ОРИЕНТИРЫ
Государство помогает школе с
трудом.
А попечитель – с риском
И все-таки попечителей становится все
больше
17–19 декабря в Пензе состоялась
конференция «Развитие региона через
образование». Конференция состоялась по
инициативе Полномочного представителя
Президента РФ в Приволжском федеральном округе
С.В.Кириенко. В ней приняли активное участие
губернатор Пензенской области В.Бочкарев,
заместитель председателя Комитета по
образованию и науке Государственной думы РФ
Л.Н.Глебова, другие депутаты Государственной,
областной и городской думы, вице-губернаторы
Пензенской области, а главное – около пятидесяти
крупных предпринимателей и хозяйственников
региона.
Бизнес-элита, власть и деятели
образования попытались построить диалог о
развитии региона через образование.
В рамках конференции состоялись
учебно-экспертная сессия Института
образовательной политики «Эврика», в которой
участвовали авторы культурно-образовательных
инициатив, семинар «Партнерство бизнеса и
образования», круглый стол «Развитие
попечительства в Приволжском федеральном
округе».
Главным итогом конференции стало решение
создать Пензенский союз попечителей.
Учредительный съезд намечен на март.
В России существует серая
благотворительность
Попечительская деятельность начинает
постепенно выходить за рамки спонсорства и
приобретает черты системного влияния на
образовательную политику. В течение трех дней
конференции в Пензе из уст губернатора,
образовательных руководителей, самих директоров
школ и ректоров вузов участники узнали столько о
благих делах пензенских предпринимателей, что
впору констатировать возрождение шефства и
базовых предприятий. Мало того: впору говорить о
фактически уже существующем втором бюджете
образования.
Не о той серой массе денег, о которой привыкли
говорить в различного рода дискуссиях на тему
экономики образования: взятки, репетиторство,
обязательные курсы, совмещенные экзамены, как
правило, скрыто платные и т.д. Нет, этот теневой
бюджет образования всем известен и даже
подсчитан специалистами из Высшей школы
экономики: как минимум 1 миллиард долларов. Но
оказывается, есть еще один бюджет, то есть уже не
второй, а третий, фактически существующий
попечительский бюджет образования. К сожалению,
по тем признаниям, которые звучат, скорее
эмоциональным, чем строгим, невозможно точно
подсчитать, сколько же денег вкладывают сегодня
попечители в образование. Но фактом является то,
что государство вкладывает сегодня средства
почти исключительно в заработную плату, а в
школах и ремонт идет, и оборудование появляется,
и книги в библиотеках новые. А еще и разные
детские праздники и спортивные соревнования, и
поездки, и много чего еще происходит.
За чей счет?
За счет попечителей.
При этом никаких, подчеркиваю, никаких,
благоприятных условий для этого попечительства
нет.
Наоборот: все благодетели упорно просят своих
партнеров – директоров школ, ректоров вузов
тщательно скрывать, от кого они получают все это
добро.
Феноменально: у нас в стране развита серая
благотворительность.
При этом благодаря усилиям образователей,
старательно и упрямо развивающих проект
«Попечительская деятельность», количество
попечителей как будто назло власти не
уменьшается.
– Ах, вы не хотите, чтобы мы помогали школе,
препятствуете, насылаете на нас налоговиков и
других фискалов? Ну так вот вам!
И несмотря на то, что в России распространяется
фактическое налоговое преследование
попечительства и идет скрытая, а иногда и явная
жесткая борьба с теми, кто вопреки всему
оказывает материальную помощь образованию,
несмотря на это в стране развивается
попечительская деятельность. При том что
нормативно-правовая база деятельности и самих
попечительских советов, и спонсорства, и
попечительства практически отсутствует.
Положение о попечительских советах настолько
беспомощное, настолько слабое, что позволяет
только одно: контролировать расходование
бюджетных средств.
Можно ли хоть как-то изменить ситуацию? Можно ли
сделать отношения власти, попечителей и
образователей хоть чуть-чуть более
цивилизованными?
Собственно, в этом и есть цель проекта, который по
инициативе С.Кириенко разворачивается в
Приволжском федеральном округе. Развитая сеть
попечительских советов в школах и других
образовательных учреждениях уже действует в
округе.
Но поскольку здесь получило распространение
инновационное движение и в области кадровой
политики – конкурс «Золотой кадровый резерв»,
цель которого создать альтернативу бессмертной
номенклатуре, открыть гражданам через конкурсы
доступ к государственным постам, то возникла
естественная проблема соотношения кадровой и
образовательной политики.
И Кириенко стал пробовать совмещать две эти
линии.
Бизнес хочет влиять на образование и
недоволен подготовкой кадров
Одной из главных линий на пензенской
конференции было недовольство предпринимателей
качеством подготовки специалистов системой
профессионального образования.
– Как можно объяснить, что при избытке людей с
дипломами мы все испытываем кадровый голод? –
спрашивали предприниматели на семинаре
«Партнерство бизнеса и образования».
Надежда Анатольевна Лежикова, генеральный
директор фирмы “Стройдизайнконсалтинг”,
высказала мнение, что кроме влияния на кадровую
политику попечители могли бы претендовать и на
участие в изменении содержания образования.
Кстати, она была не одинока: директор фабрики
Игорь Борисович Медовщиков абсолютно уверен, что
без участия граждан, прежде всего попечителей,
никакой серьезной воспитательной работы в школе
не будет.
Одним из самых яркий выступлений на конференции
в течение всех трех дней было выступление
банкира Юрия Яковлевича Граждана. Он обсуждал
возможность кредитования образования студентов.
– Мы готовы выдавать кредиты на очень хороших
условия, кредиты для получения образования, но,
оказывается, люди не верят, что полученная ими
специальность даст им возможность вернуть
кредиты. Тогда как же вы оцениваете качество
полученного образования?
Действительно – как?
Букар Нагметулаевич Гамидуллаев, генеральный
директор ГП “Автомедтехника”, предлагал
включать попечителей – руководителей
производства и в определение программ, и в
разработку систем оценки качества подготовки
кадров.
Так или иначе, а именно попечители свели в одну
тему «кадры» и «образовательную политику».
Оказывается, гражданское участие в образовании
– это не просто спонсорство, родительские
комитеты или школьные советы.
Участие попечителей в образовательной политике
– это и влияние на подготовку кадров, а через это
и на то, как складывается рынок труда, и на
решение ключевых проблем общего образования –
от воспитания ребят до вопросов введения 12-летки
или введения норматива.
И министр образования Пензенской области
Татьяна Чернецова, после того как
предприниматели отметили, что одному ведомству с
проблемами образовательной политики не
справиться, не стала спорить. Наоборот, стала
искать механизмы более продуктивного
взаимодействия с попечительством как с
гражданским институтом образовательной
политики.
– Мы готовы потерять монополию на
образовательную политику, – поддержала министра
и вице-губернатор области Елена Столярова, –
чиновники даже заинтересованы в том, чтобы
разделить ответственность с гражданскими
институтами в принятии самых ключевых решений.
Но тогда нужно создавать формальное объединение
– Союз попечителей или какой-то другой институт
гражданского участия. Не просто “круглый
стол”…
Итог подвел губернатор Василий Бочкарев, который
объявил намерение в марте провести вместе с
аппаратом полномочного представителя
президента в Приволжском федеральном округе
учредительный съезд Пензенского союза
попечителей.
…
А в последний день конференции «Развитие региона
через образование» по пензенскому телевидению
передали репортаж о том, как попечители школы № 50
пригласили в ресторан… 50 КВНщиков, учеников этой
школы.
И дело не только в том, что попечители стали
соревноваться в разнообразных способах
поддержки школ, а еще и в том, что средства
массовой информации, по крайней мере в Пензе,
стали обращать внимание на попечительскую
деятельность, стали воспринимать попечительство
как информацию, достойную внимания.
Может быть, это происходит не только в Пензе?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|