Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Учитель, которому больше всех нужно

Нововведения, к чему они могут привести...
или СВОБОДА ВЫБОРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

В самой первой демократической декларации в мире, написанной в Америке в конце XVIII века, в списке основных прав человека есть одно, которое до сих пор остается непонятным нам: ни в одной из наших конституций, включая новейшую, этого права нет – права каждого человека стремиться к счастью.
Так и записано: право стремиться.
Нам его не понять, это право. Мы сейчас же начинаем обставлять его ограничениями: но, мол, не за счет других, но, мол, слово “счастье” надо понимать правильно. Мы боимся. Больше всего на свете мы боимся человека, который стремится к счастью, то есть что-то желает и чего-то добивается, не спрашивая других о том, что есть счастье и каковы условия его достижения. Человека с желаниями, волей, энергией.
Мы боимся человека. Мы подозреваем в нем преступника. Мы боимся не свободы, нет, о свободе только и говорят, но мы боимся свободного человека, который чего-то хочет и делает то, что он хочет.
С.Соловейчик. Последняя книга

Вот и следующая тема для нашего разговора: учитель, которому больше всех нужно (учитель, который стремится изменить свою школу). На полосе – три статьи, три разных взгляда. Взгляд со стороны на школу, ставшую на путь нововведений и сделавшую в этом направлении лишь первые шаги, – что ждет ее дальше, какие трудности и победы будут у молодого директора, у коллектива учителей? Взгляд психолога, попытавшегося понять, что заставляет учителей искать новые пути работы в школе – желание переделать школу или просто неумение (нежелание) работать в традиционном режиме? Рассказ учителя о перипетиях в поисках своей педагогической позиции.
Обычно на страницах нашей газеты рассказывают о своем опыте те, чей риск был оправдан: кто рискнул, пошел против системы, захотел изменить свои уроки, иногда свою школу, кого система не перемолола, кто смог добиться результатов. Но эти люди когда-то начинали, и у них, и у тех, кто их окружал, тоже были сомнения. Отсюда и наши вопросы:

1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно, используя обычные методики введения-закрепления-контроля? В чем, на ваш взгляд, их плюсы и минусы?

2. Меняли ли вы коренным образом свои методы работы в классе? Если да, то почему? С какими трудностями столкнулись?

3. Как вы думаете, что мешает и что помогает учителю использовать новые образовательные технологии?

4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие или продолжающие свой педагогический поиск? Как к ним относятся в школе – дети, учителя, родители? Почему?

5. Нередко учитель, который пытается работать по-новому, слышит: “Да он просто экспериментирует над детьми!” Как вам кажется, в каких случаях этот упрек справедлив? Сталкивались ли вы в своей практике или в практике своих коллег с подобной ситуацией? Как вы могли бы ее оценить?

Напоминаем, что фамилии авторов по их желанию могут быть изменены. Не забудьте при необходимости написать об этом.
Может быть, о своих учителях расскажут и ваши ученики, родители? Подключайте их к нашему разговору и не забудьте, что кроме обычной почты можно использовать и электронную. Наш адрес прежний: ium@1september.ru 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru