Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ 

Галина МАРКИНА
г. Таруса

Не грусти, мотылек!

Старая елочная игрушка на ладони...
Отблеск светлой жизни моего отца

– Вань, да ты бы не ходил в Азаровку, – уговаривала мама. – Лесники там, и вообще… далеко.
– Не могу, – отрезал отец. – Елки там самые отличные. Да и вообще, – папа косится в мою сторону, – с зайцами тамошними уже договорился…
Елку в дом приносил отец, и обязательно не с базара – из леса. Адрес отправления лесной гостьи всегда был разным: “Вот, дочь, заяц тебе из леса елочку послал”. Или: “Иди в сени, посмотри, какую елку медвежата тебе передать велели!” А то еще – из Финмарка, от самой Снежной Королевы…
Отец, здоровенный синеглазый добряк, крутоплечий и рыжеволосый, так и стоит у меня в глазах, обсыпанный еловыми хвоинками, с заиндевелыми бровями, довольный и счастливый не меньше меня.
– Ну-ка, дочка, понесем ее в дом, смотри, пушистая какая!
…Поздний, поздний вечер, скорее, даже ночь. Я сплю в дальней комнате маленького дома. В доме нет дверей, одну комнату от другой отделяют простенки, которые зовут у нас переборками. В доме моего детства ни у кого ни от кого нет секретов: звуки слышны на весь дом мгновенно – стоит скрипнуть двери, или кошке впрыгнуть на подоконник, или бабушке загреметь в кухне посудой.
Я думаю, что я сплю. На самом деле нет. Нет, конечно! Как можно уснуть, когда в дверном проеме мерцает серебряным дождем нарядница-елка. Отец принес ее вчера из дальнего Азаровского леса.
Наряжать елку – наша с бабушкой страсть. Доставая из старого, все лето хранимого на чердаке картонного ящика игрушки бабушка вспоминает, как встречали Новый год в освобожденном от немецкой оккупации поселке. Поприкинув скудные возможности: у кого – клочок ваты для самодельных снежинок да морковок, у кого – серебристая фольга для рождественских звезд, женщины решили сделать ребятишкам праздник. Нарядили елку всем околотком, даже с дальнего конца улицы, с заводского, привели на елку детишек. Бабушка моя, молодая тогда, охочая до работы, “двухжильная”, основные хлопоты взяла на себя. Были на новогодней 42-го года елке даже свечи – тряпочные фитильки, смоченные в керосине.
…Я сплю и не сплю. Я в какой-то счастливой золотой дреме. Папы еще нет дома, и я жду его, жду, жду – всем своим маленьким радостным существом.
Сейчас придет он со своего карьера, с ночной смены, завалится в дом с мороза, а я, босоногая растрепка, ка-ак выскочу из кровати! Как брошусь к отцу на шею и повисну на нем, как обезьянка, целуя прямо в колючую щетину, мелькая в воздухе голыми пятками! И будет вокруг беспомощно суетиться бабушка: девку-то, девку заморозишь, остудишь! А ну, кыш отседова, бесенок!
Отец неспешно раздевается, моет руки. По дому плывет уже густой запах настоявшихся в печи кислых щей. Чая отец не пьет. Запивает ужин холодной колодезной водицей из ковшика, называемого по-местному корцом. И вдруг… Откуда? Какое чудо, великолепие, неожиданное, огромное, свалившееся с неба на мою детскую душу счастье! Отец достает из карманов… елочные игрушки! Он извлекает их на свет Божий не торопясь, наслаждаясь моим состоянием счастливого оцепенения:
– Ну-ка, дочь, гляди, кого это тебе на елку лисичка прислала?
Много лет прошло с того снежного новогодья. И двадцать лет, как я не слышу голоса отца:
– Что ты, маленькая? Не грусти, мотылек!
…Игрушки из отцовских карманов, присланные мне на елку доброй лисичкой, не пощадило время. Уцелел только белый мишка с гармошкой, веселый, бесшабашный медведь, будто сошедший с конфетного фантика. Я бережно храню эту елочную игрушку как память о моем отце, о своем деревенском детстве, о волшебной елке в домике, по брови заметенном снегами… Каждый год, наряжая для своих уже подросших детей новогоднюю елку и снимая ящик с игрушками с антресолей, я с замиранием сердца думаю: как он там? Цел ли? Жив? Не отдавил ли кто-то неловким движением его хрупкую стеклянную лапу? Не испортилась ли от времени гармонь? И каждый раз вздыхаю с облегчением: жив, курилка! Просится на праздник!
– Что ты, маленькая! Не грусти, мотылек…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru