РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Приключения книг,
роликов и брелока от ключей
Как научить ребенка уважительному
отношению к вещам, своим и чужим?
Живет в доме вещь. Вы знаете, что она
всегда есть, лежит себе на такой-то полке. И вот –
потребовалась, нужна позарез. Вы протягиваете
руку к той самой полке – а вещи-то и нет. Месяц
назад была точно, а именно сейчас, когда она так
необходима, ее нет.
Если в доме пусто (все разбежались по
своим делам), то приходится начинать поиски
самостоятельно в надежде, что вещь взяли
домашние и по расхлябанности не донесли обратно,
бедная вещь плачет горькими слезами, валяясь
где-то не на месте. Такое бывает, и часто. После
этого вечером приходится компенсировать свои
отрицательные эмоции (сколько потрачено на
поиски времени и сил! какие горы можно было
своротить!) нравоучительными беседами о пользе
аккуратности и порядка.
Если в доме кто-то есть, то все вопросы
сваливаются на него. Вероятнее всего, в ответ вы
получите классическое «не знаю» или просто
пожимание плечами. В некоторых случаях в глазах
появляется осмысленное выражение, вы воочию
наблюдаете мыслительный процесс: из памяти
выплывает факт и облекается в вербальную форму.
Форма проста до безобразия: да, вещь была, но
недели две назад заходил Вася (Петя, Саша...) и взял
вещь до вечера. Сотрясаешь воздух разными
сентенциями и требуешь звонить Васе (Пете и т.д.)
немедленно. Естественно, что дома его в данный
момент нет, а когда появляется, то выясняется, что
он:
а) про обещание вернуть забыл начисто (лучший
вариант) – очень извиняется и сейчас занесет;
б) отдал вещь Паше (Мише и т. д.), который заходил к
нему и очень вещью заинтересовался, – поступает
предложение искать Пашу (Мишу...) и выуживать вещь
самостоятельно;
в) вещь потерял (сломал, отобрали, украли) –
сначала было совестно сказать, а потом забыл.
Короче, извините, что так вышло. Или даже без
«извините».
Кто в этой ситуации страдающая сторона? Тот, кому
вещь нужна в данный момент, но он не может ею
воспользоваться. Очевидно, что хозяин лишился
вещи. Тот, который вещь покупал, ценил, холил,
берег. Тот, который отдавал, относился к ней
гораздо легче, для него важнее было Васино
(Петино и т.д.) расположение в данный момент.
Остальные действующие лица в этой истории
отнеслись к вещи как к халяве – попользовались и
забыли.
Вещь от такого невнимания портится и погибает. А
она имеет некую ценность, и далеко не только в
денежном выражении.
Про какую вещь разговор? Да про любую:
конечно, есть вещи личного пользования и общего
пользования, но делить вещи в доме на личные и
общие в данном случае не стоит – все они
принадлежат семье, пока в семье общий кошелек и
общие траты; когда семья начинает почковаться и
делиться – тогда другой разговор;
конечно, есть «особо личные» вещи, судьба которых
целиком в руках владельца (а хозяин, как известно,
барин), – в каждой семье устанавливаются свои
понятия, что к ним относится;
чаще уходят из дома и не возвращаются книги – они
невелики по размеру, легко выпадают из поля
зрения и не имеют ценности в глазах нынешних
подростков, так, ерунда какая, и что там дедушка
расстраивается из-за старой, потрепанной книжки;
велосипеды, ролики, коньки, мячи, ракетки и прочий
спортинвентарь еще как-то контролируется
отдающим – еще бы, это вещи, ему необходимые, хотя
и они подчас канут бесследно, отданные «на один
день»;
инструменты тоже несколько защищены – это
епархия папы, потому есть шанс мужского контроля,
впрочем, именно инструменты уходят из дома редко
– молодежь не страдает любовью к рукоделию;
гитара, магнитофон, плеер – вещи хрупкие и
погибают от многих причин; шансов получить их
обратно целыми совсем немного;
компьютерные составляющие живут своей кочевой
жизнью от юзера к юзеру – в эти перемещения я не
вникаю, и они меня не касаются, но в мужской части
семьи страсти кипят нешуточные;
вещи, уходящие по острой необходимости в школу,
можно считать пропавшими, особенно в начальных
классах – там всегда есть форс-мажорные
обстоятельства (серебряная елка вернется с
Нового года, поредевшая наполовину, кан из похода
– без крышки и сильно побитый и т.д.).
Случаи, когда вещь возвращается в дом сама и в
указанные сроки, остаются в памяти светлым
штрихом. Такому человеку приятно и легко отдать
вещь следующую. На второй-третий раз вещь, как
правило, пропадает. Ну так устроены люди.
Не менее интересна ситуация, когда дома в руки
попадает явно чужая вещь. Немедленно, бросив все
дела, идешь разбираться: откуда? Варианты: нашел,
подарили, взял у Васи (Пети и т.д.).
Пока детки в дошкольном и младшем школьном
возрасте, родителю приходится постоянно держать
в голове, что легкость отношения к своей и чужой
собственности принимает разные формы. Что
детская клептомания – явление достаточно
распространенное. Что привычка – вторая натура.
Что детское воровство вырастает во взрослое
воровство, которое в обществе уголовно
наказуемо.
Если в ящике детского стола лежат связки
брелоков от ключей, а в школьной раздевалке из
карманов пропадают ключи, то не замечать находки
просто опасно. Конечно, он мог их найти на улице, а
выворачивал карманы кто-то другой. Но
разбираться надо обязательно и немедленно.
Забытую Васей вещь отдать Васе. Взятую взаймы у
Пети вещь отдать Пете, как только острая
надобность в ней уже пропала – пусть она живет у
него, там ее дом. А если она нужна надолго, то,
возможно, пора завести свою. А если Пете она не
нужна совсем, то есть вариант обмена или подарка,
но смена хозяина должна быть обозначена, иначе
размываются понятия, возникают обиды и
недоразумения.
Найденную вещь проще (со всех сторон) отнести и
положить на место, вдруг хозяин-ротозей отыщется
и они воссоединятся. Привычка не брать чужого
очень помогает в дальнейшей жизни (можно верить в
передачу с вещью негативной информации, можно
опасаться банальной инфекции, да и просто
счастья чужая вещь не приносит!).
Отношение к чужой вещи строится не на
брезгливости, хотя это тоже иногда необходимое
качество. И не на юридических понятиях
собственности. Просто вещи, нас окружающие,
составляют нашу внешнюю оболочку, которая
помогает или мешает жить.
Когда взрослый ребенок тащит в дом для
пользования вещь, взятую у приятеля, то это можно
рассматривать как намек на его возросшие и
неудовлетворенные потребности (вещь нужна, мне
без нее никак!) или как показатель экономности за
чужой счет: «Васька сказал, что потерял вещь, и
ему купили другую». Такая снисходительность к
своим родителям и забота о бюджете собственной
семьи должны наводить на мысль, что что-то не так.
Срочно повышайте самооценку, а заодно и семейный
бюджет. Вовлекайте выросшее чадо во все
финансовые проблемы семьи, придумывайте
совместные приработки.
Но никогда не оставляйте без внимания появление
у ребенка чужих вещей – от авторучки до
автомашины. Чужая вещь – чужой образ жизни, чужая
судьба, силенок может не хватить.
Когда дети совсем маленькие и в доме два взрослых
адекватных человека с хорошей памятью, то
проблемы прихода-ухода вещей практически нет. Вы
в состоянии уследить за всеми изменениями, и
никаких недоразумений почти не возникает. А как
только дети становятся хоть немного
дееспособными, то поток вещей сквозь пальцы
увеличивается многократно и становится просто
неуправляемым. Вещи теряются, забываются,
отдаются, крадутся, портятся самыми разными
способами – для восстановления ущерба нужны
немалые деньги, время, силы и нервы.
Если не вмешаться в этот круговорот, то ваша
семейная жизнь сильно усложнится. Хотя
приход-уход вещей можно контролировать. Вот
несколько проверенных советов – могут
пригодиться.
Запрещать брать, отдавать вещи – глупо.
Нормальное человеческое общение подразумевает
обмен игрушками, книгами, музыкой, фильмами,
инструментами и т.д. Замерзшему гостю всегда
дадут свитер, попавшему под дождь – зонт. Соседи
всю жизнь одалживают друг у друга стулья и столы,
посуду на большие застолья.
Напоминать о взятом обычно стесняются – неловко,
можно обидеть. Но привычку отдавать взятую вещь
воспитывают в раннем детстве. Как и уважение к
себе.
Тогда же прививают уважительное отношение к
вещам и порядку вещей в доме. Эти качества очень
помогают в любых условиях. Тогда человек не
бросит свою вещь на произвол судьбы и не поступит
плохо с чужой вещью.
Любая чужая вещь, появившаяся в доме, выявляется
немедленно, и выясняется ее история. Взятое на
время отдается хозяину, найденное лучше положить
на место, а не дай бог украденное – вернуть
обратно немедленно, дабы привычки к легкому
способу наживы не возникло.
Любители тихо «заныкать» взятую вещь еще не
воришки, но уже и не совсем честные люди. Помогите
человеку не взять грех на душу.
Очень помогает завести тетрадь
«взятого-отданного», потому что трудно все
держать в памяти – кроме старческого склероза,
взрослой замотанности, процветают еще память
девичья и юношеская забывчивость...
Наша тетрадь за четыре года заполнилась только
на одну страницу, и то лишь наполовину. Дело
совсем не в том, чтобы вещи не двинулись с места,
просто фиксация «прихода-выхода» так и не
ведется на должном уровне. Но даже в этих куцых
строчках уже видны невозвратные потери. Однако
тетрадь по-прежнему лежит на своем месте и закона
о записи пока никто не отменял. Причем, что
странно, с этим законом никто не спорит. Значит,
закон нужен, он дисциплинирует.
Поймите правильно, это не буквоедство. Это
попытка приучить граждан семьи к самоконтролю в
работе с вещами. А самоконтроль – он и в Африке
самоконтроль.
Это ничего, что пульт от видеоплеера застрял в
чужом доме более чем на год, – мы хотя бы знаем,
где он. Ау, гитара! Где вы, ролики? Кто заныкал
любимый «Понедельник» братьев Стругацких
петрозаводского издательства еще
доперестроечных времен на серой газетной бумаге
и хорошим человеком подаренный? Вспомнить не
могу – увы, не записано, знаю только, что своей
рукой отдала...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|