной личности найти достойного партнера (и что самое главное – сотрудничать долгое время с ним) сложнее, чем достойного соперника. Он, например, начинает требовать такой же неуспокоенности от других (учеников, коллег, начальства), пытаясь подчинить их своим интересам. При этом совершенно не учитывается, что другие имеют, возможно, абсолютно иной темперамент, иные интересы в жизни... Он пытается объяснить свою позицию, но очень часто не слышит, как будто он говорит на иностранном языке. Порой такому человеку кажется, что весь мир ополчился против него. Образ одинокого донкихота, сражающегося с ветряными мельницами, конечно, романтичен, но и трагичен одновременно. Чувство одиночества обостряется при очередном столкновении с непониманием или неприятием каких-то новых мыслей, идей. И еще: если уж учитель начал переделывать систему обучения, то он отвечает в первую очередь за детей, которые пошли за ним, и за себя, а значит, за возможность не бросать своих учеников. Например, не быть выгнанным из учебного заведения, как в нашумевшем фильме “Общество мертвых поэтов”, где покончил с собой мальчик, пошедший за учителем (и против системы в целом), а нестандартного беспокойного учителя в результате уволили.
Что же делать такому человеку? Может быть, стоит остановиться, попробовать посмотреть на себя со стороны? Можно, например, заглянув в причины происходящего, попытаться пересмотреть свои позиции, попробовать в чем-то изменить себя, и тогда, возможно, отпадет необходимость подстраиваться под систему. Либо сделать попытку найти компромисс между своими желаниями и возможностями уже наработанной, давно функционирующей структуры, выбирая какие-то гибкие пути, не ломая себя и в то же время сотрудничая с другими. А компромисс, как известно, подразумевает некоторые уступки с обеих сторон. Можно же положить силы на то, чтобы изменить саму систему. Но это потребует слишком много сил и энергии. И, что самое главное, это потребует определенного представления о себе как о человеке, способном бороться, быть непонятым, умеющим терпеть поражения и при этом продолжать идти по выбранному пути.
Я вовсе не призываю отказываться от нововведений в школе – просто нужно быть готовым к обратной стороне романтического сражения: к неудачам, к возможным приступам одиночества. А еще лучше будет (чтобы исключить трагизм происходящего), если беспокойные учителя не будут сразу кидаться на ветряные мельницы и доверяться лишь своему внутреннему чутью в переделке школы, а сядут и поразмыслят, что именно их не устраивает в имеющейся системе обучения, что не устраивает особенно остро, с чем в ближайшее время смириться точно не получится. Только это не должно быть чем-то слишком глобальным типа всей системы в целом. Необходимо выбрать что-то небольшое и очень конкретное. И тогда уже можно будет более предметно говорить о возможностях изменения или усовершенствования имеющегося положения дел.

И все-таки с благодарностью
к беспокойным учителям


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru