РЕЖИССУРА УРОКА
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Кто будет медведем на празднике –
никто не знает.
Даже медведь
Интервью с А.П.ЕРШОВОЙ, руководителя
театрально-педагогических мастерских Института
художественного образования
–
Александра Петровна, что важно для детского
праздника?
– Самое важное – чтоб было что-то приготовленное
самими детьми, лично каждым из детей. Чтобы были
импровизации, неожиданности и всякий азарт.
Чтобы все участвовали в чем-то, что сваливается
на голову. Это необходимо для игровой атмосферы,
которая и делает детский праздник праздником.
Взрослым, конечно, нужно продумать сценарий. Но
какой? Не тот, где все расписано и разложено по
полочкам. А сценарий возможных игр,
вопросов-ответов, загадок, всяких соревнований и
так далее.
Хорошо бы, чтоб были подвижные игры. Чинный
хоровод типа “В лесу родилась елочка” дела не
решает. Скучно просто походить вокруг елки, даже
в карнавальном костюме. Гораздо интереснее,
чтобы одна группа выучила одни хороводные слова,
вторая группа – другие, третья – третьи, а вместе
получилась бы чепуха. Без всяких разных
неожиданностей детский праздник будет лишен
смеха.
– Как готовиться к празднику?
– Если речь идет о концерте, то подготовка
номеров требует от педагога специально
продуманной системы: кто и как будет слушать.
Когда девочка в нарядном платье садится за рояль
и играет этюд, который она полгода учила в
музыкальной школе, то ведь слушать-то ее не
слушают! А вот чтобы слушали, нужно ситуацию
как-то срежиссировать: чем-то объединить
зрителей. Например, слушать фортепьянные этюды
будут только те, кто встанет вокруг инструмента.
Или – только те, кто сможет дотянуться до рояля,
чтобы ощутить, как вибрирует инструмент. Должно
быть что-то, что детям самим интересно.
– А все остальные что будут делать?
– Остальные – в другом кружке. Слушают, как
кто-то, например, читает стихи.
– Учителя обычно возражают: девочка, мол, не
сможет сыграть, потому что кто-то там читает
Маршака; а мальчик не прочитает Маршака, потому
что в другом конце зала играют на рояле.
– Это глубокое педагогическое заблуждение. По
системе Станиславского, если артист
сосредоточен на своей работе, то ему ничто не
помешает. И если детей приучать работать для
«малого круга», не претендуя на полную тишину и
всеобщее внимание, довольствуясь только теми,
кто тебя хочет слушать, и никого не насилуя своим
робким, ученическим выступлением, – то это и
значит приобщать их к
театрально-исполнительской и зрительской
культуре.
– Когда лучше начинать репетиции праздника?
– За неделю, максимум за две. Если подготовка
Нового года начинается с октября или ноября, то
это кошмар и ужас. После тягомотных,
изнурительных репетиций детям (да и взрослым)
остается только дрожать от страха, что что-то
сделаешь не так.
Я говорю учителям: вы планируйте разные игры,
разыгрывание по ролям заказанной из зала
басенки, стишка, любимых песенок и так далее. И
делайте аналогичную работу.
Последняя идея у меня такая: два человека говорят
кусочек сказки (буквально два-три предложения), а
следующая по кругу пара (или тройка – по
обстоятельствам) этот кусочек разыгрывает. Потом
следующие три говорят другой фрагмент, а три
следующие разыгрывают его.
Думаю, что в большинстве случаев учителя
побоятся сделать это экспромтом. У них наверняка
будет заранее известно, какой ребенок что
рассказывает или разыгрывает. Но этот круг
непременно должен быть перемешан в любом
порядке! Иначе импровизаций не будет. Иначе мы не
вовлечем в эту театрально-исполнительскую
работу всех детей без исключения.
Когда дети показывают отрепетированную сказку,
это уже другая история. Где уровень импровизации,
творческой смелости детей – тоже другой!
Ошибиться в твердо заученном – так же страшно,
как вообще на сцене ничего не делать. А если
выступление вызывает у детей панику,
сердцебиение и бесконечную выработку
адреналина, то какой же это праздник? На
празднике должно быть не страшно, а весело, и
исполнительская проба должна быть азартом,
игрой, радостью.
– Учителя часто спрашивают: если праздник
делать как импровизацию, то когда же костюмы
готовить?
– Детский праздник не сводится к
костюмированной красочности. Костюмы могут быть
самыми нейтральными – фартучки, платочки, шапки,
перчатки, метлы, веники. Вы же знаете, какого типа
сказку выбрали ребята: волшебную или бытовую,
русскую или нанайскую, – вот и подберите
соответствующий реквизит и приготовьте нужные
детали костюмов. Но кто из детей что наденет –
фартучек или платочек – это должно быть
неизвестно. Главное, чтобы всем хватило и даже
что-то осталось. Если каждый в классе готов в
любой момент напялить на голову хоть платочек,
хоть еще что, то очевидно, что в классе решена
куча педагогических проблем.
– А как же родители? Их участие?
– Я бы минимально приглашала родителей на такие
праздники. К сожалению, очень часто родительские
амбиции мешают работе. Но ведь праздник же не для
родителей, чтобы они порадовались, какой у них
замечательный ребенок. Праздник для того, чтобы
ребенок порадовался! А родители пусть купят
гостинцы и помогут подготовить те элементы
костюма и реквизита, которые были оговорены
заранее. Гораздо интереснее и ценнее, если
родителям придется потом расспрашивать ребенка,
а ребенку – рассказывать и о том, что было на
празднике, и о себе, и о других. Вместо того чтобы
выслушивать: «Что же ты ногой топнул не там?» или
«Почему та девочка выходила первая, а ты вторая?».
– А в чем специфика подростковых праздников?
– Где-то класса с седьмого начинается совсем
другая история. Семиклассники – это люди,
которые уже пробиваются во взрослую жизнь, они
уже ощущают, пардон, свое тело, и делать из них
маленьких дурачков-клоунов нельзя. Елки для
семиклассников я предпочла бы делать сугубо
лирическими: балы, «огоньки», стихи, романсы… Ну
и, конечно, игры. Любые: и подвижные, и взрослые, и
детские. Хорошо бы – фольклорные, с игровыми
“поцелуйчиками”.
– Обычно елка – это всегда Дед Мороз, а
значит – сценарий: как вызвать Деда Мороза со
Снегурочкой, как зажечь елку, как раздать
подарки...
– Да, к сожалению, в школьных условиях варианты
появления Деда Мороза не слишком разнообразны –
он выходит либо со сцены, либо из задней двери
зала. Мало кто может спустить его с потолка или
спрятать под елку. Но тут, чем больше
изобретательности, тем лучше. Например, стук в
окно – открывают створку, и оттуда в клубах пара
вваливается Дед Мороз!
– А вообще Деды Морозы нужны?
– До 6–7 класса дети где-то там, на задворках
сознания, еще верят в Деда Мороза, пусть не
по-настоящему, но они готовы в него играть.
Семиклассникам же хорошо бы самим побывать
Дедами Морозами. Можно заранее предупреждать:
мол, от вашего класса надо приготовить
выступление Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги...
– И подростки тут же начнут готовить,
добывать текст?..
– Нет, не надо добывать. Надо, чтобы они сочинили.
Но сочинили не столько текст, сколько загадки,
каверзные вопросы, задания. Каждый класс
придумывает свои конкурсы, свои призы. По-моему,
это самое оно, когда никто не знает, кто выступит,
что скажет. Как только все становится заранее
известно, то появляется запашок
профессионального театра. А детские усилия не
равнозначны этому. Для талантливого ребенка
сказать четыре раза один и тот же текст –
смертельно. Надо иметь достаточно серьезную
подготовку, чтобы не увязнуть в кривлянии или
актерских штампах.
– А что делать с учителями? Ведь они, начиная
с воспитателей детского сада, за два месяца до
праздника носятся с этими сценариями, передают
их из рук в руки…
– Да, да. Это ужасное горе. Это мешает детям и
взрослым проявлять естественный
театрально-художественный вкус, приучает их
считать праздником это квазитворчество, эти
лживые представления, где у детей больше страха
сделать что-то не так, чем радости.
А праздники в некоторых детских садах – это
вообще сплошное горе луковое. Администрация и
родители, не сговариваясь, твердят: «Спектакль
получился хороший, мне было так смешно!» Конечно,
когда ребенок играет жука и говорит басистым
голосом, да еще и картавит, то взрослые в
умилении. А устроители всего этого – то ли
издеваются над ребенком, то ли демонстрируют его?
И вот эта демонстрация, это театральное
безвкусие идет уже в общественном масштабе. Но, к
сожалению, против лома нет приема. И
администрация по-прежнему считает, что когда все
делается для детей и детскими руками, то это не
праздник, потому что это никому нельзя показать.
Да никому и не надо показывать! Не для взрослых
дяденек и тетенек сделано!
Как только идет показ, так сразу идет показуха.
Показуха и ребенок – разве это хорошее
сочетание? Но, увы, стыдно им (администрации) не
становится, потому что их так воспитали, у них
такое представление о дурном и хорошем. Это
результат долгой работы. Остается смотреть на
это с грустью...
– У вас есть несколько классов начальной
школы, которые вы курируете. Они что-то будут
ставить к Новому году?
– Да. Один класс будет делать кукольный
спектакль. Мы договорились, что это будет
импровизация – разные соревнования разных
зверей. Например, зайцев – по бегу.
Что дети будут делать до показа? Они будут кидать
мяч, прыгать в высоту, а потом им достанется
билетик: что они должны сделать в новогоднюю ночь
– прыгать, бегать или еще что. Родители купили
кукол – медведей, зайцев, лисиц, и вот этими
группами они и будут выступать. У них в
расписании есть “час театра”. Поэтому они на
этих уроках во всех ролях побывают.
Это не репетиции новогоднего представления –
просто они на каждом уроке начинают
импровизировать, варьировать. Ведь можно медведя
и зайца соединить – и будет одна история. А можно
всех медведей соединить – и будет совершенно
другая. Там учительница, которая готова к этим
импровизациям.
А на новогоднем празднике будет выбор разных
соревнований. Например, медведи будут
соревноваться в музыкальном искусстве, и зал им
может кричать: пойте песни! И медведи будут петь
песни. Естественно, какая-то песня для медведя
приготовлена, но кто будет медведем на празднике
– никто не знает…
А в другом классе будут разыгрываться сказки: что
одни рассказали, то другие сыграли. «Была у зайца
избушка лубяная, а у лисы ледяная». Можно же эту
историю сыграть? Мы рассказали – вы сыграли. И
если по кругу крутить, то уже ты рассказываешь, а
я играю.
И мне осталось только добиться от тамошней
учительницы смелости – пойти на это, решиться
действовать без оглядки на родителей и
администрацию. В крайнем случае, говорю, можно
сослаться на мой авторитет: мол, руководитель
театральной работы так требует.
А если человек сам отважно не идет на подобные
импровизации, то пусть не стесняется, пишет
письма. Я готова всячески его поддержать.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|