Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Кто обеспечит реформу?

Система финансирования образования –
сегодня и через десять лет

4 декабря в Москве прошла научно-практическая конференция “Экономика образования”, организованная Российским общественным советом развития образования (РОСРО), Министерством образования и Центром стратегических разработок Германа Грефа.

В конференции приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Валентина Матвиенко, министр образования Владимир Филиппов, губернатор Самарской области Константин Титов, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, руководители вузов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, представители Минэкономразвития и Минтруда.
Цель встречи – сформулировать замечания и рекомендации, необходимые для доработки нормативных документов, которые в настоящее время готовятся правительством с целью выполнения основных положений Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
В своем докладе ректор Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сделал акцент на основных проблемах финансирования образовательной отрасли и проанализировал причины, которые привели к негативным последствиям.

С чем не согласно правительство?

Как известно, Россия сохраняет значительные преимущества по уровню образованности населения: 25-е место в рейтинге так называемой “давосской группы” из 58 стран, на фоне пятидесятых мест по всем остальным параметрам. Вместе с тем наша страна существенно уступает развитым государствам по ресурсному обеспечению образования, направляя на его развитие из бюджетов всех уровней лишь 3% ВВП.
За счет бюджетных и внебюджетных источников рациональные потребности школы покрываются лишь на 28%, вуза – на 33%.
В Концепции модернизации образования рекомендуется увеличивать расходы федерального бюджета на образование не менее чем на 25% в год, территориальных – на 10% в год в реальном выражении. Только при выполнении этих условий удастся к 2010 году обеспечить рациональные потребности школы на 75%, вуза – на 95%. Положительная динамика, заданная авторами реформы, может быть реализована лишь при ежегодном росте ВВП на 5%.

Пессимистический прогноз

Однако, как полагает правительство, в действительности будет обеспечен только 5%-ный рост расходов федерального бюджета и 2%-ный – региональных на образование, и недофинасирование по школе к 2010 году составит 55%, по вузу – 45%.
Как утверждают экономисты, еще 10 лет хронического недофинансирования наши школы и вузы не выдержат.
По какому пути пойдет в таком случае развитие отрасли?
Один из них обрисовал в своем выступлении Я. Кузьминов.
Количество госвузов будет сокращено с 562 примерно до 100, число техникумов, финансируемых из бюджета, с 2635 до 800.
Этот вариант даст возможность сохранить интеллектуальную элиту страны, но вместе с тем приведет к очень серьезным социальным потрясениям. Россияне привыкли к бесплатному (в своей основе) высшему и среднему профессиональному образованию и терять свои достижения не готовы.
Специалисты надеются, что приведенные выше аргументы заставят правительство изменить свое решение в пользу оптимистического для образования и увеличить финансирование.

Участники конференции выступили категорически против казначейской системы и сметного постатейного финансирования, поскольку они препятствуют введению нормативно-подушевого финансирования, одной из разновидностей которого является ГИФО.
Это нововведение поможет частично разгрузить семейные бюджеты за счет софинансирования образовательных услуг, а не стопроцентного финансирования, как это происходит сейчас. Разницу между выданной государством суммой и ценой, назначенной самим вузом за свое обучение, помогут компенсировать образовательные кредиты для состоятельных семей (кредиты даются под залог имущества) или возвратные целевые субсидии для малообеспеченных студентов. Субсидии планируется выделять только учащимся социально значимых вузов – педагогических, медицинских, аграрных, некоторых инженерных; если в течение 5 лет после завершения учебы выпускник отрабатывает по специальности, долг ему прощается. Если же он уходит “налево”, то в течение 10–15 лет обязан постепенно вернуть деньги.

Тут возникает много спорных моментов.
По мнению ректора Финансовой академии при Правительстве РФ Аллы Грязновой, развитие системы субсидий возможно лишь в условиях стабильной и предсказуемой экономики.
С другой стороны, ректоры вузов сами назначают цену за обучение, и она может расходиться со стоимостью ГИФО (самое высокое – А+ – 25000 рублей) на несколько порядков.
Виктор Садовничий полагает, что “привязывать” объем финасирования по ГИФО следует не к результатам ЕГЭ, а к реальной стоимости образовательной программы данного вуза. В МГУ им. М.В. Ломоносова этот показатель равен 20 тысячам долларов.
Нормативное подушевое финансирование в сочетании с госзаказом призвано способствовать конкуренции в сфере образования, хотя далеко не все, как показала дискуссия, одобряют этот вектор движения и не готовы признать образование частью сферы услуг.
Что же касается госзаказа на подготовку кадров, формирование которого возложено на Минэкономразвития и Минтруда, то, по мнению М. Дмитриева, планировать число специалистов в условиях рынка и расширения частного сектора во всех отраслях экономики – такая же нелепая задача, как впрягать лошадь в современный автомобиль.
Сопредседатель РОСРО Андрей Кокошин видит выход из положения в так называемом индикативном планировании, распространенном в мире. Для этого необходимо определить наиболее конкурентоспособные сферы экономики как основу для госзаказа и привлечения различных инвестиций. В России это космические технологии, гражданская авиация, атомная энергетика, тяжелое машиностроение и образование.
...Валентина Матвиенко предостерегла участников дискуссии от забалтывания проблем и призвала действовать постепенно и слаженно, иначе Россия рискует отстать от всего мира навсегда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru