ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Олег ЯНИЦКИЙ,
доктор философских наук
Пирамида риска
Ни государство, ни общество не готовы к
тому,
что Чернобыль становится повседневным
Чернобыльская катастрофа показала, что
современное общество в принципе подвержено
множеству разнообразных опасностей, угрожающих
жизни человека и природы, что оно производит эти
опасности систематически, наряду с
материальными и духовными благами. Современные
риски (опасности), как правило, не воспринимаются
органами чувств; их невозможно прогнозировать,
локализовать, калькулировать, они постоянно
трансформируются и не имеют конкретного
источника (виновника). Судя по всему, мы, в том
числе и политики, не осознаем до конца этот
качественный сдвиг, связанный в первую очередь с
убыстряющимся темпом развития науки и высоких
технологий.
Не можем мы в полной мере оценить и социогенные
риски, связанные с трансформацией общества как
такового. Последствия Чернобыля принципиально
не отличаются от последствий Сумгаита, Тбилиси,
Карабаха, Таджикистана и Чечни (распад
человеческих сообществ, беженцы, вынужденные
переселенцы, формирование криминальных
группировок, разрушение освоенного социального
и природного пространства).
Наконец, Россия постепенно превращается в сеть
«островов жизни», разделенных обширными зонами,
непригодными для нормального существования. И
это при том, что после распада СССР она стала
гораздо более «северным» государством с более
суровыми природными условиями жизни. Отсюда
естественный рост нагрузки на эти «острова» с
неизбежным снижением уровня жизни на них.
Если политическая система российского общества
не отреагирует на эти перемены, если
традиционные формы политического мышления и
действий не изменятся, то наше государство имеет
шанс превратиться во всеохватывающее
Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ и
столь же громадное Министерство социальной
защиты РФ. Кстати, в отношении первого такая
тенденция к «глобализации» деятельности уже
просматривается.
Государство оказалось совершенно неготовым к
тому, что аварии и катастрофы станут рутинным
элементом повседневной жизни, на который тем не
менее оно вынуждено политически, то есть
публично реагировать. Привыкшая за многие
десятилетия действовать по принципу «любой
ценой» и не отчитываться перед обществом в своих
действиях, государственная машина не была готова
– идеологически, политически и функционально –
к Чернобылю, Спитаку, равно как и к множеству
других социогенных рисков. Сокрытие информации,
полумеры, а главное – нежелание и неумение
отрефлексировать подобные события
профессионально и в полном объеме означало
потерю времени и, следовательно, резкое
возрастание цены ликвидации последствий
техногенных и политических катастроф.
Расходы государства на ликвидацию последствий
Чернобыля не только возросли по сравнению с
первоначально называвшимися цифрами на
несколько порядков, но стали постоянной строкой
в государственном бюджете. Так, если в 1986 году
общий ущерб от этой катастрофы оценивался в 3–5
миллиардов долларов, то через десять лет расходы
России, Украины и Белоруссии должны были
составить 590 миллиардов долларов. Вообще
экологическая политика, ограничивающаяся
ликвидацией последствий, представляется не
только малоэффективной, но и просто опасной для
общества.
Далее, модель “решение – исполнение”, столь
прочно укоренившаяся в нашей государственной
политике, подразумевает наличие исполнительной
вертикали, а это также имеет мало общего с
социальной реальностью. Поскольку общество
систематически производит риски, поскольку
источников такого производства множество и эти
риски через среду обитания мигрируют, переносясь
на тысячи километров, а также потому, что эти
риски имеют свойство трансформироваться,
накапливаться в живых организмах и среде,
очевидно, что политика экологическая и любая
другая не может исходить из одного центра. Уже в
середине девяностых годов в российской
социально-экологической политике преобладали
неформальные, децентрализованные,
горизонтальные связи между относительно
автономными организациями. Только на Украине
сегодня действуют 35 зарегистрированных
неправительственных организаций, оказывающих
помощь пострадавшим от чернобыльской
катастрофы, и 23 из них – международные. Всего же,
по моим подсчетам, в странах СНГ таких
организаций более 120, а в мире – более 200!
Это защитная реакция общества на неадекватную
политику государства, недоверие к нему. Общество,
сталкиваясь с опасностью для своего
существования, формирует коллективные средства
защиты, а одновременно – агентов гражданского
общества, чья активность разворачивается во
многом за пределами традиционных политических
институтов. Это новый для России феномен
политической жизни.
При всем том, что по сравнению с государственными
органами способность рефлексировать опасность и
активно на нее реагировать у подобных
организаций намного выше, их не стоит
идеализировать. Как только чернобыльская
ситуация “нормализовалась”, то есть
превратилась из катастрофы в элемент
повседневной жизни десятков миллионов людей,
появилось множество неправительственных
организаций, национальных и международных, для
которых социальная помощь жертвам Чернобыля
стала прибыльным делом.
И все-таки люди постепенно осознавали, что если
попирается их фундаментальное право на жизнь, то
они вправе бороться с угрожающими их здоровью и
безопасности рисками любыми доступными
способами. И борьба с этими опасностями
становится одновременно частью прямой
демократии и социальной политики “снизу”,
осуществляемой самодеятельными организациями
граждан.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|