ШКОЛА И ВЛАСТЬ...
В интересах государства – не
казенный интерес
Гражданское общество как
образовательный проект
Cамое популярное убеждение сегодня –
быть государственником.
Быть в числе идущих вместе крепить основы
государственной власти в наше время – все равно
что состоять в партии пятнадцать лет назад. Все
дороги открыты, все трибуны – твои.
Если в семидесятые годы правилом жизни, как писал
А.Галич, было промолчи, то сегодня, безусловно, в
чести другое – заучи.
– Нам нужно сильное государство!
– Нам нужно усилить государственное влияние в
образовании!
– Нельзя допустить, чтобы государственные
интересы оказались ущемлены!
Не важно, что за этой риторикой кроется желание
снять с себя ответственность за все происходящее
и оказаться под покровительством сильной руки.
Пусть хоть карает, хоть милует, но только бы
определенность: есть в доме хозяин!
Простой пример.
Сколько упреков мы слышим в адрес тех, кто
окончил университет, например педагогический, и
не работает учителем. Устроился, понимаешь, в
частный сектор менеджером-брокером-дилером, в
школу ведь работать не пошел, а учился-то пять лет
за государственный счет... Это повторяется из
выступления в выступление, из речи в речь, из
статьи в статью. Дело вполне может закончиться
принудительным общественным приводом.
Быть либералом сегодня некрасиво.
Отстаивать приоритет личности над государством,
доказывать, что никакого абстрактного
государства нет, а есть конкретные
государственные служащие, стало даже каким-то
постыдным, неприличным занятием.
И все же позвольте быть непопулярным. Позвольте
высказать либеральную точку зрения.
Даже если человек учился пять лет в
государственном вузе на бюджетном отделении –
он же не в крепостные попал, он все-таки сохранил
право собой распоряжаться? Или нет? Главное – с
ним ведь никто на эту тему контракта не
подписывал. И самое главное – это уж такое
откровение, которое, наверное, чрезвычайно
удивит наших доморощенных государственников,
что «государственный счет», за который учился
наш студент или студентка, – это же наши деньги. И
его или ее в том числе. А у части чиновников и
также примкнувших к ним депутатов и
профсоюзников вдруг возникло странное
предположение, что государственные деньги, на
которые учатся наши дети, – это их,
государственников, собственность.
И вот здесь мы подходим к самому важному звену, за
которое, как нам кажется, можно вытянуть всю эту
заржавевшую от времени цепь.
Собственность!
Ведь когда ректоры университетов, левые депутаты
и региональные начальники, а также профсоюзные
активисты так болезненно реагируют на введение
единого экзамена и ГИФО, за всем этим, с нашей
точки зрения, стоит довольно простая вещь:
сохранить собственность на государственный
бюджетный ресурс.
Пока существует та система перехода из школы в
вуз, против которой и направлен единый экзамен,
пока у ректора вуза есть так называемая
экзаменационная рента, пока сам вуз, то есть
отлаженная система приема в студенты, регулирует
распределение этого ресурса – собственники
удовлетворены. Как только возникает угроза иного
устройства – единый экзамен или вообще
попадание в вуз без вступительных экзаменов, по
записи, – так боевая труба скликает люд.
Немедленно возникает мощный, глубоко
эшелонированный
ректорско-депутатско-профсоюзный
заградительный редут, и орудия всех калибров
наводятся на эту угрозу.
Все это, честно говоря, уже надоело.
На последних парламентских слушаниях по
экономике образования один из умнейших наших
аналитиков, кстати, служащий в стане профсоюза,
заметил мне, что можно не выслушивать
выступающих, а просто их объявлять: и так ясно,
кто что скажет.
А суть проблемы, собственно процедура единого
экзамена или способы государственной финансовой
поддержки получения профессионального обучения
или вообще образовательная политика как таковая
безнадежно тонут в риторике
ультрагосударственнического экстремизма.
В итоге все заканчивается беспроигрышным
призывом повысить статус учителя. Эта песня не
нова, еще В.И.Ленин мечтал поднять учителя на
такую высоту, на какой он никогда не стоял и
стоять не мог в буржуазном обществе, и много лет
эта забава занимала его последователей. И вот
теперь новое дыхание утопии: поднять престиж
нищего и полностью несвободного учителя, создать
иллюзию почета и уважения унизительными
подачками, вручением почетных грамот и
переходящих знамен – новое дыхание всей этой
бутафории придали замечательные решения
Госсовета.
В основе всей этой деятельности – ложное
понимание приоритета государства в
образовательной политике.
Школа – модель гражданского общества
Почти впервые в истории педагогики у
школы появилась задача попытаться не только
передать прошлое в будущее, но и попробовать
создать будущее. Стать моделью будущих отношений
– завтрашней этики, завтрашней экономики,
завтрашней политики.
Задача образовательной политики, с моей точки
зрения, – строить проект будущей большой
политики. Поскольку образовательная политика –
это система отношений государства, общества и
школы, у нее есть огромный, я бы позволил себе
сказать, кумулятивный заряд. Сама система норм и
отношений общества, государства и школы приводит
к определенному образовательному результату. И
эффект от такой образовательной политики во
много раз выше, чем, например, от любой программы
патриотического воспитания граждан или
специальных мероприятий по формированию
уважения и трепетного отношения к
государственной символике.
Именно поэтому государственнический экстремизм,
который в последнее время культивируется в
образовательной политике, чреват тем, что
образовательный эффект от него будет прямо
противоположный.
Потому что в информационном обществе силу и мощь
страны, нации, да и самого государства, в конечном
итоге создает каждый, кто смог себя реализовать
как можно полнее.
Можно ли построить экономику, общественные
связи, этику, управление, производство и сервис
так, чтобы все это было направлено не на плановые
показатели, не на утвержденные раз и навсегда
стандарты, а на здесь и сейчас появляющиеся
личные запросы и потребности гражданина?
Можно. Если школа сегодня будет настроена на
создание проектной модели гражданского
общества.
Так вы что же хотите: чтобы вся экономика в стране
работала по мобилизационной схеме, а экономика
образования – по какой-то другой?
Ну конечно! И не по какой-то другой – непонятно
какой другой, а по очень определенной – по схеме
инвестиционного проекта. Чтобы, например,
финансовый норматив в образовании рассчитывался
не по убогим тарифам или расценкам, а с учетом
реальной, рыночной стоимости образовательных
услуг. Сколько стоит обучение английскому языку?
8 рублей за урок или от 150 до 300 рублей, которые
платят родители репетитору?
Разрыв между мобилизационной схемой и
инвестиционной – огромен.
Но спорить бесполезно, потому что и в
правительстве на образование смотрят как на
государственное подспорье, а не как на
инвестицию в развитие личности.
Так вы что же – либерал? Ну конечно. И полагаю, что
это самая современная стратегия образовательной
политики – либеральная. Во-первых, потому, что
она предполагает пользу для человека, а не для
бюрократического слоя, во-вторых, потому, что
либеральная экономика образования даст школе
гораздо более средств, чем государственнически
ориентированная.
Скажут: только не надо противопоставлять, не
нужно крайностей, обойдемся без радикализма!
Конечно, не надо противопоставлять, и интересы
государства надо учитывать обязательно. Но
только не появится у человека, отдельного
гражданина государственного интереса, если
образовательная политика не будет направлена на
удовлетворение потребностей... этого человека, а
не мифических потребностей государства.
...Очень любят приводить пример о наших
замечательных программистах, которые учились в
российских или советских вузах, а затем уехали и
теперь увеличивают валовой внутренний продукт
капиталистических стран.
Хорошо, что парламентские слушания об
образовании не показывают по телевизору. А то бы
число желающих уехать стало еще больше.
А мы хотим, чтобы в России было как можно больше
хорошо образованных людей, для которых личное
счастье есть условие общенационального
процветания. Потому что наоборот – не
получается. Пробовали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|