КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Закон притяжения для городов,
театров, режиссеров...
Журнал “Сцена” родился в дни путча.
Казалось бы, на что тут было рассчитывать? Тем не
менее журнал продолжает выходить. Несмотря ни на
что
Вы заметили, как наша жизнь стала похожа
на бухгалтерские отчеты: цифры, рейтинги, сумма
прописью. Не участвовать в этом даже как-то
неудобно, того и гляди спросят: “Если ты такой
умный, где твои денежки?” – строго, как на
агитационном плакате, пальцем покажут.
На главный (хоть и риторический) вопрос
современности наши герои вряд ли ответили бы
правильно. В “сумме в у.е.” их деятельность не
более чем невыразительна. Но несмотря на это (или
благодаря тому) журнал “Сцена” – явление
уникальное. Во-первых, потому, что он –
единственное российское специализированное
издание, посвященное вопросам
художественно-технического обеспечения
спектакля. Сценографии, технике, технологии,
архитектуре театра, менеджменту, образованию в
области зрелищных искусств. Абсолютно серьезный
журнал для подготовленного
читателя-профессионала – компетентный,
полезный. Как говорится, сейчас так уже не делают.
Во-вторых, “Сцена” – явление художественное,
артефакт, среда обитания театральных художников,
техников, архитекторов. Он красив, но красота его
резко отличается от бесчисленных глянцевых
однотипных журналов. Он – другой.
Но самое интересное, что при всей своей
очевидности он – явление невероятное. То, чего не
может быть – не выживают журналы, не имея ни
помещения, ни оборудования, ни штата. Впрочем,
“Сцена” уже более 10 лет “не выживает, а живет”.
Потому что владеет ресурсом, который обычно не
учитывают в балансе, – “людьми, преданными
делу”.
В 1989 году на очередной конгресс ОИСТАТ
(Международная организация сценографов,
театральных техников и архитекторов) в Тбилиси
съехалась элита этих профессий. Среди них был
издатель французского журнала “AS” (“Актуальная
сценография”) Мишель Гладиревски – по
образованию театральный архитектор, по
профессии – художник по свету, а по крови – “наш
человек” (его дед запускал в Архангельске первый
трамвай). И в разговорах с ним стало вдруг
понятно, чего не хватает российскому
театральному цеху, – специального органа,
который объединил бы вокруг себя профессионалов.
Очевидно, назрела необходимость не только
собирать и хранить богатейший опыт
отечественного театрального дела, но и делиться
им с мировой общественностью.
Итак, 19 августа 1991 года между Союзом театральных
деятелей России и французским издательством Les
EDITIONS A.S. был подписан контракт о совместном
издании. Памятный день, не правда ли? В Москве
путч, на улицах появились танки – и родился новый
журнал. Несмотря ни на что. Так с первого дня и
продолжающий выходить “несмотря на...”.
До 1996 журнал “Сцена” делался в Москве, а
издавался под руководством Мишеля Гладиревски в
Париже, на русском и французском, и являл вполне
успешный результат “международной помощи”. Но
политики меняются, а с ними и представления о
взаимоотношениях.
“Сцена” оказалась без издателя. Произошли
перемены в руководстве СТД – и редакция лишилась
помещения.
Однако с журналом осталось то, что не зависит ни
от каких обстоятельств. “Нам изменяли издатели,
нас на произвол судьбы бросали учредители, нас
лишили помещения и прекращали финансировать. Но
мы выходим” – так было сказано в одном из
редакционных обращений, которыми открывается
каждый номер “Сцены”. В этом «мы» удивительный
женский дуэт (два главных редактора и ни одного
служащего) – Вера Глаголева, Алла Михайлова и
верный рыцарь – бессменный директор русской
части проекта Владимир Урин. И множество друзей,
людей, осознающих «безнравственность разрыва
связей между городами и театрами, привычных
контактов, складывающихся годами между
режиссерами, сценографами, архитекторами,
технологами». Таков закон притяжения. А
трудности… Что ж, они закаляют, если к ним
правильно относиться.
– Начинали весело, – вспоминает Вера Сергеевна
Глаголева. – Даже со стишками: “Компьютер
“Сцены” чуть живой по СТД в слезах кочует. Из
кабинета изгнан вон и вновь у Урина ночует”.
Вместе с ним перемещалась и малочисленная
редакция. Фактически первый номер ваялся в
мастерской у одного художника, который по
доброте душевной нас приютил. Но я бы сказала, что
в этой неустроенности проявлялась не
самодеятельность, а театральность нашей
деятельности. Потому что журнал-то был совсем не
самодеятельный, а в высшей степени
профессиональный.
– Таким он остался и спустя 10 лет. Поделитесь
секретами…
– У «Сцены» именитый и квалифицированный
редакционный совет, куда входят известные
театральные художники, технологи, архитекторы,
менеджеры, режиссеры. Вместе мы определяем темы
«Досье» – главного сюжета каждого номера.
С самого начала была идея, чтобы материалы для
“Досье” собирал приглашенный редактор –
практик, специалист, компетентный в той или иной
области. Наши авторы – профессионалы, те, для
кого журнал предназначен: сценографы,
художники-технологи, художники по свету,
режиссеры, преподаватели театральных учебных
заведений, директора театров.
Например, возникла тема – «Театральный костюм».
Мы провели «круглый стол» с художниками, которые
сетовали, как тяжело работать с актерами, как
плохо они в большинстве своем научены носить
костюмы: привычка ходить в джинсах усложняет
умение хорошо смотреться во фраке. Дали
высказаться и другой стороне – актеры Алла
Демидова и Игорь Ясулович рассказали, что такое
для них костюм. Александр Титель (главный
режиссер Музыкального театра имени
Станиславского и Немировича-Данченко) в статье
“Во что любят одеваться эти мужчины и женщины...”
выразил иной, режиссерский взгляд на эту
проблему.
В другом номере знаменитые сценографы –
В.Левенталь, О.Шейнцис, Э.Кочергин, С.Бархин –
рассказывали о своих методах преподавания, о
проблемах подготовки театральных художников и
технологов.
А номера, посвященные театральному менеджменту,
включены в учебный план Российской академии
театрального искусства. Туда вошли материалы и
российско-нидерландского семинара, проведенного
СТД, действительно очень полезный опыт по
организации гастрольного театра, требующий
осмысления на нашей почве.
А на страницах № 17 встретились видные режиссеры
и сценографы Москвы. Впервые они рассказали о
своих взаимоотношениях, о том, чем дороги им
постоянные творческие партнеры. Об этом говорили
В.Андреев, А.Бородин, К.Гинкас, Ю.Погребничко,
В.Фокин, П.Фоменко и их друзья – художники,
приоткрывшие дверь в самое сокровенное –
процесс сочинения спектакля.
Редактором номера, посвященного юбилею Большого
театра, был заместитель Генерального директора
театра Д.Родионов, статьи заказывал сам,
материалы собирал – получилось очень интересно.
– Как такое удается?
– Для первого номера обложку делал художник
Дмитрий Крымов. Он нарисовал картинку, а название
вместо типографских шрифтов написал просто
каракулями: “Сцена”. А мы от восторга зашлись,
потому что точно так работники постановочной
части маркируют изнанки декораций. Эти каракули
полностью соответствовали нашему назначению и
стали постоянным логотипом.
Картинки для наших обложек делают разные
художники. Сергей Бархин – для номера о свете,
Борис Мессерер – о механике, Александр Великанов
– об архитектуре. Олег Шейнцис нарисовал смешную
обложку для «Менеджмента», Юрий Устинов – для
«Костюма», Давид Боровский – к досье
«Пространство». Обложку последнего номера,
посвященного «Постановочной части», нарисовала
Елена Степанова. Много замечательных художников
делали и продолжают делать обложки для «Сцены».
Совершенно бесплатно. Значит, любят!
Кроме того, наши театральные художники публикуют
в «Сцене» не только свои эскизы и размышления.
Сергей Бархин, например, писал для нас пьесы и
рассказы, Эдуард Кочергин – новеллы о старых
мастерах, Татьяна Сельвинская (дочь знаменитого
поэта) – свои стихи.
– Особенно приятно спросить вас о перспективах.
– Один из номеров в следующем году будет носить
название “Театр будущего”. Мы запланировали
конкурс, в котором примут участие студенты и
преподаватели, а СТД выделил деньги на премии.
Интересно порассуждать, как изменится театр:
архитектура, решение пространства, театральные
технологии. Или, наоборот, развиваясь, мы
вернемся к чему-то, что уже было.
А сегодня мы даже мечтаем о том, чтобы увеличить
объем журнала. У нас появились друзья –
руководители серьезных фирм, изготовляющих
театральное оборудование. На их помощь можно
надеяться…
Одно пока известно: “Времена меняются – театр
остается”. А следовательно, останется журнал
«Сцена». Несмотря ни на что. «Ведь самые трудные
времена – это не только страдания. Они вызывают у
жизни новые идеи и новые силы, побуждают беречь
традиции. Объединяться для сохранения того, что
может помочь не только выжить, но и идти дальше».
Просто кто-то живет в развивающейся бедной
стране, вставшей на путь рыночной экономики, а
кто-то – в “великой стране с великой театральной
культурой”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|