ШКОЛА И ВЛАСТЬ...
Образовательная политика должна
стать инновационной
Не давая свободы школе, мы лишаем
свободы самих себя
Было время, когда инновационное
образование воспринималось как нечто
диковинное.
Я помню, лет десять назад ректор одного института
повышения квалификации мне выговаривал:
– Вы занимаетесь инновационностью своей – и
ради Бога, а мы занимаемся серьезными делами –
массовой школой. И это не шуточки…
А теперь нет ни одного института повышения
квалификации, в котором не было бы стенда или
кабинета, а то и кафедры по инновационной
педагогике.
И все равно, особенно в последнее время, в кругах
образовательного руководства инновационность
по старинке воспринимается как довесок к чему-то
главному, нагрузка к товарам первейшей
необходимости.
– А по субботам у нас – инновационные школы
обсуждают.
Когда Александра Тубельского после присуждения
Школе самоопределения президентской премии в
области образования за 2000 год спросили, что он
считает одним из основных достижений последних
лет, он сказал: «То, что инновационное
образование перестало быть педагогическим
андеграундом».
А мне в прошлом году в высоком министерском
кабинете пеняли:
– Школу Тубельского надо закрыть, как и
некоторые другие ваши фэпы и так называемые
инновационные школы. Они ничему не учат, и
показатели у них самые низкие.
А действительно, зачем нужны эти инновационные
школы? И почему вдруг образовательная политика
должна быть инновационной?
Нужна ли человеку свобода?
Предвижу, что большинству читателей этот вопрос
покажется абсурдным:
– Правильно, давайте еще спросим, нужна ли
человеку свобода творчества?
И тем не менее для школьников такая свобода не
подразумевается. И как следствие этого – не
подразумевается свобода и для школы.
Забегая вперед, могу предположить, что, не
признавая школу свободной, нация, общество и
государство не признают свободными и себя. Но я
абсолютно убежден, что школа, современная школа,
является самым вероятным проектом ближайшего
будущего нашего общества и государства.
И хотя внешние признаки, эмпирика говорят о
другом – мы видим лишь то, что видим. А реальное
школьное Событие, как правило, скрыто от наших
глаз. В этом месте я не могу отказать себе в
удовольствии процитировать одно из рассуждений
Иммануила Канта из «Критики чистого разума»:
«…ничего не может быть более вредным ссылки на
мнимо противоречащий опыт, которого в
действительности вовсе не было бы, если бы
учреждения были созданы в свое время согласно
идеям, а не грубым понятиям, которые явились
препятствием для всех добрых намерений именно
потому, что были заимствованы из опыта».
Так и с нашей образовательной политикой, к
сожалению. Она складывается из грубых и в полной
мере эмпирических полаганий нашей
управленческой элиты, для которой «мнимо
противоречащий опыт» является главным
аргументом.
Если мы убеждены в том, что для нормальной жизни
человеку необходима свобода, значит, вектор
образовательной политики обязательно должен
быть направлен в сторону свободной школы, и сама
она, школа, устремлена в будущее.
Свободная школа – это школа-проект. Не проект
школы будущего, которое уже наступило, а почти
наоборот – школа как проект будущего.
Никогда еще в истории образования не
складывалась такая уникальная ситуация, чтобы
школа – не университет, не лаборатория, в которую
собрали со всего мира выдающихся ученых, –
обычная школа становилась прототипом ближайшего
будущего.
Это связано, конечно, в первую очередь с теми
колоссальными изменениями в сторону открытости
и с той фантастической скоростью, с которой
происходят перемены в мире. Трагический день 11
сентября перевернул наши представления о
возможном и невозможном. И можем ли мы сегодня
учить детей тому, каков мир на самом деле.
Что делать? Не доверять своим знаниям? Отказаться
от миссии учителя?
…Или выбрать путь более рискованный и
ответственный – не рассказывать о том, каким
должен быть мир, а создавать его здесь и сейчас, в
классной комнате. Свободный учитель – свободный
ученик – единственно возможная формула
сотрудничества.
И единственная помеха такому проекту –
образовательная политика, по-прежнему
строящаяся на вчерашних ожиданиях от школы.
– Даешь качество обучения!
– Выше показатели успеваемости!
– Поднимай процент поступаемости в вуз!
Как будто поступаемость в вуз сегодня зависит от
успеваемости или других школьных показателей.
Часто бывая на различного рода заседаниях и
конференциях, слушаниях и семинарах, приходится
удивляться простоте суждений, на которых
строится наша образовательная политика.
Когда, например, обсуждается 12-летка или цели
образования и качество образования, проекты
единого экзамена или развития инновационного
образования, то вдруг совершенно неожиданно
доктора наук, академики и профессора, философы,
математики и историки превращаются в
завсегдатаев пролетарской курилки и начинают
говорить на простом и понятном житейском языке.
Известный современный философ Феликс Михайлов в
недавно вышедшей книге о философии образования
(и не только) пишет, что «теории образования (их
много) не имеют фундаментальной основы». И дает
блестящий портрет предметности сегодняшней
школы, точнее, потери этой предметности. А
глубокий кризис системы образования, с точки
зрения академика Михайлова, как раз и связан с ее
отсутствием при формальном сохранении набора
учебных предметов. Мне кажется, что именно такой
рефлексивной критики эмпиризма, выявления
мировоззренческих оснований образования вообще
и образовательной политики в частности и не
хватает в любом обсуждении проблем современной
школы.
Почему-то стало модным игнорировать «высокий
стиль» и обсуждать образование на уровне
бытового понимания: 12-летка для разгрузки
учеников (хотя на самом деле никакой разгрузки
без изменения предметности не бывает), единый
экзамен для несчастной девочки из Якутии
(недавно был там – все смеются над этой
псевдометафорой), а уж в области экономики
образования – хоть караул кричи. Одни и те же
люди изо всех сил стремятся и бесплатность
образования сохранить, и высокую зарплату
учителю обеспечить.
И на самом деле от того, что о судьбе российской
школы говорят на таком уровне понимания,
становится жутко.
…Рискуя быть неуслышанным, все же хочу заявить:
образовательная политика в России может и должна
стать инновационной.
Рассказывают, что однажды Мераба Мамардашвили
пригласили читать лекцию аспирантам-психологам.
После лекции один из них подошел к Мастеру и
сказал: «Воля ваша, Мераб Константинович, но
непонятно мне было…»
Ответ философа:
– А не было такой задачи, голубчик…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|