ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Образовательное путешествие и урок...
Многие считают, что сегодня одно невозможно без
другого. А между тем жизненное пространство
учебного года безраздельно занято уроками. Что
делать? Может, отправиться в путешествие? Кто
сказал, что ездить по стране с детьми хорошо
только летом, в свободное от уроков время? У
авторов этой страницы другой опыт. Осень и зима,
плацкартный вагон и деревенская изба...
Соловецкий круговорот
Как мы учились находить дорогу в свою
страну
Для меня история наших школьных
путешествий началась давно, в собственном
детстве, когда учительница биологии возила наш
класс в Кандалакшский заповедник. Потом, уже
придя работать в школу, мы с подругой эту идею
детской экспедиции возродили. Она стала
постоянной частью школьной жизни. В 1994 году наша
английская школа стала гимназией, и мы стали
думать о культурологическом направлении нашей
работы с ребятами. Так случилось, что именно в это
время мы получили предложение отправиться с
учениками в путешествие на Соловки. Приехали и
очень скоро поняли, что это место будет нашей
постоянной экспедиционной площадкой. Оказалось,
что практически все, что мы исследуем на
Соловках, можно по возвращении развернуть на
самых разнообразных школьных уроках в течение
учебного года. Это окончательно решило наш выбор,
и каждым летом мы стали “соловеть”.
На острова давно приезжают ребята из нескольких
школ Москвы и Петербурга. Некоторое время мы
раскланивались при встречах, спрашивали друг
друга о темах исследований, но постоянно ощущали
потребность в общении более глубоком, серьезном.
И вот в этом году объединились в совместном
проекте и провели конференцию “Соловки – вчера,
сегодня, завтра”. Участниками проекта стали
ребята и учителя школ, которые уже несколько лет
ездят на Соловки, и новички, которые только
определяют свои интересы на островах. Всего
таких «экспедиционных» школ сейчас двенадцать,
включая конечно же Соловецкую среднюю школу,
учителя которой – настоящие подвижники нашего
общего дела сохранения и использования
культурного наследия Соловецких островов.
Произошло наше объединение во многом благодаря
директору Соловецкого музея Людмиле Васильевне
Шиловой, которая создала образовательный центр
“Соловецкие острова”.
Собрались этой осенью ребята и учителя наших
двенадцати школ на первую общую конференцию, и в
работе стало понятно, какие мы все разношерстные.
Одни собирают народный архив: разговаривают с
местными жителями, записывают все на пленку. И
прошлое для ребят оживает.
Другие прокладывают маршрут по озерам и
рукотворным каналам островов (эти каналы еще в
прошлом веке прорыли соловецкие монахи),
разрабатывают содержание буклета-путеводителя.
Хотят, чтобы каждый смог на байдарке или лодочке
проплыть по самым живописным местам. Кстати
сказать, этой ученической работой очень
заинтересовался Соловецкий музей. Третьи
работают в ботаническом саду. Встают рано утром и
идут пешком три километра. Собирают
лекарственные травы, делают обрезку деревьев,
сажают цветы. Это все волонтерская работа.
Приезжают на следующий год, а клумба, которую они
сделали, зацвела. И вопрос, как это можно делать
такую тяжелую работу бесплатно, почему-то даже у
самых меркантильно настроенных не возникает. Что
такое волшебное с маленькими бизнесменами на
этом острове происходит?
Есть школа, которая занимается монастырем, есть
исследователи истории школы соловецких юнг,
которая была на острове в годы войны и которую,
кстати, закончил писатель Валентин Пикуль.
Такой своей разношерстностью и ребята, и учителя
стали очень интересны друг другу. Надо же,
путешествуем по одним и тем же островам,
встречаемся в общем-то с одними и теми же людьми,
потому что соловчан всего-то 700 человек, а видим
их так по-разному.
На конференции мы задумали будущим летом
провести несколько общих исследований и
определили их научных консультантов. А музей
выбрал из наших работ то, что они считают
наиболее перспективным для себя.
Плацкартный вагон в Ниццу
Московские дети – разные дети. В нашей
гимназии учатся не самые богатые, но и не самые
бедные. Первый шок у них случается, когда они
садятся в плацкартный вагон, а потом оказываются
в обычном провинциальном городе. Потому что до
этого были Париж, Ницца, пляжи... Мы еще в Москве
серьезно разговариваем с ребятами о том, чем
экспедиция отличается от путешествия-прогулки.
Например, неписаными правилами. Нельзя купить
поесть только для себя – нужно угостить всю
группу, каждый отвечает и за себя, и за всех.
Когда ребята едут на Соловки – они едут в свою
страну. Потому что острова – это страна в
миниатюре: там и деревня, и город, завод, музей,
школа, монастырь, своя милиция, свой порт,
аэропорт. На острове живет маленькое
государство. И все болезни, которые есть в
большом государстве, там видны, как под
микроскопом. Есть бизнесмены, есть увлеченные
шестидесятники, есть религиозные деятели. Кроме
этого, ребята видят остров как объект
паломничества туристов и... пугаются. Потому что
туристы на Соловках ведут себя по-разному. Шоком
для наших учеников в этом году были нищие дети
острова, которые попрошайничали у туристов. Мы
потом подробно обсуждали с ребятами проблему
туристов и попрошаек. Так социальные темы,
болячки общества из абстрактных становятся для
наших ребят вполне конкретными. О них мы говорим,
думаем, что с этой болячкой можно сделать, как ее
лечить. И в ребенке происходит духовная работа,
может быть, самая важная, ради которой мы
оказываемся на Соловках.
Быт у нас нормальный, соловецкий. Встать надо
рано утром, чтобы приготовить на печке кашу для
всех. А для этого сначала наколоть дров и эту
печку растопить. И такое есть у нас правило: даже
если каша подгорела, она все равно вкусная. Для
определенной части ребят такое устройство быта
тоже шок – мыть за собой посуду, убирать кровать.
А ведь надо еще делать то, зачем приехал, – вести
научную исследовательскую работу по своей теме.
По полной программе.
Путешествие продолжается на уроке
Единственное производство на острове –
это агаровый завод. Здесь для фармакологической
промышленности обрабатывают водоросли
агар-агар. Во всем мире есть еще только два таких
завода: на Дальнем Востоке и в Японии. Мы
поставили задачу перед ребятами: проследить
этапы обработки водорослей, и они собрали
отличный материал к уроку биологии по теме
“Водоросли”, а потом подготовили этот урок. И он
из очень скучного, непонятного стал одним из
лучших уроков этого курса в нашей школе. Тем
более что в конце его все угощались конфетами из
агарового желе.
Потом ребята сделали замечательный урок в курсе
экономики по теме “Малый бизнес, частное
предпринимательство”. Они пошли в частные
гостиницы (а их на острове две) и вернулись
озадаченные. Оказалось, что малый бизнес с такой
милой домашней атмосферой в гостиницах –
тяжелое дело. Часть ребят после школы мечтают
организовать свое дело, а что в этом деле нужно
трубы прорванные чинить или что женщина здесь
одновременно и кастелянша, и прачка, и уборщица –
об этом наши ребята раньше не думали. Охоту
начать свое дело это исследование, конечно, не
отбило, но отношение к проблемам малого бизнеса
стало серьезным.
Или еще одна работа – “Экологические проблемы
острова”. Там со времен Великой Отечественной
накопилось много разной техники, потому что все
машины, привезенные за это время на остров,
обратно никогда не вывозились. Иностранцы любят
около них на память фотографироваться. И что
делать со всей этой техникой? А лошадей нет.
Последняя подохла несколько лет назад. Правда,
норвежцы сейчас снова завозят их на остров. Так
вот в работе наших ребят как предложение решения
экологической проблемы прозвучало: на острове не
нужен автотранспорт. Пусть будет, как в
Ферапонтове, где в целях сохранения
архитектурных ценностей автотранспорт просто
запрещен.
Еще один объект приложения детской мысли –
метеостанция. Спросите нашего городского
ребенка: как узнают погоду на завтра? Он скажет:
спутники работают. А тут, на острове, три
человека, приборы, измеритель высоты облаков,
осадкомер, градусники разные, и вся информация
азбукой Морзе передается на материк в
Архангельск. Посмотришь – вся погода делается
абсолютно рукотворным образом. Никаких
спутников.
Или тема “Домашние животные и растения на
Соловках”. Ребятам стало интересно, что
выращивают на острове, и оказалось, почти все –
начиная с арбузов, культуру которых завезли
переселившиеся сюда молдаване. Или другой
вопрос: казалось бы, озерные места, а гусей нет.
Почему? Ища ответы, ребята общаются с местными
жителям вживую, а не по книжкам и телепередачам,
сталкиваются с социальными вопросами,
экономическими и экологическими проблемами.
Самое главное ощущение, даже скорее вопрос,
который рождается у подростка: а что я в нашей
стране могу такого сделать, чтобы жить стало
лучше?
И все-таки зачем?
Мы-то, взрослые, понимаем, зачем мы ребят
на остров везем. А у них чувства и понимание
рождается там. Во-первых, появляется вкус к
исследовательской работе. Во-вторых, ощущение
страны, в которой живешь, именно как своей земли,
запечатленной в мыслях и чувствах. Уверена, что
воспитывать людей нужно на больших и красивых
культурных объектах. Соловки – один из них. Это
прикосновение к культурному наследию дает
ребятам ощущение, что здесь можно делать свой
бизнес, заниматься наукой, увлеченно работать в
музее, школе. Словом, жить достойно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|