УЧЕБНИКИ
Книжка умная, но несовместимая с ЕГЭ
Мартыненко Б.В.
Химия: кислоты и основания:
Пособие для учащихся 8–11 классов
общеобразовательных учреждений. –
М.: «Просвещение», 2001
Не так часто в научно-популярных книгах
для школьников говорится про относительность
наших знаний и тем более относительность строгих
научных определений. Серная кислота оказывается
либо просто слабой кислотой (при растворении в
безводной уксусной кислоте – стр. 30), либо
основанием (при растворении в хлорной кислоте –
стр. 29). И вполне логично, что после этого аммиак
оказывается в списке кислот (стр. 45).
Большим достоинством книги является знакомство
читателя с рядом протонного сродства
растворителей (стр. 28), объяснение, как определяют
относительную силу кислот в дифференцирующих
растворителях (стр. 30). Доходчиво объяснены
основные теории кислот и оснований (Аррениуса,
Бренстеда и Льюиса), теории растворов, а также
хорошо описаны свойства отдельных кислот и
оснований.
Очень важно, что упомянут уникальный “размерный
эффект водорода” – при потере электрона атом
превращается в элементарную частицу и
уменьшается в 100000 раз (стр. 26).
Эта книга будет очень полезна при повторении
основ общей химии в выпускном (пока 11-м) классе.
Разумеется, ею нежелательно пользоваться при
первом знакомстве с кислотами и основаниями в 8
классе – чтобы не запутывать школьников, только
начинающих изучать химию. В 8 классе химические
факты лучше заучивать, чем рассуждать
“теоретически” на ограниченном материале. Итак,
очень удачная книга для повторения и обобщения.
Но... Если школьник поймет, что свойства веществ, в
том числе и незыблемо зафиксированные в
учебниках кислотно-основные, относительны, он
научится творчески относиться к химии (и не
только к ней). И тогда ему очень трудно будет
отвечать на вопросы грядущего единого тестового
экзамена, в большинстве заданий которого
требуется выделить как правильный только один из
четырех предлагаемых ответов. Например,
становится неоднозначным ответ на вопрос № 21
демонстрационной версии экзамена по химии:
“Слабая кислота, обладающая сильными
окислительными свойствами: а) плавиковая, б) HClO4, в)
HClO, г) HNO3”*. В растворе безводной уксусной кислоты
правильному ответу соответствуют две последние
кислоты–окислители; в вопросе-утверждении
следовало бы писать: “Самая слабая кислота...”
Так что пользоваться этой книгой нужно осторожно
– учитель обязан предупредить своих учеников,
что для ЕГЭ она чересчур “заумна” и
провоцируемый ею творческий полет мысли опасен
для стандартного экзамена, требующего
однозначных ответов.
К сожалению, в книге есть и просто ошибки.
Совершенно неверны многие исторические сведения:
алхимия возникла гораздо раньше, чем в IV в н.э. (стр.
3); “греческий огонь” не был пороховой смесью (стр.
80); в Индии не было залежей калиевой селитры – ее
называли “индийской” по месту производства, а
не месторождений (стр. 81); азотную кислоту
используют для производства ВВ не “несколько
веков”, а только с середины XIX века (стр. 81).
Неверны и некоторые технические сведения: из
гидроксида натрия не получают в промышленности
ни соду, ни сам натрий (стр. 10); в лаборатории не
получают бромоводород из брома и водорода (стр.
62); азотная кислота уже практически не
применяется как окислитель в жидкотопливных
ракетных двигателях (стр. 79); химик Х.Ф.Шёнбейн не
открыл бездымный порох, а только получил
нитроцеллюлозу (1846 г.), пороха на ее основе начали
разрабатывать уже после его смерти (стр. 84). Чисто
химические неточности: не указаны обозначения
для электронов (чем отличаются кружки от
крестиков) на стр. 33 и далее; явно нужно объяснить
смысл диэлектрической проницаемости и вообще
привести формулу закона Кулона (стр. 37); раствор
сульфата меди в концентрированной серной
кислоте не голубой (стр. 55), а коричневатый; если
уж приводить формулу азотной кислоты с
пятивалентным азотом (стр. 78), то после всех
объяснений (стр. 85), а не до них – первое
впечатление запоминается лучше; силикатный клей
– все-таки раствор не кремниевых кислот, а их
солей, хотя и гидролизованных (стр. 96–97); опечатка
в формуле на стр. 96.
Но книжка в целом будет полезна, причем не только
школьникам, но и студентам-первокурсникам,
изучающим общую и неорганическую химию.
*См., например, Интернет:
http://www.bitnet.ru/exam-test/chemistry.html
Вячеслав ЗАГОРСКИЙ,
к.х.н., доцент химического ф-та МГУ,
Соросовский учитель
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|