ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Образовательное путешествие и урок...
Многие считают, что сегодня одно невозможно без
другого. А между тем жизненное пространство
учебного года безраздельно занято уроками. Что
делать? Может, отправиться в путешествие? Кто
сказал, что ездить по стране с детьми хорошо
только летом, в свободное от уроков время? У
авторов этой страницы другой опыт. Осень и зима,
плацкартный вагон и деревенская изба...
За тридевять земель от обыденности
Почему мы так редко путешествуем
вместе с детьми?
Не потому ли, что боимся увидеть их свободными?
Когда-то в стародавние времена бродили
по свету очень странные люди. С двумя грошами в
кармане и неистребимым запасом оптимизма в душе
они шли пешком, плыли на кораблях, тряслись в
попутных телегах из Парижа в Милан, чтобы в
местных университетах послушать лекции великих
богословов, юристов, медиков. Работа этих людей
была незаметна для современников. Они не
перекраивали карт своих и чужих государств, не
плели сети политических интриг и не открывали
золота Америки в поисках золота Индии. Они
смотрели на мир широко распахнутыми глазами и
видели его всяким. Уродливым и глупым, прекрасным
и мудрым. В путешествиях с ними происходили две
важные вещи.
Первая – они учились задавать вопросы,
обращенные к миру. И иногда великие ученые и
богословы брались отвечать на эти вопросы. Но в
Париже отвечали не так, как в Милане, а в Сорбонне
не так, как в Оксфорде. Это странников не смущало.
Вторая – они находили личный смысл и в том, что
видели и слышали по дороге из Парижа в Милан, и в
том, что им говорили ученые и богословы. Именно в
пути по пыльным и скользким дорогам, а совсем не в
тиши кабинетов, в реальных встречах с людьми, а не
за чтением книг об этих людях, в столкновениях с
силой природы, а не в ее лабораторном анализе в их
головах зарождались дивные для современников
мысли, чудные гипотезы и странные проекты.
Шло время, и мысли оказывались современными,
гипотезы реальными, а проекты начинали
осуществляться с поразительной быстротой.
Тонкую, как паутинка, пленочку ноосферы ткали все
новые и новые странники.
Потом при университетах появились школы и
вступительные экзамены. Стало проблемой
отправиться послушать лекции знаменитого
профессора в другую страну, потому что те, кто
перекраивал карты своих и чужих государств,
закрыли их границы колючей проволокой с
солдатами и сторожевыми псами. А само учение
превратилось в сидение рядами в классе или
студенческой аудитории и чинные прогулки на
школьном дворе. Студенты, правда, еще
сопротивлялись, а вот школьники под двойным
гнетом учителей и родителей делали то, что велят.
Мир реальный и мир школьный стали существовать
параллельно, не пересекаясь и в общем-то не мешая
друг другу. Только куда-то пропали из школьного
мира дивные мысли, чудные гипотезы и странные
проекты.
Назад в будущее – хочется сказать мне. И
поставить восклицательный знак. Свобода
перемещения в пространстве – одна из главных
свобод человека. Почему время путешествий в
нашей традиционной школе – это только время
каникул? Не потому ли, что мы продолжаем смотреть
на школьника как на крепостного, намертво
прикрепленного к парте и доске, уроку и оценке,
учителю и родителю. Понятное дело, что и
государство, даже принявшее к сведению
“Декларацию прав ребенка”, тоже будет стоять в
этом прикреплении насмерть. Это гораздо проще, да
и дешевле, чем позволить школе сбежать с уроков. К
тому же дети малые неразумны, и мы, взрослые,
отвечаем за их жизнь и здоровье. Лучше отвечать
за это в теплом светлом классе с кондиционерами.
Есть учителя, которые ни за какие коврижки с
детьми никуда не поедут. Потому что беспорядок
начнется. Причем кабинетные уроки таких учителей
бывают великолепны, и дети их очень любят, а
старшеклассники еще и ценят этих педагогов как
прекрасное ходячее пособие для поступления в
институт.
Но есть и другие. Они готовы со своими учениками
идти пешком, плыть на корабле, даже трястись в
телеге, чтобы оказаться в деревне Пошехонье или
городе Париже – не суть важно. Встречаться с
людьми, природой, зверьем и птицами вживую, а не в
книгах и на экранах компьютеров. Это их способ
ведения урока. Некабинетный.
Спросите такого учителя: где у ребенка
появляется громадье планов, проектов, гипотез? В
путешествии. Особенно если оно организовано как
образовательное, а не как слабенькая экскурсия
праздных туристов. Спросите, хочет ли он
путешествовать с ребятами во время учебного
года, а не только в каникулы, и он ответит
утвердительно. Но тут же сделает круглые глаза: а
как же уроки, нагрузка? В одной школе
продолжительность урока сократили до 35 минут
для... детей, а учителей обязали оставшиеся от
каждого занятия 10 минут проводить в режиме
внеклассной работы. Потому что государство
оплачивает 45 минут педагогического труда.
Дети тоже разные. Но никто и никогда не докажет,
что самым лучшим образом ребенок развивается
только если он прикреплен к парте, книге,
кабинетному учителю. Почему дети так любят лето и
путешествие хотя бы на дачу?
Можно войти в положение государства – для
детских образовательных путешествий нужны
деньги, которых в госкармане нет. Можно понять
строгую школьную администрацию: а что делает
учитель в образовательном путешествии, вдруг он
забросил детей, предается развлечениям и не
отрабатывает оставшиеся от урока 10 минут?
Только почему их надо понимать и входить в их
положение? Маленький человек и большой человек –
ученик и учитель – сосуществуют в
образовательном процессе не для школьной
администрации. Автобусный билет до деревни
Пошехонье не стоит сумасшедших денег.
Подумаем, каких мы растим детей, прикрепленных к
парте одиннадцать, а в не столь далеком будущем и
двенадцать лет? Чтобы сказать им на выпускном
вечере: вот теперь, дорогие наши, вы наконец-то
выходите в настоящую жизнь. Перед вами открыты
все дороги... Или свободные, уже по этим дорогам
потопавшие и в прямом, и в переносном смысле.
Свободных детей растить в школе сложно. Тут
формула «Иванов, к доске!» не пройдет. Одним
учебным пространством урока, даже самого
демократичного, не обойтись. Нужны
образовательные путешествия по своей стране и
миру. Кстати, из той же истории известно, что
первоклассное российское образование, которое
получали начиная с ХIХ века будущие императоры,
включало в свой план путешествия именно такие. В
них человек прирастал пониманием страны, в
которой живет. Пониманием личной
ответственности за происходящее.
Наберемся смелости честно признаться себе:
крепостные дети нам удобнее. Хлопот с ними
меньше. Не важно, что школу родители в шутку
называют камерой хранения. Зато надежно. В
большом городе и охрана у дверей стоит, которой
те же родители деньги платят.
Но почему же тогда не вытравляется из моей души
эта живая картинка: взрослые и дети, взявшись за
руки, идут по дороге то пыльной, то скользкой. В
мире то уродливом и глупом, то прекрасном и
мудром. Они задают вопросы этому реальному миру,
на которые иногда даже самые большие ученые
ответить не могут. Они ищут личный смысл
происходящего в этом мире. Они образуют в этом
мире себя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|