ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
СТРАНИЧКА ВАСИЛИЯ КОЛЬЧЕНКО
Хорошо учитъ без компъютера можно.
Без учителя – нелъзя
Какую роль в американских школах
играют компьютеры и Интернет?
– И то и другое есть в большинстве американских
школ, но это мало кого удовлетворяет. Говорят,
например, что компьютеров все равно не хватает,
что они старые, что учителя их недостаточно
используют, а многие учебные компьютерные
программы примитивны.
Эти упреки часто справедливы и хорошо нам
знакомы. Заманчивые обещания школьной
компьютеризации не спешат исполняться, хотя без
компьютерной техники школу уже представить
трудно.
Есть ли эта техника в США в каждом классе? В
большинстве классов ее нет. Зато повсюду стоят
классные доски. Обычная доска пока успешно
конкурирует с компьютерным экраном. Она дешевле,
ее труднее сломать, и на ней не появятся разные
соблазнительные картинки и развлечения, которые
легко найти в Интернете.
В школе обычно есть несколько классов, где на
каждом столе стоит компьютер. За техникой следят:
чтобы не украли, чтобы не сломали и чтобы не
тратили время на пустые игры. Случается, что
компьютерами пользуются редко или вообще не
пользуются. Так и у нас бывает: купили и поставили
для красы – показывать проверяющим. Пока
собрались взяться за дело, машины устарели. Пора
покупать новые.
Однако это все же исключение, а не правило.
Разумеется, в американских школах гораздо больше
компьютеров, чем в наших, они новее, чаще
используются и приносят намного больше пользы.
Где они есть наверняка, так это в кабинетах у
директора, его заместителей и секретарей.
Имеются они и в учительских.
Для учителя это клад. Все что угодно можно тут же
распечатать, найти в Интернете и сохранить в
компьютерной памяти. Впрочем, почти у всех
педагогов есть компьютер дома, и засиживаться на
работе они не привыкли.
Есть и такие школы, где компьютеризирован каждый
класс. Есть целые районы, где каждому ученику
бесплатно выдают компьютерную «записную
книжку». Эту портативную машинку можно носить с
собой на уроки, использовать вместо тетради и
учебника, подключать к Интернету.
Но важнее другое. Большинство американских семей
имеют дома хотя бы один компьютер, и дети
вырастают в постоянном общении с этой
электронной нянькой, играя в компьютерные игры и
кочуя по сетевому лабиринту. Для них заглянуть в
Интернет – все равно что для предыдущего
поколения включить радио или телевизор.
Поэтому и в учебе они охотно пользуются этими
навыками. Предпочитают не от руки писать
сочинение-эссе, а набрать на компьютере и
отпечатать на принтере. Не плакаты рисовать для
презентации на уроке, а подобрать компьютерные
слайды. Не в библиотеку сходить, где нужной книги
может и не оказаться, а сразу отправиться в
путешествие по всемирной Сети, где
обнаруживается обратная проблема – чрезмерное
обилие информации.
Теперь школьники часто идут в местные библиотеки
не ради книг, а ради Интернета. В библиотеке рядом
с моим домом стоит десятка два компьютеров,
подсоединенных к Сети, и свободных мест там, как
правило, нет. Люди записываются в очередь, чтобы
бесплатно поработать в Интернете в течение
тридцати минут.
Полезна электронная связь учителей с учениками и
их родителями. На первых же занятиях у меня
обычно спрашивают о моем адресе (e-mail). Пишу его на
доске. Предупреждаю, чтобы не ждали
моментального ответа. Ученики редко
злоупотребляют круглосуточным доступом к
преподавателю. Иногда они просто извиняются за
пропуск занятия, просят об отсрочке для своего
учебного проекта, уточняют детали домашнего
задания.
Порой приходят исповедальные истории, о которых
легче написать, чем рассказать. В этом году
студентка описала мне свои семейные неурядицы. В
отчаянной записке студент сообщил, что попал в
тюрьму. Авторы этих писем надеются найти у
педагога понимание, сочувствие, а помогает им в
этом бездушная машина.
Дневников у американских школьников нет, и
общение с родителями идет с помощью записок.
Электронная почта куда проще, быстрее и надежнее.
Учитель нажал на кнопку, и серия записок полетела
по родительским адресам.
Так родители могут узнать об успехах своих детей,
о работе в классе, о приглашении на собрание. Они
могут и сами задать вопрос педагогу или
поделиться своими проблемами.
Дальше – больше. Учитель может разослать
домашнее задание по электронной почте и
попросить вернуть его таким же образом. Он может
поместить в Интернете образцы заданий, чтобы
ученики работали самостоятельно. Можно наладить
групповое обсуждение задач. Каждый его участник
сидит дома у компьютерного экрана.
Можно, но нужно ли? Первая волна энтузиазма по
поводу дистанционного образования в Америке
схлынула. Обучение, при котором учитель и ученики
общаются исключительно через компьютер,
проверено практикой последних лет, оно
достаточно эффективно, но годится, видимо, лишь
для небольшого числа людей с сильной мотивацией
и хорошими способностями.
В американских вузах такие виртуальные классы
заняли свою небольшую, четко очерченную нишу.
Школьники, которые занимаются дома, составляют в
Америке не больше двух процентов от общего числа
учеников. Они часто обращаются к Интернету,
словно к всезнающему электронному тьютору, но в
обычных классах компьютер еще не прижился.
Общение учителя с учеником по-прежнему идет на
фоне классной доски, лицом к лицу.
Случайно ли это? Что важнее для ребенка –
доступность информации или душевная поддержка
учителя? Компьютерный тренаж или человеческое
общение? В будущем одно поможет другому, и
компьютер станет привычной частью учебной среды.
Но стоит запомнить: хорошо учить без компьютера
можно. Без учителя – нельзя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|