КНИГА ИМЕН
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИЦАХ,
СУДЬБАХ И СОВПАДЕНИЯХ
Хроники жалкого века
Годы учения Фридриха Шиллера
“Он в душу русскую всосался, клеймо на
ней оставил, почти период в истории нашего
развития обозначил” – такими восторженными
словами Достоевский определял значение
шиллеровского гения для русской культуры.
“Шиллер! Благословляю тебя, тебе обязан я
святыми минутами начальной юности!” – восклицал
Герцен.
Восторженная любовь к Шиллеру была прямо-таки
отличительным признаком нашей культуры.
Восхищенно и благоговейно высказывались о
Шиллере самые авторитетные русские писатели и
мыслители, деятели всех общественных лагерей –
славянофилы и западники, либералы и
революционеры.
Сама жизнь Шиллера, рано оборвавшаяся,
драматическая, мучительная, полная болезней,
нужды и забот, как-то горячее, трепетнее
воспринималась русским сердцем, чем внешне
благополучная, богатая, раздольная жизнь его
великого друга, “олимпийца” Гете.
А родился Шиллер 10 ноября 1759 года в маленьком
городке Марбах-на-Некаре в швабском герцогстве
Вюртемберг, в бедной семье младшего офицера
вюртембергской армии.
Герцогство, откуда Шиллер бежал, как только
представилась возможность, было, что называется,
“серединка на половинку” – не из больших, не из
маленьких. А правил в нем герцог Карл Евгений,
сыгравший прямо-таки роковую роль в жизни поэта.
Шиллер с горечью вспоминал свои отроческие годы:
“Судьба жестоко терзала мою душу. Через
печальную, мрачную юность вступил я в жизнь, и
бессердечное, бессмысленное воспитание
тормозило во мне легкое, прекрасное движение
первых нарождающихся чувств. Ущерб, причиненный
моей натуре этим злополучным началом жизни, я
ощущаю по сей день”.
Первоначально Шиллер учился у сельского пастора
в деревне Лорх, где семья прожила два года, и это
было самое счастливое ученье. Своего наставника,
добросердечного и справедливого пастора Мозера,
он увековечил в знаменитых “Разбойниках”.
Откроем список действующих лиц. Вот он – пастор
Мозер...
Потом были четыре года в латинской школе, где
Шиллер начал писать стихи, а потом его судьбой
распорядился герцог. Отцу Фридриха было велено
отдать сына в военную академию, так называемую
“Карлову школу”, куда герцог лично – подумать
только! – отбирал воспитанников и заметил
подающего надежды тринадцатилетнего мальчика.
Герцог ожидал благодарности за великую милость
и, в сущности, имел на то основания. Военная
академия была его любимым детищем, он сам был ее
ректором, собирал по всей Германии лучших
преподавателей. Образование в академии давали
великолепное, причем воспитанники поступали на
полное государственное содержание, и оно было
щедрым. Эта преданность делу образования бросает
своеобразный свет на личность герцога, которого
традиционно изображают мелким деспотом и
самодуром.
Мальчика привезли в академию и зачислили на
юридический факультет. “Телосложение слабое,
ноги обмороженные, почерк посредственный. Был
одет: синий камзол без рукавов, штаны, нижняя
рубашка, башмаки. С собой имел: 15 латинских книжек
и 43 крейцера” – такая запись сохранилась в
школьной “книге поступивших”. Имея в виду, что
дело происходило в январе, “камзол без рукавов”
производит особое впечатление.
“Карлова школа” на долгие восемь лет стала для
Шиллера кошмаром жизни. Какой горестный контраст
с годами ученья нашего Пушкина, для которого
Лицей был отечеством души!
Для юной души невыносимыми были унизительные
требования, тотальный контроль, система надзора
и наказаний. Правила соблюдались строго,
действительно по-военному. Или по-тюремному. Ни
один воспитанник не имел права ни на минуту
выходить из школы, кроме как на предписанные
прогулки с офицером-воспитателем. Воспитанник ни
на минуту не имел права оставаться в одиночестве.
Воспитанник не имел права навещать родителей.
Все отправляемые письма требовалось сдавать на
просмотр надзирателям. Воспитанникам не
разрешалось иметь деньги и делать какие-либо
покупки. Воспитанники не имели права заниматься
чем-либо помимо учебы, а значит, воспитанник
Шиллер отнюдь не имел права писать стихи:
“Склонность к поэзии оскорбляла законы
заведения, где я воспитывался, и противоречила
замыслам его основателя”, – вспоминал поэт.
Наказания дифференцировались в зависимости от
проступка и были такими: выговор, пощечина,
строгий пост (“посадить на хлеб и воду”), розги и
карцер. При этом серьезной провинностью
считались неначищенные пуговицы или неаккуратно
завитые волосы.
Нашего современника ошарашивают тюремные
порядки “Карловой школы”, но нужно ввести их в
контекст культуры того века и понять, что они
были вызваны к жизни не злой волей, а, напротив,
стремлением к педагогическому идеалу, извечной
воспитательной утопией. Юношей ограждали от
соблазнов хаотической, противоречивой, не
слишком-то нравственной жизни за воротами школы,
чтобы создать образцового человека (подданного)
– ответственного, высокоморального,
профессионально обученного,
дисциплинированного, преданного герцогу и
государству. Строжайший надзор был призван
искоренить и пресечь дурные наклонности, которые
подразумевались в каждом юноше, и, честно говоря,
не без оснований. Семейные отношения отсекались,
чтобы исключить влияние родительского эгоизма,
попустительства и узких, частных интересов
семьи. Кстати, и в пушкинском Лицее по этой же
причине общение с родными было целенаправленно
сведено к минимуму. Подменить жизнь школой – это
и есть педагогическая утопия. В случае Шиллера
утопические установления школы имели очень
тяжкие последствия. Мальчик чувствовал себя
несчастным, не взял от школы тех знаний, которые
она могла бы ему дать, возненавидел
юриспруденцию и внезапно перевелся на
медицинский факультет, который подходил ему еще
меньше. Его неодолимо влекло к поэтическому
творчеству, а оно было запрещено: в школе
регулярно проводили повальные обыски с изъятием
всех “неположенных” книг и рукописей.
Как же Шиллеру удалось в таких условиях написать
“Разбойников”? Разгадка известна. Она ужасна:
юноша заплатил за творчество здоровьем.
В самой образцово налаженной машине надзора
какое-то, пусть минимальное, упущение найдется.
За воспитанниками наблюдали круглосуточно, даже
ночью в спальнях дежурили надзиратели. Но именно
в той комнате (камере?), куда был определен Шиллер,
надзиратель не дежурил: служака попался
недобросовестный. Так что в распоряжении юноши
были часы, предназначенные для сна. Он писал при
свете сального огарка, хронически не высыпался,
расшатал нервную систему, все чаще болел и тем
самым получал еще одну возможность для
творчества – в лазарете, где надзор был не таким
строгим.
“Восемь лет боролся мой энтузиазм с военными
порядками, – вспоминал поэт. – То, что должно
было его задушить, разжигало его. Чтобы бежать от
условий, ставших мне пыткой, мое сердце
устремлялось в мир идеалов, – не зная, однако,
действительного мира, от которого меня отделяли
железные прутья”.
Вообще-то курс обучения в “Карловой школе” был
не восемь, а семь лет. Но герцог самолично
задержал воспитанника Шиллера на год. Прочитав
выпускную работу юноши, Карл Евгений увидел в ней
– совершенно справедливо – огненный талант,
экзальтацию, пылкость чувств и начертал
приговор: “Продержать воспитанника в академии
еще год, чтобы жар его поостыл”. Жар не только не
остыл, но разгорелся сильнее.
Шиллер вышел из постылой школы с готовой драмой.
“Разбойников” надо было издавать. Тогдашние
издатели, как и теперешние, вовсе не горели
желанием публиковать произведение никому не
известного юного автора. Шиллер везде получал
отказ. Оставалась единственная возможность:
напечатать драму на свои деньги. Юноша сумел
взять в долг необходимую сумму, на многие годы
создав себе мучительную заботу расплачиваться
за ссуду, но в мае 1781 года “Разбойники” вышли в
свет. Анонимно.
Рецензенты заговорили о том, что появился
долгожданный “немецкий Шекспир”, а знаменитый и
влиятельный режиссер Мангеймского театра
Герберт фон Дальберг изъявил желание поставить
драму на сцене. Но Мангейм находился за границей.
Аж в трех часах езды... Это был крупный город
соседнего герцогства – Пфальцского. Так что
вюртембергский солдат Шиллер (офицерского
звания ему так и не присвоили) совершил
государственное преступление: не испросив
разрешения герцога Карла Евгения, сам
распорядился своей интеллектуальной
собственностью. Шиллер без разрешения, тайно
посещал репетиции, и вот 13 января 1782 года
состоялась премьера.
Это был великий день немецкого театра. Восторг,
сенсация, потрясение. “Горящие глаза, сжатые
кулаки, топот ног, хриплые возгласы в зале.
Незнакомые люди со слезами обнимали друг друга.
Женщины были близки к обмороку. Всеобщее
возбуждение было подобно хаосу, из мрака
которого возникает новое творение” – так
описывает очевидец достославную премьеру.
Одновременно с премьерой вышло второе издание
драмы. На обложке был изображен лев,
изготовившийся к прыжку, и обозначен девиз – “На
тиранов!”
Столь строгий судья, как Лев Толстой, не
признававший самого Шекспира, уже в старости, в
1890 году, записал в дневнике: “Думал,
“Разбойники” Шиллера оттого мне так нравились,
что они глубоко истинны и верны”.
Какую же великую правду современный читатель
увидит в “Разбойниках”? Великую и вечную правду
юной души. То самое, что называется затертыми и
уже не производящими впечатления словами
“юношеский максимализм”.
Отцы и деды из века в век твердят, что молодежь
окончательно испортилась, и они явно не правы.
Дети и внуки из века в век отвечают, что та жизнь,
куда они должны вступить, нехороша, и они правы
абсолютно.
И вот юный Шиллер с удивительной мудростью
показал в своих “Разбойниках” и великую правду
юношеского максимализма, и великую неправду –
готовность на нетерпеливое насилие.
Конечно, шестнадцатилетний Шиллер, начиная
писать драму, вкладывал себя в своего любимого
героя – Карла Моора. Тем интереснее, что от
идеализации он удержался, и в первых сценах его
фигура не свободна от комизма. Карл мечтает о
подвигах, протестует против тирании во имя
свободы личности, с пафосом клеймит “жалкий
век”, забывший о героизме и великих деяниях.
Комизм же заключается в том, что он попросту
недоучившийся студент, вынужденный скрыться из
университетского города, потому что кругом
задолжал и досадил всем жителям, а не только
властям, оскорбительно-бесшабашными выходками.
Карл “хулиганит”, потому что уважать рутинную
жизнь “благомыслящих людей” не может, и в итоге
“уходит в разбойники”.
То есть Шиллер воплощает в сюжете одно из
типичных желаний подростка: стать мстителем и
лично, собственной рукой покарать злодеев.
Собственной рукой взять за горло математичку,
чтобы до нее наконец дошло... а? Насмерть душить не
надо, но пусть испугается и раскается, тогда
можно и отпустить, верно? А иначе они не понимают,
ведь правда же?
Еще одно типичное желание подростка – покончить
с собой и потом посмотреть, как все будут плакать
и горевать, что не оценили его душу и были к нему
несправедливы. Это желание тоже есть у Карла, но
попытку самоубийства Шиллер в действие не
вводит.
Итак, Карл становится мстителем за попранную
справедливость. “Этот алмаз я снял с одного
советника, который продавал почетные чины и
должности тому, кто больше даст, и прогонял от
своих дверей скорбящего о родине патриота. Этот
агат я ношу в память гнусного попа, которого я
придушил собственными руками за то, что он в
своей проповеди плакался на упадок инквизиции”.
Какая правда, какая современная правда! Как будто
не стародавний монолог читаешь, а современного
мальчишку слушаешь. Такого, знаете, обозленного
подростка, из экстремистов. Это же душа
возрадуется: пристукнуть какого-нибудь политика,
прогоняющего от своих дверей скорбящих
патриотов, а себе, скорбящему патриоту, забрать
его кольцо с брильянтом. Или собственными руками
придушить какого-нибудь журналюгу за то, что он
наговорил или написал, и забрать себе,
справедливому мстителю... ну, агат не агат, а,
допустим, сотовый телефон.
“Разбойники” великолепно поддаются
осовремениванию.
Но юный драматург в отличие от юного разбойника
знает, что самое благородное по замыслам
беззаконие, самое благородное в идее насилие
обернется чудовищно-омерзительными
преступлениями.
Шиллера не раз упрекали за примиренческий финал
драмы. Натворивший ужасов, измученный
раскаянием, убивший любимую невесту в угоду
озверевшей толпе разбойников, Карл Моор решает
отдаться в руки правосудия и последним своим
шагом облагодетельствовать хоть одного
человека.
Считает ли Шиллер несправедливую жизнь все же
единственно возможной, а все попытки ее
исправления гибельными? Нет, не может быть, поэт
никогда не изменял идеалу и не мог примириться с
недостойной, низкой действительностью.
Возлагает ли драматург все надежды на Божий суд?
Тоже непохоже. Злодеи не боятся божественного
воздаяния. Горячее красноречие пастора Мозера
так и не смогло пробудить в душе злодея Франца
страх Божий. Уповает ли поэт на законы? Но законы,
установленные герцогом Карлом Евгением и всеми
карлами евгениями, жестоки, несправедливы,
бесчеловечны. Так что же делать? И смиряться
нельзя, и бунтовать нельзя.
Можно справедливо заключить, что молодой
драматург еще не решил для себя, как ответить на
этот вопрос. Но он очень ясно сказал, что кровавые
злодеяния бунта и разбоя не помогут справиться с
удушающими злодеяниями тирании, утвердить
идеалы свободы и человеческого счастья.
Пять лет спустя, в трагедии “Дон Карлос”, Шиллер
найдет решение трагической проблемы, введя
категорию будущего. Истинным героем, рупором
идей автора является в трагедии не заглавный
герой, наследник испанского престола Карлос, а
его друг и наставник, благородный маркиз Поза.
Оружие маркиза – пылкое, вдохновенное слово. Он
проповедует идеалы свободы, разумного
общественного устройства – в общем, все хорошее
против всего плохого.
Тут и всплывает это словечко – прекраснодушие,
ставшее синонимом в лучшем случае наивности, а в
худшем – фразерской позы. Само имя вдохновенного
маркиза звучит для русского читателя весьма
двусмысленно. Но в оправдание, так сказать,
маркизу и его создателю нужно сказать, что они не
предполагают “сию минуту” исправить
действительность возвышенной проповедью, они
надеются на будущее, а в этом смысле пропаганда
всего хорошего против всего плохого имеет смысл.
Повторим за Пушкиным, потому что лучше не
скажешь: “Лучшие и прочнейшие изменения суть те,
которые происходят от улучшения нравов, без
всяких насильственных потрясений”.
Но все это впереди, а пока что “Разбойники”
триумфально шествуют по Германии. В Мангейме на
афише появилось имя автора – “господин Шиллер”.
Карлу Евгению и раньше доносили, кто скорее всего
является знаменитым анонимом. Герцог некоторое
время смотрел на самовольство сквозь пальцы. С
одной стороны, ему льстило, что подданный
оправдал надежды и стал известен всей Германии. С
другой – пока тот действовал осторожно и
соблюдал тайну, пусть формально, ситуацию можно
было терпеть. Но широковещательное объявление
авторства вызвало со стороны герцога санкции.
Для начала герцог Карл Евгений потребовал к себе
солдата Шиллера, поговорил снисходительно, но
осудил его “дурной вкус” и вызвался научить
вкусу хорошему. Для этого поэт должен был
представлять свои сочинения герцогу для
просмотра и необходимых исправлений. Милость
герцога простиралась столь далеко, что
исправления он готов был вносить лично.
Почему власти предержащие действуют так
одинаково?
Николай Первый тоже учил Пушкина писать: он ведь
был поэту не только цензором, но и милостиво
велел трагедию “Борис Годунов” переделать “в
роман наподобие Вальтера Скотта”.
Гораздо понятнее, почему поэты не принимают
милостивых советов. Шиллер не принял от герцога
“творческой помощи”, и санкции ужесточились.
Очередная отлучка в Мангейм закончилась
гауптвахтой, Шиллеру было запрещено отлучаться
за границу и общаться с иностранцами, а вскоре
герцог коротко и ясно запретил полковому лекарю
писать что-либо, кроме медицинских сочинений. За
ослушание – тюрьма. А в герцогской крепости,
между прочим, уже десять (десять!) лет сидел без
суда и следствия поэт Даниэль Шубарт, который
разгневал Карла Евгения тем же самым, что и
Шиллер: его стихи ходили в списках в Вюртемберге
и печатались за границей.
Вечером 22 сентября 1782 года в столице Карла
Евгения Штутгарте шумел и рассыпался
фейерверками пышный праздник: встречали
наследника русского престола, будущего
императора Павла, и его супругу, племянницу
вюртембергского герцога. Городские ворота по
такому случаю охранялись кое-как, и отвлеченные
иллюминацией стражники не обратили внимания на
бедную повозку с двумя пассажирами. Одним из них
был Шиллер. Поэт покидал Вюртемберг навсегда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|