ИНСТИТУТ
УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно
Нововведения, к чему они могут
привести...
или СВОБОДА ВЫБОРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В самой первой демократической
декларации в мире, написанной в Америке в конце
XVIII века, в списке основных прав человека есть
одно, которое до сих пор остается непонятным нам:
ни в одной из наших конституций, включая
новейшую, этого права нет – права каждого
человека стремиться к счастью.
Так и записано: право стремиться.
Нам его не понять, это право. Мы сейчас же
начинаем обставлять его ограничениями: но, мол,
не за счет других, но, мол, слово “счастье” надо
понимать правильно. Мы боимся. Больше всего на
свете мы боимся человека, который стремится к
счастью, то есть что-то желает и чего-то
добивается, не спрашивая других о том, что есть
счастье и каковы условия его достижения.
Человека с желаниями, волей, энергией.
Мы боимся человека. Мы подозреваем в нем
преступника. Мы боимся не свободы, нет, о свободе
только и говорят, но мы боимся свободного
человека, который чего-то хочет и делает то, что
он хочет.
С.Соловейчик. Последняя книга
Вот и следующая тема для нашего
разговора: учитель, которому больше всех нужно
(учитель, который стремится изменить свою школу).
На полосе – три статьи, три разных взгляда.
Взгляд со стороны на школу, ставшую на путь
нововведений и сделавшую в этом направлении лишь
первые шаги, – что ждет ее дальше, какие
трудности и победы будут у молодого директора, у
коллектива учителей? Взгляд психолога,
попытавшегося понять, что заставляет учителей
искать новые пути работы в школе – желание
переделать школу или просто неумение (нежелание)
работать в традиционном режиме? Рассказ учителя
о перипетиях в поисках своей педагогической
позиции.
Обычно на страницах нашей газеты рассказывают о
своем опыте те, чей риск был оправдан: кто
рискнул, пошел против системы, захотел изменить
свои уроки, иногда свою школу, кого система не
перемолола, кто смог добиться результатов. Но эти
люди когда-то начинали, и у них, и у тех, кто их
окружал, тоже были сомнения. Отсюда и наши
вопросы:
1. Как вам кажется, можно ли работать
эффективно, используя обычные методики
введения-закрепления-контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои
методы работы в классе? Если да, то почему? С
какими трудностями столкнулись?
3. Как вы думаете, что мешает и что
помогает учителю использовать новые
образовательные технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие
или продолжающие свой педагогический поиск? Как
к ним относятся в школе – дети, учителя, родители?
Почему?
5. Нередко учитель, который пытается
работать по-новому, слышит: “Да он просто
экспериментирует над детьми!” Как вам кажется, в
каких случаях этот упрек справедлив?
Сталкивались ли вы в своей практике или в
практике своих коллег с подобной ситуацией? Как
вы могли бы ее оценить?
Напоминаем, что фамилии авторов по их
желанию могут быть изменены. Не забудьте при
необходимости написать об этом.
Может быть, о своих учителях расскажут и ваши
ученики, родители? Подключайте их к нашему
разговору и не забудьте, что кроме обычной почты
можно использовать и электронную. Наш адрес
прежний: ium@1september.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|