Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

О целях американской системы образования

Наверное, взрослые всего мира независимо от страны, в которой живут, и от своей профессии мечтают воспитать детей образованными людьми. Еще не появился малыш на свет, а родители уже мечтают, каким они его вырастят. Конечно, хочется воспитать глубокого, самостоятельного человека, чтобы он много знал, умел и хорошо работал. И в то же время хочется, чтобы был он легким в общении и дома, и в компании друзей, и на производстве. Совместимы ли эти цели? Реально ли выполнить их за одну человеческую жизнь? Как часто мы остаемся недовольными результатом! Как часто образование, ставящее целью воспитать функционально полезного члена общества, приходит в противоречие с вниманием к его индивидуальности, с терпением к естественному взрослению! А ведь учителю, замотанному ежедневной суетой школьной жизни, и выбрать-то некогда. Проще задать, проверить и отчитаться. Педагог, сосредоточенный на духовной сущности образования, почти всегда теряет в отработке у детей учебных навыков и принятых
в государстве образовательных стандартов. И все-таки мы, учителя, пусть порой неосознанно, но делаем свой выбор, и неплохо бы представлять его последствия.
В сегодняшнем мире действуют системы, удовлетворяющие потребностям большинства, и образовательная система не исключение. Ее цели и задачи на общем уровне формулируются так, чтобы соответствовать духу времени, чтобы подходить для всех. Но именно из-за этого система становится безликой и прагматичной, в ней нет места человеческим отношениям, нет места личности. Личностный подход к образованию, внимание к духовному миру ученика, желание развить его индивидуальность проявляются совсем на другом уровне. И, как правило, этот подход противостоит системе. Но это вовсе не разные педагогические методы и не разные образовательные традиции. Противостояние это имеет те же корни, что и любое противостояние личности и общества, в котором все общепринятое оказывается злейшим врагом самостоятельности и духовного поиска. Вот почему два примера образовательных целей, которые мы приведем ниже, в полной мере относятся не к педагогической идеологии, а к тем жизненным целям и принципам, которые выбирает человек. На уровне системы, “большого” общества эти цели всегда банальны и прагматичны, на уровне малых обществ людей, противостоящих общепринятым взглядам, цели эти, по крайней мере поначалу, гораздо ближе природе человека и его духовным потребностям. Секта квакеров, возникшая в XVII веке, противостояла лицемерию и религиозному конформизму, захлестнувшему Англию тех времен, и отсюда естественно вытекают образовательные цели квакерских школ. А государственная система образования в Америке как раз наоборот стремится примирить интересы разных слоев общества, уравнять все возможности, сориентировать человека на успешную и выгодную для себя и для других жизнь. И отсюда – соответствующие образовательные задачи. Вы легко убедитесь, что задачи эти совершенно разного плана – настолько разного, что даже не противоречат друг другу. Просто одни люди обращают внимание на одно, а другие – на другое. Но педагогика строится именно из этих фокусных точек, в которых содержится ответ на вопрос: “Зачем мы учим?” Который в свою очередь всегда является лишь частным случаем вечного вопроса: “Зачем и ради чего мы живем на свете?”

– Все дети Америки должны начинать учиться в школе, будучи готовыми к обучению.
– Все ученики, оканчивающие начальную, среднюю и старшую школу, должны продемонстрировать знания по следующим предметам школьного курса: английский, математика, естественные науки, иностранные языки, обществознание, экономика, искусство, история и география. При этом каждая школа в Америке должна предоставить возможность своим ученикам использовать их собственное мышление наилучшим образом, чтобы достигнуть ответственного отношения к продолжению собственного образования и дальнейшей эффективной работе в сфере современной национальной экономики.
– Американские школьники должны стать первыми в мире в области математических и научных достижений.
– Каждый взрослый в Америке должен быть грамотным и обладать знаниями и умениями, необходимыми для успешной конкуренции в мировой экономической системе и правильного и ответственного исполнения гражданских обязанностей.
– Каждая школа в США должна быть свободна от наркотиков, алкоголя, насилия и несанкционированного применения огнестрельного оружия, а также создавать атмосферу, благоприятную для обучения.
– Каждая школа должна поощрять сотрудничество, участие родителей в процессе социального, эмоционального и интеллектуального развития детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru