ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Делиться не опытом, а возможностями
Интервью с директором Вятской гуманитарной
гимназии Александром Галицких
В ноябре этого года на базе Вятской
гуманитарной гимназии (город Киров) прошла
научно-практическая конференция
“Образовательная программа современной
гимназии”. На ней обсуждались пути развития
образовательных учреждений, способы трансляции
накопленного опыта, возможность проектирования
образовательных программ в отдельных школах.
Гостями и участниками конференции были не только
педагоги Кирова и Кировской области, их коллеги
из разных уголков России, ученые, но и
представители власти. Среди них – губернатор,
председатель правительства Кировской области В.Н.Сергеенков
(он же является почетным попечителем данной
гимназии), В.Н.Пугач – главный федеральный
инспектор аппарата Полномочного представителя
РФ по Кировской области и многие другие.
Удивительная атмосфера царила на конференции –
вдруг стала реально ощущаться возможность
взаимодействия школы, системы высшего
образования, академической науки и
разнообразных ветвей власти. С первых минут
работы стало понятно, почему именно этот город
стал победителем конкурса на звание культурной
столицы Приволжского федерального округа: там
проблемы образования решают сообща, и именно это
единение всех слоев общества дает шанс
приобщиться к культуре. Решать проблемы школы
вовсе не означает безропотно соглашаться со
всеми требованиями и нововведениями. Так,
выступление В.К.Бацына, заместителя начальника
Управления региональной образовательной
политики Министерства образования, на пленарном
заседании вызвало много вопросов, споров, но для
всех это означало не борьбу друг с другом, а
начало продуктивного диалога.
Почему такая серьезная конференция проходила на
базе одной из российских школ? С 1999 года Вятская
гуманитарная гимназия (ВГГ) является Федеральной
экспериментальной площадкой, а со следующего
года становится центром повышения квалификации
педагогов и руководителей образования (наряду с
другими инновационными школами России) по теме
“Проектирование образовательной программы
современной гимназии”. Чему же и как будут учить
работников просвещения в этой гимназии? Почему
именно она получила такое право – учить других?
Чем эта работа будет отличаться от привычных
курсов повышения квалификации? Эти вопросы также
обсуждались на конференции. Сложные вопросы, не
имеющие однозначных ответов. На взгляд одного из
гостей конференции, именно отсутствие
единственно возможных решений отличает ВГГ от
многих других общеобразовательных учреждений.
Возможно, именно этим сильна данная гимназия, и
именно поиску своих решений, а не готовым чужим
ответам будут учить там тех, кто приедет на
стажировку. Правда, слово «учить» здесь тоже не
совсем подходит. Скорее там будут просто
делиться опытом своего поиска образовательной
программы и помогать другим пройти свой,
неповторимый путь.
– На конференции вы рассказывали о том, что
удалось, какие проблемы стоят перед гимназией
сегодня. А с какими трудностями вы столкнулись на
первом этапе работы над образовательной
программой гимназии?
– Главная ценность образовательной программы в
том, что она все время создается всеми
участниками образовательного процесса. Однако
поначалу трудно проходило согласование целей,
ценностей и смыслов. Наши ученики и учителя давно
привыкли к тому, что они вместе работают в
Большом совете школы и умеют это использовать. Но!
Как допустить гимназистов в святая святых, в нашу
педагогическую деятельность, чтобы они вместе с
нами ее проектировали? Я бы сказал, что на первом
этапе особенно остро перед нами (учителями)
встала проблема взаимопринятия, взаимопонимания.
Одновременно было очень сложно включить в
ценностный процесс гимназистов и их родителей,
которые не могли понять, как это они вместе с
учителями могут проектировать образовательную
программу гимназии. Я думаю, мы до конца эту
задачу так и не решили.
Есть и другая проблема, стоящая перед гимназией с
самого начала, но ставшая особо актуальной
сегодня. Она связана с фиксацией результатов
работы управленцами разных уровней. Зачем нужна
образовательная программа управленцу? Чтобы ее
можно было брать и внедрять. Но образовательная
программа – это процесс согласования всех
позиций: школы, муниципалитета, родителей,
попечителей, детей.
– В гимназии работают освобожденные
классные воспитатели. Многие считают, что это то
же самое, что и классный руководитель, только
денег за работу платят побольше. Согласны ли вы с
этой точкой зрения?
– Это не так. Классный воспитатель прокладывает
мостик между каждым учеником своего класса и
учителями-предметниками в совместной
деятельности с детьми. Мой опыт показывает, что
сложнее всего найти человека на должность
освобожденного классного воспитателя. Мы
постепенно их выращиваем. Самые лучшие – те, кто
получил педагогическое образование, лет 20–30 не
работал в школе, а потом вернулся по каким-то
причинам (чаще всего уже будучи бабушками). У них
нет нашей педагогической зашоренности. Это
посредники между ребенком и школой, миром.
– Очень часто при развитии в школе детско-взрослого
сообщества падает общеобразовательный уровень.
Точнее, так считают многие оппоненты свободных,
демократических школ. В основном они мотивируют
тем, что в школьные годы нужно научиться
подчиняться, а лишняя свобода приводит к анархии
и бездеятельности. На примере вашей гимназии
хорошо видно, что это совершенно необоснованно.
Были ли сходные проблемы у вас в коллективе?
– Когда мы начинали работать, сначала все
учителя сильно возмущались, у нас школа с
хорошими традициями, почти все дети поступают в
институты, разве нужно что-либо менять? А сегодня
в коллективе практически все – единомышленники,
работают в новой педагогике сотрудничества,
сотворчества. Есть интересный парадокс.
Изменения, которые происходят в образовании и
педагогике, лучше всего принимают учителя
старшего поколения. А молодые учителя приходят в
школу традиционалистами. Люди, которые вроде бы в
другой системе воспитаны, почему же они
предпочитают сначала работать в авторитарном
режиме?
Я думаю, это как в педагогике “проживания
исторических эпох”, построенной на идее, что для
лучшего познания окружающего мира ребенок
должен сам пройти (прожить) основные вехи его
развития. Может быть, так и учитель, начиная
работать, должен сначала побыть
традиционалистом, потом понять, что это плохо.
Может быть, каждый учитель проходит свой путь, с
ошибками и озарениями.
– А как вы работаете с новыми учителями?
– Во-первых, стараемся, чтобы к нам не попадали
случайные люди. С педагогическим университетом
заключен договор, позволяющий студентам
проходить практику у учителей нашей гимназии.
Часто они защищают дипломы на базе этой работы.
Мы сразу стараемся включить молодых (и просто
новых) учителей во все мероприятия. И внимательно
наблюдаем за каждым – сразу нельзя понять, что из
себя представляет тот или другой учитель. Года
через три становится ясно, родился настоящий
учитель или нет. Я не считаю, что нужен особый
контроль за молодыми учителями. На самом деле и
раньше его не было – закрывалась дверь класса, и
что ты там делал сорок минут с классом, никто не
знал, это твое дело.
– Но если создается критическая ситуация,
например, учитель проработал месяц-два и вам
кажется, что он работает вразрез с идеологией
школы. Что вы делаете?
– Самая сложная точка. Начинаю беседовать,
убеждать, объяснять, что “мы вам не подходим”.
– Чьи проблемы вы ставите на первое место
как директор школы – детей или учителей?
– Мы-то всегда бьемся за свободу детям. А давать
свободу нужно прежде всего учителю, тогда и детям
будет хорошо. Учитель ведь тоже человек. Я
горжусь тем, что я был одним из первых, кто
отменил школьную форму. Хотя тогда я очень этого
боялся – боялся расслоения, а потом выяснилось,
что никто в богатых одеждах не ходит. Сначала
многие учителя были против. Но прошла пара недель,
и одна учительница в гимназии появилась в
джинсах – говорит, что у учителей отныне тоже
отменена школьная форма.
– Три года гимназия является ФЭП. Достаточно
ли вам общения для обмена мнениями и опытом?
– Без общения с коллегами развитие
невозможно. Я бы хотел, чтобы образовалось некое
гимназическое сообщество. Период поиска в
основном закончился, и когда встречаешься с
представителями разных гимназий, наши проблемы
интересны друг для друга.
Но и с другими инновационными школами нужно
общаться чаще. Однажды услышал такую фразу: “Я же
использую элементы вальдорфской школы! Почему у
меня ничего не получается?” Да потому, что
элементы используешь, а не ее философию. А нужно
начинать именно с нее – принял определенную
педагогическо-философскую позицию и работай. Мне
бы не хотелось, чтобы кто-то, приехав к нам,
воскликнул: “О, здорово! Давайте это у нас
сделаем!” Но очень хочется, чтобы увидели то, что
мы делаем, пощупали, пообщались, нашли нечто
новое в себе. Это очень важно.
Думаю, сегодня многим педагогам необходимо место,
где уже не надо доказывать свою идеологию, а
можно обсуждать проблемы новой педагогики – они
есть, их много.
Беседовала
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|