ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!
Права есть.
Но только на словах...
Кто поможет детям-инвалидам
преодолеть школьный барьер?
На минувшей неделе в Москве прошел
слет «Подготовка новых лидеров: отстаивание прав
инвалидов». Этот форум, на который собрались
инвалиды из 25 городов России, остался почти не
замеченным прессой. Между тем его можно считать
знаковым событием.
Слет показал, что люди с ограниченными
физическими возможностями хотят и умеют
отстаивать свое право стать полноценными
членами общества.
Мало кто из россиян знает, что самую
популярную в мире детскую игрушку – куклу Барби
создатели снабдили не только собственным домом,
автомобилями, гардеробом и красавчиком-женихом с
культовым ныне именем Дэн. Все это можно купить в
наших магазинах. Но сколько ни ищите, вы не
найдете там одного из комплектов куклы – Барби
на инвалидной коляске. Не пользуется спросом:
соотечественники стараются оградить своих детей
от чужих, даже игрушечных недугов и бед. Сей вроде
бы случайный факт наглядно демонстрирует
отношение нашего общества к инвалидам в целом.
Подобные примеры и мысли звучали практически в
каждом выступлении участников слета.
Сегодня право на образование для инвалидов
существует лишь номинально, поскольку механизмы
его реализации не разработаны и законодательно
не закреплены. Во всяком случае, в надлежащей
форме. Действующее законодательство скорее
декларирует это право, не объясняя, как оно
должно осуществляться (это вполне согласуется с
ноябрьским выступлением в Госдуме
уполномоченного по правам человека в РФ Олега
Миронова, заявившего: в России до сих пор нет
государственной политики предоставления
инвалидам равных с другими гражданами
возможностей).
Говоря о школьном образовании детей-инвалидов,
обычно подразумевают обучение в
специализированных заведениях, которые, впрочем,
в их нынешнем состоянии все равно не справляются
со своей задачей. Об интегрированном образовании
говорить пока рано. В России нет ни одного
общеобразовательного заведения или вуза, за
исключением иркутской школы № 30 (здесь
существуют все необходимые пандусы, распашные
двери и т.д), физически доступного для инвалидов.
И абсолютно упускается из поля зрения «надомная»
форма обучения вполне благополучных в
социальном плане детей с проблемным здоровьем.
Ребята и девушки из Ухты, Тюмени, Москвы говорили
об одном: если ты инвалид, ты не получишь
нормального школьного аттестата, будь ты хоть
семи пядей во лбу. Да и возможно ли это, если
учителя, выкроив свободное «окно», приходят к
инвалидам всего на 10–12 часов в месяц. Какой объем
знаний можно получить в ходе десятка ежемесячных
уроков? Большинство детей, рассчитывающих
продолжить образование, вынуждены выбирать лишь
самые необходимые предметы и все свои силы
тратить только на их изучение, большей частью
самостоятельное. Как результат в выпускном
аттестате инвалидов числится только 5–6
предметов.
Хотя и вполне приличный аттестат ничего еще не
гарантирует. Практика показывает, что российские
вузы предпочитают игнорировать таких
абитуриентов. Скажем, москвичу Павлу Обиуху (ныне
студенту Московского государственного
социального университета) в двух вузах просто
отказали в приеме документов. Без объяснения
причин. Поэтому наиболее дальновидные
старшеклассники и их родители начинают обивать
пороги деканатов задолго до последнего звонка.
Из-за отсутствия законодательной базы 600 тысяч
детей заранее обречены остаться
образовательными изгоями. Если учесть, что за
последние десять лет их число выросло в 4 раза,
совсем скоро в нашей стране может возникнуть
целый класс людей, которым не остается ничего
иного, как «клеить картонки, мычать на баяне»...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|