КНИГА ИМЕН
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИЦАХ,
СУДЬБАХ И СОВПАДЕНИЯХ
Свобода для одиночек
Один эпизод из жизни “Битлз”
30 ноября 2001 года в Лос-Анджелесе в доме
своего товарища и телохранителя Гевина де
Беккера умер от рака мозга гитарист «Битлз»
Джордж Харрисон. Его прах был развеян 4 декабря
над Гангом.
В самом этом уходе есть что-то каноническое,
продолжающее старую тему – тему почти
религиозного отношения к творчеству и образам
«битлов». Перед смертью Харрисон простился с
Полом Маккартни и Ринго Старром, а последние часы
провел в обществе своего учителя и друга,
знаменитого мастера ситара, музыканта и философа
Рави Шанкара. Рави до последней минуты тихо
наигрывал Джорджу старинные индийские мелодии.
Жена Харрисона, Оливия, сказала: «Он покинул этот
мир так же, как и жил: помня о Боге, не боясь
смерти, в мире с самим собой и со своими друзьями.
Подождать может все, кроме поисков истины и любви
друг к другу». Еще более метафоричен был Кейт
Ричардс: «Я надеюсь, что у них с Ленноном сейчас
небольшой джем-сейшен там, на небесах».
Мы не станем говорить о том, сколь многое
изменили «Битлз» в современном мире, проливать
слезы, так как завершается эпоха. Мы даже не
начнем сокрушаться, что люди смертны, – в
противном случае не было бы ни песен, ни стихов, –
бессмертные довольствуются амброзией и мелкими
бытовыми дрязгами. «Юность гения» тоже
вспоминать особой нужды нет, Харрисон – самый
младший из «Битлз», учился в средней школе под
названием «Ливерпульский институт», носил узкие
брючки-дудочки, месяцами не стригся и дерзил
преподавателям, а потом подружился с Ленноном и
Маккартни и вовсе покончил с систематическим
образованием. Дальнейшее известно.
Сегодня, когда тысячами журналистов расписан
каждый час «Битлз», когда подсчитано, сколько они
тратили денег, выкуривали марихуаны и выпивали
пива, когда каждая песня, каждая поэтическая и
прозаическая строчка кого-либо из знаменитой
четверки покрылась плесенью комментариев и
столбцами коммерческих расчетов, труднее всего
воссоздать очарование эпохи. Основным качеством
«Битлз» 60-х годов была легкость, и этой легкой
походкой, этим веселым дыханием им удалось на
некоторое время заразить деревенеющий от
собственной серьезности мир. Тот, кто нынче будет
искать у них пафоса, последовательности и
цельности, окончательного и безусловного
послания грядущим поколениям, будет
необыкновенно разочарован. Тот, кто отправится к
ним за нежностью и свободой, окажется
вознагражден, как и десять, как и двадцать, как и
тридцать лет назад.
Я помню, как в восьмидесятые годы у большинства
моих друзей был единственный настоящий праздник
– 9 октября, день рождения Джона Леннона...
Действительно, легенда о «Битлз» проверена
временем. Поэтому совершенно все равно, какую
вспомнить историю, – любая из них окажется
символом, метафорой. Но так как речь следует
вести все-таки о Харрисоне, а через всю жизнь
Харрисона тянется индийский след, то мы вспомним
индийскую байку, нет, не каноническую версию, как
Джордж познакомился с Рави Шанкаром, учился у
него играть на ситаре и сочинил знаменитую «Love You
To», но несколько более сомнительную сказку о
путешествии четырех британских парней в ашрам
Махариши Махеш Йоги в 1968 году.
Сам Махариши тоже знаковая для ХХ века фигура. Во
время Второй мировой войны он закончил
Аллахабадский университет и вскоре стал
учеником знаменитого Гурудева, духовного
наставника первого президента Индии Р.Прасада.
Гурудева предложил Махариши создать школу
медитации, доступной для каждого. Так возникла
знаменитая Трансцендентальная медитация,
потрясшая Европу и США на рубеже 50-х и 60-х годов.
Основной слоган Махариши той поры «Познай себя и
получи кайф без наркотиков» увлек сперва Джорджа
Харрисона, потом Джона Леннона и других «битлов».
И вот в феврале 1968 года «Битлз» отправились в
Индию, в школу Махариши. Они приземлились в
Нью-Дели и на машине проехали еще две сотни
километров до Ришикеша, священного города на
берегу Ганга, в предгорьях Гималаев. «Ришикеш, –
как вспоминал потом Харрисон, – был полон
полуголыми отшельниками, протягивающими свои
чашки с просьбой о подаянии, посвященными в
шафраново-желтых платьях, послушниками в белом,
женщинами с оттененными тушью глазами и
окрашенными хной ладонями». Но не экзотика
интересовала знаменитую четверку, ее они уже
насмотрелись по всему миру и поэтому, не
задерживаясь долго в Ришикеше, поехали в
Академию медитации, расположенную в пригороде,
на берегу Ганга.
Паломников будили в четыре часа утра, они
вставали, умывались водой из Ганга и собирались в
лекционном зале, где должны были слушать
наставника и медитировать два или три часа. После
легкого завтрака следовало уединиться в одной из
близлежащих пещер и медитировать уже до обеда.
Вечером же полагался физический труд – либо
работа в прачечных, либо в общественных туалетах.
Впрочем, как вспоминает Ринго Старр, это вряд ли
можно было назвать трудной жизнью. «Мы
просыпались утром, не так чтобы очень рано,
спускались в столовую позавтракать, потом
отправлялись гулять, занимались медитацией или
купались. Несмотря на то что нам все время читали
лекции, все это было похоже на каникулы. А что
касается туалетов, то вместо того чтобы их
чистить, Леннон изрисовал стены неприличными
картинками».
«Битлз» очень нравилось в ашраме. Тот же Леннон
признавался, что это было творческое, ни на что не
похожее время. «Я старался, чтобы в голове
наступила тишина, но сами собой возникали песни».
Впрочем, Маккартни индийская идиллия быстро
наскучила, и он уехал. Пол вообще был не слишком
склонен к умствованиям. Взамен Джон и Джордж
пригласили своего давнего приятеля, греческого
остроумца и изобретателя Алексея Мардиса.
Мардис давно дружил с компанией и прославился
серией забавных технических шуток: он придумал
автомобильную каску и ультразвуковой занавес,
способные защитить музыкантов от воплей
поклонников, электростатические обои,
гарантировавшие совершенную звукоизоляцию,
наконец, искусственное солнце, способное
освещать ночное небо лазерными лучами. Понятно,
что такой парень не мог спокойно усидеть в
духовной обители, вся обстановка которой
располагала к тишине и молитве. Ему не хватало
приключений. Он начал наблюдать за Махариши, и
результат не заставил себя ждать. Вскоре Мардис
заметил, что гуру мужчина не промах, соблазнил
самую милую блондинку из Калифорнии. Харрисон с
Ленноном сперва не поверили приятелю. Тогда
Мардис застал Махеш Йоги врасплох, в обществе
девицы, со взъерошенными одеждами и без должной
выправки духовного лидера. Тут-то наши моралисты
и решили предъявить учителю претензии.
Когда его спросили об обете воздержания,
Махариши резонно заметил, что «каждое правило
должно быть подтверждено исключением», а ребята
просто глупцы. Джон был в ярости, решено было
отправляться восвояси. Никто из шоферов везти их
в Дели не хотел – в Индии боятся ослушаться гуру;
наконец один удалец соблазнился большими
деньгами. На обратном пути у машины несколько раз
прокалывалась шина и глох двигатель. Но
музыканты не вняли этим отчаянным воплям судьбы,
они все-таки улетели в свою Европу, и, вернувшись
в Англию, Леннон говорил прессе: «Мы ошиблись,
чего уж проще».
Однако Харрисон оказался куда как более
сдержанным. Он слишком хорошо помнил притчу о
Рамакришне, который несколько лет жил в своей
хижине с прекрасной женщиной, а потом, когда эта
женщина исчезла, окружающие поняли наконец, что
она – воплощение богини Кали. «Индия, – говорил
Джордж, – слишком чудная страна, чтобы лезть в
нее с европейскими мерками».
Таков итог этой веселой и поучительной истории.
Даже Леннон недолго сокрушался, тем более что
быстро понял, насколько ему не пристало упрекать
кого-либо в недостаточной приверженности
сексуальной морали.
На самом же деле Махариши сотворил с «битлами»
обыкновенное чудо. Впервые со времени создания
группы ребята почти перестали пить и употреблять
наркотики и за два месяца написали тридцать
песен, часть которых составила «Белый альбом». О
Махеш Йоги там тоже не забыли. Ему была посвящена
одна из самых игривых и в то же время самых
изысканных песенок Леннона под названием
«Сексуальная Сэнди». Это вовсе не о девушке, а
именно об индусском гуру в переводе
замечательного таллиннского поэта Андрея
Мадисона сказано примерно так:
Сексуальная Сэнди, ты всех нас томишь,
дорогая,
Ты являешься в смешанном обществе полунагая,
От тебя все мужчины дуреют, и не без причины,
Но Адамы в твой адрес не в силах сдержать
матерщины...
В 1973 году знаменитый итальянский
режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини опубликовал
статью «О чем говорят волосы». В этом тексте он
сводил счеты с хиппующей молодежью за ее отказ от
последовательного нонконформизма и утверждал,
что «теперь длинные волосы на своем языке
невербальных знаков, на языке своей наглой
образности выражают принципы телевидения и
потребительской рекламы, принципы власти».
Казалось бы, судьба Харрисона, первым из «битлов»
отпустившего волосы до плеч, подтверждает
правоту Пазолини. В день его смерти были
приспущены британские национальные флаги и
гвардейский оркестр возле Бэкингемского дворца
в Лондоне играл музыку «Битлз», он оставил родным
300 млн долларов и завещал заботиться о состоянии
своего поместья Friar Park.
Однако все это – только внешние вещи. «Битлз»
прекрасны уже тем, что показали множество путей к
свободе, к той революции номер девять, которая не
достигается политическими декларациями и
анархистскими манифестациями, которая доступна
только для одиночек. И все равно, сколько ты
зарабатываешь, и все равно, как ты выглядишь, и
все равно, как на тебя смотрят полицейские или
прочие представители власти – с равнодушием, с
восторгом или с ненавистью. Уже упоминавшийся
Андрей Мадисон как-то писал, что рок-музыка
преодолевает отчуждение между массовым и
элитарным искусством. «Битлз» сделали еще
больше. Они разорвали каталог поведенческих
тактик, этот хитроумно сплетенный сборник
лозунгов, требований и запретов, и оставили
человека один на один с музыкой. В обществе
потребления, в кругу семьи, среди героев рабочего
класса, на земляничной поляне, на гималайских
вершинах – повсюду.
«Люси в небесах, усыпанных алмазами» докажет еще
не раз, что «все, что нам нужно, это любовь»...
Сейчас стало модно порицать «Битлз» за то, что
юношеская любовь к ним не мешала Биллу Клинтону
бряцать оружием и Тони Блэру бомбить Югославию.
Все это так. Но ведь и крещение в благодатной
купели ни в коей мере не сделало римских пап
истинными последователями Христа, а всех
священников – святыми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|