ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
О целях образования квакеров (общества друзей)
– христианской общины, основанной в Англии в
середине XVII века
Наверное, взрослые всего мира независимо
от страны, в которой живут, и от своей профессии
мечтают воспитать детей образованными людьми.
Еще не появился малыш на свет, а родители уже
мечтают, каким они его вырастят. Конечно, хочется
воспитать глубокого, самостоятельного человека,
чтобы он много знал, умел и хорошо работал. И в то
же время хочется, чтобы был он легким в общении и
дома, и в компании друзей, и на производстве.
Совместимы ли эти цели? Реально ли выполнить их
за одну человеческую жизнь? Как часто мы остаемся
недовольными результатом! Как часто образование,
ставящее целью воспитать функционально
полезного члена общества, приходит в
противоречие с вниманием к его индивидуальности,
с терпением к естественному взрослению! А ведь
учителю, замотанному ежедневной суетой школьной
жизни, и выбрать-то некогда. Проще задать,
проверить и отчитаться. Педагог, сосредоточенный
на духовной сущности образования, почти всегда
теряет в отработке у детей учебных навыков и
принятых
в государстве образовательных стандартов. И
все-таки мы, учителя, пусть порой неосознанно, но
делаем свой выбор, и неплохо бы представлять его
последствия.
В сегодняшнем мире действуют системы,
удовлетворяющие потребностям большинства, и
образовательная система не исключение. Ее цели и
задачи на общем уровне формулируются так, чтобы
соответствовать духу времени, чтобы подходить
для всех. Но именно из-за этого система
становится безликой и прагматичной, в ней нет
места человеческим отношениям, нет места
личности. Личностный подход к образованию,
внимание к духовному миру ученика, желание
развить его индивидуальность проявляются совсем
на другом уровне. И, как правило, этот подход
противостоит системе. Но это вовсе не разные
педагогические методы и не разные
образовательные традиции. Противостояние это
имеет те же корни, что и любое противостояние
личности и общества, в котором все общепринятое
оказывается злейшим врагом самостоятельности и
духовного поиска. Вот почему два примера
образовательных целей, которые мы приведем ниже,
в полной мере относятся не к педагогической
идеологии, а к тем жизненным целям и принципам,
которые выбирает человек. На уровне системы,
“большого” общества эти цели всегда банальны и
прагматичны, на уровне малых обществ людей,
противостоящих общепринятым взглядам, цели эти,
по крайней мере поначалу, гораздо ближе природе
человека и его духовным потребностям. Секта
квакеров, возникшая в XVII веке, противостояла
лицемерию и религиозному конформизму,
захлестнувшему Англию тех времен, и отсюда
естественно вытекают образовательные цели
квакерских школ. А государственная система
образования в Америке как раз наоборот стремится
примирить интересы разных слоев общества,
уравнять все возможности, сориентировать
человека на успешную и выгодную для себя и для
других жизнь. И отсюда – соответствующие
образовательные задачи. Вы легко убедитесь, что
задачи эти совершенно разного плана – настолько
разного, что даже не противоречат друг другу.
Просто одни люди обращают внимание на одно, а
другие – на другое. Но педагогика строится
именно из этих фокусных точек, в которых
содержится ответ на вопрос: “Зачем мы учим?”
Который в свою очередь всегда является лишь
частным случаем вечного вопроса: “Зачем и ради
чего мы живем на свете?”
Задача Школы Друзей (так называются квакерские
школы) – дать человеку возможность найти правду
для себя и через себя – для других. Можно сказать,
стать себе самому «внутренним учителем». Школа,
считают квакеры, прежде всего призвана
поддерживать достоинство своих учеников.
Каждого ребенка холят и лелеют, вне зависимости
от его способностей, поощряют к сотрудничеству.
Педагог стремится выработать привычку к
согласованию принимаемых решений с другими
взрослыми и детьми, к творчеству, к принятию
нового. Дети участвуют в различных проектных
работах, соответствующих возрасту и позволяющих
соединить школу и все общество. Главное внимание
уделяется не выработке технических навыков, а
формированию собственной позиции и созданию
особой атмосферы сопереживания и взаимной
поддержки.
Вот шесть основных целей квакерской Школы
Друзей.
1. Учителя стремятся соответствовать высоким
духовным критериям и обращаются к лучшему в
своих учениках. Дети отвечают на ожидания
взрослых («эффект Пигмалиона»).
2. Поощрение самодисциплины ума и тела. В Школе
широко используются релаксационные упражнения,
йога, ушу, танцы, различные формы музыкального
движения.
3. Развитие воображения, рефлексии и интуиции.
Ребенок имеет право на собственные внутренние
изменения, и лавина информации извне не должна
мешать этому процессу. Когда ребенок открыт для
мира, он в равной степени открыт и для хорошего, и
для дурного. Но, понимая это, ребенок может
избежать опасности, вырабатывая в себе терпение,
дисциплину, уравновешенность.
4. Школа поощряет сотрудничество учеников и
учителей, когда каждый способствует развитию
другого. Слишком много ненужных усилий может
быть потрачено учениками на конкуренцию, если
они будут заботиться лишь о своем
интеллектуальном продвижении. Школа Друзей
поддерживает дух взаимного уважения, сочувствия
и терпения. Здесь считается, что образование –
совместная работа без традиционного разделения
на тех, кто учит, и тех, кто учится. Когда человек
хочет и может объединиться с другими в классе,
образование превращается в опыт преобразования.
5. Приветствуется соединение знания с опытом и
практикой. Только объединив интеллектуальное,
эмоциональное, физическое, социальное и
профессиональное, мы сможем успешно осуществить
процесс образования.
6. Учителя воспитывают в учениках систему
ценностей, основываясь не на особых технологиях,
а на человеческой честности, ответственности и
гражданском мужестве. Они готовят ученика не к
успешному прохождению тестирования его знаний
или спортивным победам, а к достойной жизни в
современном мире.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|