ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
Школа подсказывает темы
Три сюжета из записной книжки
За последний месяц после Белгорода,
Омска и Тюмени пришлось побывать в Красноярске и
Якутске.
За время путешествий в компьютере набралось
столько тем и записей встреч, что вряд ли удастся
описать в газете даже десятую часть. И я решил
написать заметку из коротких описаний тех тем,
которые появились в дороге.
Ведь иногда самые свежие впечатления – самые
точные.
Нужен мораторий на втягивание школ в выборы
Об одном красноярском семинаре, посвященном
молодежной политике, наша газета уже писала, а
после обсуждения молодежной политики мы провели
два дня с авторами инновационных проектов и день
с попечителями. Красноярск весь погружен в
выборы в Законодательное собрание края.
Школы тоже становятся жертвами политической
напряженности, время от времени то та, то другая
политические силы пытаются «строить образование
под себя», но уже не так натурально и грубо, как
это было раньше, но все равно – никакого
моратория на насильное вовлечение школ и
учителей в избирательный процесс.
Из Красноярска я перелетел в Якутск – а там
предвыборная атмосфера еще напряженнее. Все
знают, что местный президент отчаянно борется со
своими конкурентами, к тому же министр
образования – тоже в списке кандидатов.
И все же три сотни педагогов со всей республики
собрались на учебно-экспертный семинар и
несколько дней подряд обсуждали проекты и
слушали лекции.
Богатство идей и проектов – поразительное.
Александр Лобок, знаменитый автор системы
вероятностного образования, член эвриканской
команды, работавшей в Якутии, буквально
«провалился» в материал: Якутия, особенно
сельская школа, вовлечена не только в
политические баталии, их как раз на эвриканском
семинаре не чувствовалось, но прежде всего – в
мощный духовный процесс выращивания
образовательной модели диалога «Восток –
Запад».
Однако каждый раз, когда речь заходила о том, как
развивать инновационную сеть дальше, все
говорили: надо подождать до окончания выборов.
То же самое – и с бурно развивающимся в Якутии
попечительством. М.Николаев – фанат
попечительства. Всячески поощряет и
поддерживает. В регионе принят единственный в
России Закон «О попечительской деятельности». Но
никто не знает, как все будет развиваться после
выборов.
Школа оказалась зависимой от политической
обстановки. Даже не от политической – особой
политической разницы между кандидатами в
депутаты Законодательного собрания
Красноярского края или кандидатами в президенты
Республики Саха (Якутия) почти нет.
А вот выборы влияют на школу сами по себе.
Нужна, как мне кажется, жесткая норма – школа вне
политики. Нужен мораторий на втягивание школу в
выборный процесс. Надо подумать, как это
возможно.
Россия – интершкола
И в Красноярске и в Якутске появилось много
учителей-иностранцев.
Я и до этого знал, что в России уже очень много
школ, в которых или преподавание ведется на
иностранном языке, или преподается культура
других стран представителями этих стран.
Например, почти в каждом регионе есть турецкая
школа. Как правило, очень высокий уровень
традиционного преподавания, очень хорошее
оборудование, конечно, турецкий язык и
перспектива продолжать образование в Турции.
Размах проникновения турецкого образования в
Россию свидетельствует о том, что это мощная
правительственная (речь идет, конечно, о турецком
правительстве) программа.
Теперь новый этап: российская школа открылась
для учителей-энтузиастов, которых, впрочем, также
поддерживают их правительства.
В Красноярске, например, в одной из школ (мы
постараемся подробно написать об этом опыте в
еженедельнике «Управление школой») работают две
учительницы-иностранки: Изабелла Якубек – из
Польши, Виталия Кальвелене – из Литвы. Обеих
пригласили общественные организации
Красноярска – представители литовской и
польской диаспор. У обеих – прекрасные программы
и замечательный контакт с детьми.
А в Якутске француженка Александра Леверье
представила на семинаре «Эврики-2» проект
кочевой эвенкийской школы.
Эта потрясающая женщина уже четыре года живет в
стойбище, кочует по тайге, вышла замуж за эвенка и
уже родила ребенка. И вот теперь предложила
проект кочевой эвенкийско-французской школы на
статус культурно-образовательных инициатив, на
статус «ФЭП».
В Якутии вообще школы якутско-иностранные – не
редкость. Есть якутско-канадская, опять же –
турецкая.
Буду теперь обращать внимание на этот феномен и в
других регионах. Что это? Культурная экспансия?
Или попытка прислониться к российской культуре?
Или свойство российской школы – становится
более открытой?
Надо подумать…
Где же широкомасштабный эксперимент?
В каждом регионе люди спрашивают: когда же
начнется тот самый широкомасштабный
эксперимент, который официально начался в
сентябре?
Действительно, неудобно как-то получается. До сих
пор сотни школ, которые были объявлены
экспериментальными, не получили никаких
материалов, не то что учебников, по которым надо
вести эксперимент, но даже и методичек нет.
И все помнят, как год назад министерство грозно
заявило, что вот, мол, скоро оно само займется
федеральными экспериментами, и это будет
эксперимент – как следует.
Занялось.
Но главное даже не в том, что нет материалов, хотя
это, конечно, тоже требует по крайней мере
публичных объяснений – что происходит?
В чем же суть эксперимента широкомасштабного?
Вот этого никто и не понимает.
В чем цель?
В чем гипотеза?
Что требуется доказать или опровергнуть?
Сотни тысяч человек – ученики, учителя,
директора и родители – поставлены в дурацкое
положение, и все уже даже не гневаются – смеются.
Вольно или невольно это является сильной
дискредитацией самого экспериментирования в
образовании. Люди перестают верить в серьезность
намерений системы образования реформироваться.
Они ведь не разделяют нас на министров,
заместителей министров, начальников управлений,
журналистов, ученых, учителей.
Они говорят: «Вы не способны сделать что-то
серьезно, мы вам не верим». Говорят это учителям и
директорам. Тем самым директорам, которых заочно,
не спрашивая, назначили в экспериментаторы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|