ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
О целях американской системы образования
Наверное, взрослые всего мира независимо
от страны, в которой живут, и от своей профессии
мечтают воспитать детей образованными людьми.
Еще не появился малыш на свет, а родители уже
мечтают, каким они его вырастят. Конечно, хочется
воспитать глубокого, самостоятельного человека,
чтобы он много знал, умел и хорошо работал. И в то
же время хочется, чтобы был он легким в общении и
дома, и в компании друзей, и на производстве.
Совместимы ли эти цели? Реально ли выполнить их
за одну человеческую жизнь? Как часто мы остаемся
недовольными результатом! Как часто образование,
ставящее целью воспитать функционально
полезного члена общества, приходит в
противоречие с вниманием к его индивидуальности,
с терпением к естественному взрослению! А ведь
учителю, замотанному ежедневной суетой школьной
жизни, и выбрать-то некогда. Проще задать,
проверить и отчитаться. Педагог, сосредоточенный
на духовной сущности образования, почти всегда
теряет в отработке у детей учебных навыков и
принятых
в государстве образовательных стандартов. И
все-таки мы, учителя, пусть порой неосознанно, но
делаем свой выбор, и неплохо бы представлять его
последствия.
В сегодняшнем мире действуют системы,
удовлетворяющие потребностям большинства, и
образовательная система не исключение. Ее цели и
задачи на общем уровне формулируются так, чтобы
соответствовать духу времени, чтобы подходить
для всех. Но именно из-за этого система
становится безликой и прагматичной, в ней нет
места человеческим отношениям, нет места
личности. Личностный подход к образованию,
внимание к духовному миру ученика, желание
развить его индивидуальность проявляются совсем
на другом уровне. И, как правило, этот подход
противостоит системе. Но это вовсе не разные
педагогические методы и не разные
образовательные традиции. Противостояние это
имеет те же корни, что и любое противостояние
личности и общества, в котором все общепринятое
оказывается злейшим врагом самостоятельности и
духовного поиска. Вот почему два примера
образовательных целей, которые мы приведем ниже,
в полной мере относятся не к педагогической
идеологии, а к тем жизненным целям и принципам,
которые выбирает человек. На уровне системы,
“большого” общества эти цели всегда банальны и
прагматичны, на уровне малых обществ людей,
противостоящих общепринятым взглядам, цели эти,
по крайней мере поначалу, гораздо ближе природе
человека и его духовным потребностям. Секта
квакеров, возникшая в XVII веке, противостояла
лицемерию и религиозному конформизму,
захлестнувшему Англию тех времен, и отсюда
естественно вытекают образовательные цели
квакерских школ. А государственная система
образования в Америке как раз наоборот стремится
примирить интересы разных слоев общества,
уравнять все возможности, сориентировать
человека на успешную и выгодную для себя и для
других жизнь. И отсюда – соответствующие
образовательные задачи. Вы легко убедитесь, что
задачи эти совершенно разного плана – настолько
разного, что даже не противоречат друг другу.
Просто одни люди обращают внимание на одно, а
другие – на другое. Но педагогика строится
именно из этих фокусных точек, в которых
содержится ответ на вопрос: “Зачем мы учим?”
Который в свою очередь всегда является лишь
частным случаем вечного вопроса: “Зачем и ради
чего мы живем на свете?”
– Все дети Америки должны начинать учиться в
школе, будучи готовыми к обучению.
– Все ученики, оканчивающие начальную, среднюю и
старшую школу, должны продемонстрировать знания
по следующим предметам школьного курса:
английский, математика, естественные науки,
иностранные языки, обществознание, экономика,
искусство, история и география. При этом каждая
школа в Америке должна предоставить возможность
своим ученикам использовать их собственное
мышление наилучшим образом, чтобы достигнуть
ответственного отношения к продолжению
собственного образования и дальнейшей
эффективной работе в сфере современной
национальной экономики.
– Американские школьники должны стать первыми в
мире в области математических и научных
достижений.
– Каждый взрослый в Америке должен быть
грамотным и обладать знаниями и умениями,
необходимыми для успешной конкуренции в мировой
экономической системе и правильного и
ответственного исполнения гражданских
обязанностей.
– Каждая школа в США должна быть свободна от
наркотиков, алкоголя, насилия и
несанкционированного применения огнестрельного
оружия, а также создавать атмосферу,
благоприятную для обучения.
– Каждая школа должна поощрять сотрудничество,
участие родителей в процессе социального,
эмоционального и интеллектуального развития
детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|