КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
В красный день календаря
Телевизионный экран владеет
беспроигрышной программой на случай любого
праздника, будь он государственным, светским или
религиозным. Это бесконечно тасуемая колода
старых, смотреных и пересмотренных фильмов
На середину недели выпал праздничный
день, и все дружно принялись обсуждать, что же он
для нас означает. На телевизионном экране не было
отбоя от желающих высказаться по поводу
изменений действующей Конституции. Загадочно
устроена наша общественная жизнь. Чуть только
возникает хоть малейший повод, ее немедленно
предлагают переделать. Эдакая сладострастная
привычка разделаться с прошедшим временем,
возвышаясь над ним и утверждая себя в его
отрицании.
Взрыв страстей, столкновение мнений, буря,
натиск, шторм, цунами и – тишина, как говаривал
герой фильма, вышедшего еще когда действовала
старая Конституция. Победный шар, выложенный ему
на блюдечке с золотой каемочкой, с треском
заколотил в лузу президент, высказавшись на
приеме в честь торжества, что на повестке этого
дня вопрос об изменениях Конституции не стоит. И
все мирно пошло своим чередом, на телевизионном
экране в особенности, который владеет
беспроигрышной программой на случай любого
праздника, будь он государственным, светским или
религиозным. Это бесконечно тасуемая колода
старых, смотреных и пересмотренных фильмов,
дающих ответ на все запросы отдыхающей от
каждодневных забот публики. Это поющие по
куплету на каждом канале эстрадные звезды. Это
шутники и пародисты, передразнивающие тех же
звезд, и тоже на каждом канале. Так, симпатичный
Максим Галкин трижды отметился в праздничный
вечер по трем программам голосом Людмилы
Зыкиной, успевая к тому же подпеть Алле Пугачевой
и зычно скопировать бывшего президента. Не
отказывая себе ни в чем, я переключался с канала
на канал, смешивал эпизод одного фильма с
эпизодом другого, подстерегал знаменитого
слесаря Гошу в момент, когда он гармонично
использовал свое право на труд и на отдых в
фильме “Москва слезам не верит”, годящимся на
любой праздничный день, чтобы тут же
переключиться на захватывающий эпизод
социалистического соревнования на
капиталистические деньги (приз 100 долларов) двух
токарей – старого и молодого – в фильме “Жених
из Майами”. А после этого попасть в дебри совсем
уж капиталистических джунглей нового фильма
Сергея Соловьева “Нежный возраст”, где
предприимчивый наш бывший соотечественник
зарабатывает тем, что вывозит из нашей страны
самые натуральные фекалии, а потом
перерабатывает их в ароматичные французские
парфюмы.
В фильме “Москва слезам не верит” постаревший
телевизионщик, узнавший, что у него есть взрослая
дочь, пытается завоевать ее симпатии, обещая
сводить на экскурсию в телецентр. Он скромно, но
гордо говорит, что рано разглядел все
возможности телевидения и через двадцать лет,
кроме телевидения, ничего не будет. Ни кино, ни
театра. Одно телевидение. Насчет кино дочь
соглашается. А по поводу театра сомневается.
Эти двадцать лет с момента диспута отца и дочери
прошли. Действительно, вокруг одно телевидение.
Но с небольшой поправкой. По будням это
телевидение одно, а по праздникам – совсем
другое. В будни ТВ переделывает жизнь и нас
вместе с ней, а по праздникам прячется в кокон
прошлого, ибо ничего стоящего противопоставить
ему не может. Правильно дочь Александра говорит,
что театр не умрет. В этом легко убедиться, еще и
еще раз пересмотрев чудодейственный спектакль
мхатовских стариков “Соло для часов с боем”
(канал “Культура”). Спасибо телевидению,
конечно, что сохранило для поколений магию
истинно театрального зрелища, но ведь все это в
дальнем далеке, нынешнему ТВ театр не нужен, у
него собственные шоумены, давно захватившие все
мыслимые пространства и сцены, и жизни. А вот
насчет кино Александра погорячилась. С ним
приключилась презабавнейшая вещь. Чем больше оно
в прежнем своем виде исчезает из привычной для
себя среды обитания в кинотеатрах, тем
востребованней становится на телевидении. И
приобретает совершенно иное измерение. Ну
скажите, что сегодняшнему зрителю до приключений
Ивана Бровкина на целине, где в немыслимом
коктейле перемешаны фальшь, наивность,
назидательные прописи и жизненные реалии? А ведь
смотрят не только люди в возрасте, но и молодые,
слышал, как обсуждали это кино
школьники-старшеклассники. Потому что в этой
гремучей смеси все же каким-то образом отделяешь
зерно от плевел, ибо чувства людей хоть и заданы,
но не лишены искренности. В отличие от насквозь
схематичных и выстроенных по жестким лекалам
современных сериалов, где человек является лишь
функцией авторского произвола.
Разное у нас было старое кино. Многие фильмы
никогда в жизни не реанимируешь, какие бы новые
технологии ни возникали. А есть фильмы на все
времена, хотя создавались они совсем при других
конституции и общественном строе. Ибо не только
ими определяется жизнь общества. Любят во все
исторические времена. И страдают тоже. И мечта не
обязательно должна быть американской или
российской. Она может быть просто мечтой. А в
искренние слезы на худой конец можно и поверить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|