Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Образовательное путешествие и урок... Многие считают, что сегодня одно невозможно без другого. А между тем жизненное пространство учебного года безраздельно занято уроками. Что делать? Может, отправиться в путешествие? Кто сказал, что ездить по стране с детьми хорошо только летом, в свободное от уроков время? У авторов этой страницы другой опыт. Осень и зима, плацкартный вагон и деревенская изба...

Евгения СОКОЛОВА

За тридевять земель от обыденности

Почему мы так редко путешествуем вместе с детьми?
Не потому ли, что боимся увидеть их свободными?

Когда-то в стародавние времена бродили по свету очень странные люди. С двумя грошами в кармане и неистребимым запасом оптимизма в душе они шли пешком, плыли на кораблях, тряслись в попутных телегах из Парижа в Милан, чтобы в местных университетах послушать лекции великих богословов, юристов, медиков. Работа этих людей была незаметна для современников. Они не перекраивали карт своих и чужих государств, не плели сети политических интриг и не открывали золота Америки в поисках золота Индии. Они смотрели на мир широко распахнутыми глазами и видели его всяким. Уродливым и глупым, прекрасным и мудрым. В путешествиях с ними происходили две важные вещи.
Первая – они учились задавать вопросы, обращенные к миру. И иногда великие ученые и богословы брались отвечать на эти вопросы. Но в Париже отвечали не так, как в Милане, а в Сорбонне не так, как в Оксфорде. Это странников не смущало.
Вторая – они находили личный смысл и в том, что видели и слышали по дороге из Парижа в Милан, и в том, что им говорили ученые и богословы. Именно в пути по пыльным и скользким дорогам, а совсем не в тиши кабинетов, в реальных встречах с людьми, а не за чтением книг об этих людях, в столкновениях с силой природы, а не в ее лабораторном анализе в их головах зарождались дивные для современников мысли, чудные гипотезы и странные проекты.
Шло время, и мысли оказывались современными, гипотезы реальными, а проекты начинали осуществляться с поразительной быстротой.
Тонкую, как паутинка, пленочку ноосферы ткали все новые и новые странники.
Потом при университетах появились школы и вступительные экзамены. Стало проблемой отправиться послушать лекции знаменитого профессора в другую страну, потому что те, кто перекраивал карты своих и чужих государств, закрыли их границы колючей проволокой с солдатами и сторожевыми псами. А само учение превратилось в сидение рядами в классе или студенческой аудитории и чинные прогулки на школьном дворе. Студенты, правда, еще сопротивлялись, а вот школьники под двойным гнетом учителей и родителей делали то, что велят. Мир реальный и мир школьный стали существовать параллельно, не пересекаясь и в общем-то не мешая друг другу. Только куда-то пропали из школьного мира дивные мысли, чудные гипотезы и странные проекты.
Назад в будущее – хочется сказать мне. И поставить восклицательный знак. Свобода перемещения в пространстве – одна из главных свобод человека. Почему время путешествий в нашей традиционной школе – это только время каникул? Не потому ли, что мы продолжаем смотреть на школьника как на крепостного, намертво прикрепленного к парте и доске, уроку и оценке, учителю и родителю. Понятное дело, что и государство, даже принявшее к сведению “Декларацию прав ребенка”, тоже будет стоять в этом прикреплении насмерть. Это гораздо проще, да и дешевле, чем позволить школе сбежать с уроков. К тому же дети малые неразумны, и мы, взрослые, отвечаем за их жизнь и здоровье. Лучше отвечать за это в теплом светлом классе с кондиционерами.
Есть учителя, которые ни за какие коврижки с детьми никуда не поедут. Потому что беспорядок начнется. Причем кабинетные уроки таких учителей бывают великолепны, и дети их очень любят, а старшеклассники еще и ценят этих педагогов как прекрасное ходячее пособие для поступления в институт.
Но есть и другие. Они готовы со своими учениками идти пешком, плыть на корабле, даже трястись в телеге, чтобы оказаться в деревне Пошехонье или городе Париже – не суть важно. Встречаться с людьми, природой, зверьем и птицами вживую, а не в книгах и на экранах компьютеров. Это их способ ведения урока. Некабинетный.
Спросите такого учителя: где у ребенка появляется громадье планов, проектов, гипотез? В путешествии. Особенно если оно организовано как образовательное, а не как слабенькая экскурсия праздных туристов. Спросите, хочет ли он путешествовать с ребятами во время учебного года, а не только в каникулы, и он ответит утвердительно. Но тут же сделает круглые глаза: а как же уроки, нагрузка? В одной школе продолжительность урока сократили до 35 минут для... детей, а учителей обязали оставшиеся от каждого занятия 10 минут проводить в режиме внеклассной работы. Потому что государство оплачивает 45 минут педагогического труда.
Дети тоже разные. Но никто и никогда не докажет, что самым лучшим образом ребенок развивается только если он прикреплен к парте, книге, кабинетному учителю. Почему дети так любят лето и путешествие хотя бы на дачу?
Можно войти в положение государства – для детских образовательных путешествий нужны деньги, которых в госкармане нет. Можно понять строгую школьную администрацию: а что делает учитель в образовательном путешествии, вдруг он забросил детей, предается развлечениям и не отрабатывает оставшиеся от урока 10 минут?
Только почему их надо понимать и входить в их положение? Маленький человек и большой человек – ученик и учитель – сосуществуют в образовательном процессе не для школьной администрации. Автобусный билет до деревни Пошехонье не стоит сумасшедших денег.
Подумаем, каких мы растим детей, прикрепленных к парте одиннадцать, а в не столь далеком будущем и двенадцать лет? Чтобы сказать им на выпускном вечере: вот теперь, дорогие наши, вы наконец-то выходите в настоящую жизнь. Перед вами открыты все дороги... Или свободные, уже по этим дорогам потопавшие и в прямом, и в переносном смысле.
Свободных детей растить в школе сложно. Тут формула «Иванов, к доске!» не пройдет. Одним учебным пространством урока, даже самого демократичного, не обойтись. Нужны образовательные путешествия по своей стране и миру. Кстати, из той же истории известно, что первоклассное российское образование, которое получали начиная с ХIХ века будущие императоры, включало в свой план путешествия именно такие. В них человек прирастал пониманием страны, в которой живет. Пониманием личной ответственности за происходящее.
Наберемся смелости честно признаться себе: крепостные дети нам удобнее. Хлопот с ними меньше. Не важно, что школу родители в шутку называют камерой хранения. Зато надежно. В большом городе и охрана у дверей стоит, которой те же родители деньги платят.
Но почему же тогда не вытравляется из моей души эта живая картинка: взрослые и дети, взявшись за руки, идут по дороге то пыльной, то скользкой. В мире то уродливом и глупом, то прекрасном и мудром. Они задают вопросы этому реальному миру, на которые иногда даже самые большие ученые ответить не могут. Они ищут личный смысл происходящего в этом мире. Они образуют в этом мире себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru