Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2001

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС
 

Нас часто спрашивают, как мы находим темы. А мы всегда отвечаем: это темы находят нас. Вот и на этот раз – дверь редакции распахнулась и впустила озябшую маму девочки-подростка. Выпив горячего чаю, она рассказала свою поучительную историю. Для всех нас.
И мы решили поговорить сегодня о том, какую цену платят дети и родители за один звездный час.

ОПАСНОСТЬ

Сергей КАМЕНСКИЙ

Детская слава,
или Путешествие по минному полю

Счастливые истории юных вундеркиндов у всех на слуху. А вот их страшное продолжение...

Дети, которые по какой бы то ни было причине оказались в центре общественного внимания, неизбежно попадают в группу риска. Это еще мягко сказано. Прославленные, знаменитые, всем известные, всеми, так сказать, любимые (любил волк кобылу...), дети – в прямом смысле смертники. Страшный пример, мгновенно всплывающий в памяти, – это, конечно, наследник рухнувшего российского трона царевич Алексей. Ну, возразят мне, тут дело в другом: историческая обстановка, революция, Ленин и Колчак... и вообще случай исключительный. Но, отвечу я, каждый случай исключительный, всегда находятся “особые обстоятельства”. Так или иначе знаменитые счастливчики погибают так же часто, как несчастные, всеми заброшенные и никого не интересующие дети-наркоманы. Замечу еще, что за много веков сложилась суровая культура воспитания “царственных” детей – наследников престола, тут по крайней мере родители знают, на что и ради чего идут, да у них и выбора нет. Все остальные родители, толкающие детей к шумной славе в нежном возрасте, гонят их на минное поле.
Незадолго до перестройки всему миру стала известна тринадцатилетняя американская школьница Саманта Смит: она написала письмо генсеку Юрию Андропову, он ей ответил. Вполне возможно, что никто не инспирировал, сама написала, по велению собственного сердца, но вокруг ее письма и вокруг самой девочки закрутилась грандиозная пропагандистская кампания, о которой не хочется вспоминать: Саманта в Кремле, Саманта там, Саманта сям. Через два года Саманта и ее отец погибли...
Родители нынешних подростков помнят имя юной художницы Нади Рушевой. Надя умерла от страшной неизлечимой болезни, едва шагнув из отрочества в юность...
И еще два примера, где я не назову имен, потому что эти дети, слава богу, выросли. Вы сами вспомните их имена, если пороетесь в памяти.
В конце 70-х годов прославился маленький ленинградец – “гениальный поэт”, почти неграмотный. Издательством “Малыш” была опубликована целая книга его стихов – “Белый конь”. Неизвестно, насколько это действительно были им самим сочиненные стихи. Но восторг был всеобщий. Взрослые дяди и тети ахали над его произведениями. Через несколько лет мальчик исчез вместе со спившейся матерью. По слухам, они примкнули к какой-то секте и скитаются по деревням.
В начале 80-х годов любимицей всего Советского Союза стала шестилетняя “гениальная поэтесса” из Ялты. Она читала свои стихи вместе с Андреем Вознесенским в Лужниках. Уж Андрей Вознесенский не упустит ни малейшей возможности для саморекламы. Евгений Евтушенко приглашал ее на роль маленькой поэтессы в своем фильме “Детский сад”. Все в восхищении: гениальна, необыкновенно красива! Подростком она стала безумно, запойно пить. Дважды резала вены – спасли. Вешалась – вынули из петли. В 1995 году, в семнадцать лет, она бросилась с балкона. Врачи Склифософского не надеялись, что она выживет. Выжила, израненная, искалеченная. Живет теперь в абсолютном одиночестве, никого не хочет видеть, о стихах и слышать не может.
Во всех этих случаях речь все-таки идет о славе, которая была спровоцирована реальными дарованиями детей: у Саманты был гражданский темперамент, Надя рисовала, мальчик из Ленинграда и девочка из Ялты складывали стихотворные строчки. Если бы гнусная шумиха не подстрелила их на взлете, то, может быть, в мире появился бы активный и совестливый политик, интересная художница, неплохие поэты с “лица необщим выраженьем”. Увы...
Вундеркинды только в редких, исключительных случаях оправдывают возлагавшиеся на них надежды – это давно известно. Гораздо реже ставится очевидный, на мой взгляд, вопрос: не сама ли слава вундеркинда, уникума, чуда природы помешала талантливым ребятам реализоваться? Счастливые исключения по большей части связаны с областью музицирования: маленький Моцарт, маленький Лист, маленькие братья Рубинштейны, Антон и Николай, были чудо-исполнителями, “аттракционом” для публики, но все-таки состоялись в жизни. Почему? А потому, что исполнительское искусство требует постоянного, ежедневного, самоистязательного труда, поддержания себя в форме. Попробуй отступи от режима! Кропотливый труд (одной силы таланта не хватает) позволял юным знаменитостям думать о музыке, а не о славе и тем самым противостоять губительной шумихе.
Что же говорить о родителях, которые хотят вывести в свет прожекторов своих маленьких и не очень маленьких детей, вовсе еще не определившихся с талантами? Наверное, их оправдывает только то, что они сами не ведают, что творят.
Детей используют в рекламном и в шоу-бизнесе. Как котят и щенят. Те тоже забавные, нескладные и очаровательные. Но ребенок – все-таки не котенок.
Котенку все равно, как его отбирают и оценивают, принимают и бракуют. Большинство детей, которых родители приводят во всякие модельные агентства или на конкурсы-отборы, заранее обречены на психологическую травму – быть забракованными. Всякий благоразумный взрослый человек будет желать, чтобы ребенок эту травму как-нибудь помягче получил и навсегда отшатнулся от костоломного колеса, которое могло его затянуть. Отправляясь на отборочные мероприятия, родители очень редко настраивают детей на то, что это, мол, ерунда, забава, развлечение такое: покрутишься перед камерами, посмеешься, похлопаешь победителю, и пойдем домой чай пить. Нет, родители переживают, нервничают, заряжают ребенка своей напряженностью – в общем, делают все, чтобы травма оказалась тяжелой и серьезной. А она в любом случае нелегка, потому что в предложенных обстоятельствах от самого ребенка ничего не зависит. Это вообще самая жуткая ситуация – ждать решения своей судьбы, когда от тебя самого оно не зависит никак. Когда юные математики или биологи, физики или филологи занимают не лучшие места на олимпиадах, это бывает досадно, иногда до слез, но не становится мучительной травмой. Ведь здесь все зависит от самого ребенка. Состоявшийся талант, как завещал нам великий Эдисон, на один процент состоит из таланта как такового, а на девяносто девять – из упорного труда. Занял последнее место – значит, недостаточно поработал. Возникает боевой азарт: “Вот увидите, в следующий раз я смогу, ведь все в моих руках, а голова у меня есть!” В сфере знаний места хватит абсолютно всем и еще останется.
Но почему конопушки тринадцатилетнего Саши оказались милее, чем конопушки тринадцатилетнего Паши, ведомо только членам жюри, которые, возможно, не с той ноги встали. Но в свете софитов места мало, почти никому не хватает.
Ладно, рыдающий Паша с рыдающей мамой отбыл домой, а сияющий Саша прославился на всю страну: его каждый день по телевизору крутят. Интервьюеры задают ему увлекательные вопросы:
– Кто твоя подружка и как вы предохраняетесь?
– Самые надежные презервативы – марки “Слава Приапу” фирмы “Мессалина”! – отчеканивает заранее проинструктированный Саша.
– От какой группы ты тащишься – “Абра-кадабра” или “Кадабра-абра”?
– «”Кадабра”, э-э-э, типа круче», – мямлит Саша, не готовый к такому повороту.
Личико мальчика скоро надоест рекламодателям, его выбросят с экрана, с глянцевых страниц, из освещенного круга, а он уже не сможет жить без интервьюеров, шальных денег, нацеленных на него фотоаппаратов и прочей ерунды. Учиться, “приобретать знания” во все время славы его конопушек ему было совершенно ни к чему. Ну в самом деле, с какой стати? Чтобы потом поступить в институт, выучиться “типа на инженера” и вкалывать за гроши? Смешно. Чтобы стать просвещенным человеком и сознательно выбирать свою дорогу? Еще смешнее: он ведь и так самый интересный и умный. А кто слышит, чего там трендят просвещенные? К просвещенным разве девчонки клеются? То-то и оно.
Так вот: то-то и оно. Какие отчаянные усилия понадобятся, чтобы удержать мальчишку от бутылки, таблетки, иглы, от безделья, неприкаянности и никчемности?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru